Вопросы:
1) Сущность процесса обучения, его движущие силы.
2) Структура процесса обучения.
3) Звенья учебного процесса
4) Функции обучения
1. Обучение – процесс двусторонний: складывается из преподавания – деятельности учителя; и учения – деятельности ученика.
Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающимся и обучающим, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности, а также личностные качества.
Движущей силой такого обучения являются противоречия, центральным из которых выступает противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих знаний для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.
На основе разрешения этого противоречия путём умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся, их учебных возможностей.
Это центральное противоречие проявляется в частных противоречиях между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденно-житейскими и научными знаниями,
между знанием и формированием навыков и умений.
2. Модель структуры учебного процесса:
Цель – это заранее осознанный и планируемый результат
Его достижение требует деятельности.
Цель и деятельность – элементы одного и того же процесса – процесса достижения результатов.
Выбор цели, определённая деятельность, осуществление деятельности происходит через методы, средства, формы.
3. Звенья учебного процесса.
Схема звеньев учебного процесса в единстве с этапами познания и уровнями формирования зунов(???):
Уже на стадии постановки и осмысления проблемы формируются начальные продукты обучения (представление). Далее идёт развитие этих продуктов в качественном и количественном отношении (суждения, понятия, знания и т.д.). Цели обучения достигаются, когда результаты (продукты обучения) соответствуют данному уровню.
4. Функции обучения.
Философия определяет функции, как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами.
Дидактика определяет три функции процесса обучения:
Образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной области.
Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нём принятые. Не все учебные предметы имеют воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше.
Вторым фактором воспитания в процессе обучения является характер общения учителя и учеников, психологический климат в классе и т.д.