Модель процесса обучения




Вопросы:

1) Сущность процесса обучения, его движущие силы.

2) Структура процесса обучения.

3) Звенья учебного процесса

4) Функции обучения

 

1. Обучение – процесс двусторонний: складывается из преподавания – деятельности учителя; и учения – деятельности ученика.

 

Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающимся и обучающим, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности, а также личностные качества.

 

Движущей силой такого обучения являются противоречия, центральным из которых выступает противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих знаний для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.

 

На основе разрешения этого противоречия путём умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся, их учебных возможностей.

 

Это центральное противоречие проявляется в частных противоречиях между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденно-житейскими и научными знаниями,

между знанием и формированием навыков и умений.

 

2. Модель структуры учебного процесса:

Цель – это заранее осознанный и планируемый результат

Его достижение требует деятельности.

Цель и деятельность – элементы одного и того же процесса – процесса достижения результатов.

Выбор цели, определённая деятельность, осуществление деятельности происходит через методы, средства, формы.

 

3. Звенья учебного процесса.

 

Схема звеньев учебного процесса в единстве с этапами познания и уровнями формирования зунов(???):

 

Уже на стадии постановки и осмысления проблемы формируются начальные продукты обучения (представление). Далее идёт развитие этих продуктов в качественном и количественном отношении (суждения, понятия, знания и т.д.). Цели обучения достигаются, когда результаты (продукты обучения) соответствуют данному уровню.

4. Функции обучения.

Философия определяет функции, как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами.

Дидактика определяет три функции процесса обучения:

Образовательную, развивающую и воспитательную.

 

 

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

 

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной области.

 

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нём принятые. Не все учебные предметы имеют воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения является характер общения учителя и учеников, психологический климат в классе и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: