Риторика в жизни и деятельности юриста




Лекция 1. Риторика как учебная дисциплина и наука о красноречии

Основные сведения о риторике и ее понятийно-категориальный аппарат

Изменение взглядов на риторику и ее задачи на протяжении истории ее развития

Риторика в жизни и деятельности юриста

В наше время, насыщенное взаимоотношениями между представителями различных видов деятельности, важнейшим аспектом разрешения многих проблем и достижения значимых целей как для сообществ людей, так и для отдельных представителей рода человеческого, остается взаимопонимание между людьми. Именно поэтому так необходима нам всем риторика, дисциплина древняя и новая. Следует учитывать, что в нашей стране многовековая риторическая культура сильно порушена, поэтому человек, в данном случае юрист, овладевающий мастерством красноречия, приобретает нечто важное и полезное не только для себя; он становится непосредственным участником возрождения отечественной речевой культуры.

Риторика – колыбель гуманитарного знания, давшего начало стилистике, поэтике, раскрывающего пути, ведущие от мысли к слову, описывающего режиссуру речи, от отдельных ее элементов до сложного целого, выявляющего суть и содержание красноречия.

Основные сведения о риторике и ее понятийно-категориальный аппарат

Рождение риторики как дисциплины относится к периоду становления и развития городов-полисов в Древней Греции, к первым проявлениям демократии для граждан, ибо их бытие обеспечивали рабы. И риторика на первых порах была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству[1]. Все дело в том, что дар слова стал восприниматься там как признак и непременное условие полноценного, хорошего образования и одновременно приобретение человеком некой особой силы, некой власти, которая могла сделать его опасным для других. В связи с этим риторика то восхвалялась, то осуждалась. Недаром дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, запретил изучение красноречия.

Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия. Своей знаменитой Олимпийской речью ему удалось сплотить греков против мидян и персов. Он первым стал готовить ораторов, организовал обучение по специальным программам, выделил в красноречии основные его элементы. Горгий определил риторику как искусство речей и специально занимался судебным красноречием. Автором первого античного учебника по риторике называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тиснем начал преподавание ораторского искусства в открытых им специальных школах.

Однако наиболее авторитетным и значимым трактатом, сохранившим свое значение до наших дней и практически определившему характер европейской риторической культуры, была работа Аристотеля "Риторика". В ней автор утверждал, что риторика – то же творчество, искусство, которое сформировалось на основе диалектической логики человеческого бытия. Все дело в том, что людям при любых обстоятельствах приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять. Для риторики Аристотеля характерно нахождение способов убеждения по всем предметам речевого взаимодействия людей, в отличие от конкретных наук, где происходит процесс убеждения изучающего конкретную науку в истинности полученных знаний и их практической значимости.

Акцент на способы убеждения по всем предметам речевого взаимодействия людей значим для деятельности юриста. В своей деятельности ему придется осуществлять красноречие по вопросам, относящимся к разным сферам жизнедеятельности человека и общества. Поэтому, приступая к освоению риторики, мы обязаны привыкать к точности использования слов, которые способны отразить нюансы мысли, ее оттенки и, конечно, ее смысловое наполнение. Юристу в своей практической деятельности придется и оценивать, и признавать важность как смысловых различий в высказываниях оппонентов, так и словесной точности вербализации мысли.

Аристотель рассматривал риторику как науку о доказательной речи. Правда, по его мнению, для риторики важны не любые способы доказательства. Все, что убеждает само по себе, то, что очевидно, не совсем значимо для риторики, ведь ее дело не убеждать, а находить способы убеждения. Или, другими словами, убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное. Как видим, в понимании Аристотеля риторика обязана быть нацелена на способы доказательства вероятного, возможного, правдоподобного.

Сам Аристотель, поясняя эту особенность своей риторики, использует интересное сравнение. Он соотносит деятельность ритора с действиями врача, который обязан ориентироваться в своей деятельности не на то, чтобы "сделать любого человека здоровым", но на то, "чтобы, насколько возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких людей, которые уже не могут выздороветь".

Да и впрямь, что за труд доказать само по себе очевидное, убедить в том, что и без того ясно?! Конечно, это не дело настоящей науки. Настоящее искусство мыслеречевого взаимодействия состоит в том, чтобы принудить поверить не в совершившееся, а в возможное, доказать вероятное, убедить в желаемом или укрытом от прямого взгляда, проникнуть вместе с оппонентом в сущность природы рассматриваемого предмета, проложить дорогу к разуму и сердцу собеседника.

Итак, по Аристотелю, риторика – это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе логических доказательств; мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства.

Как видим, риторика поистине позволяет человеку, овладевшему ею, почувствовать себя в полной мере человеком, ибо он постигает дар, который ему и возможно постигнуть, – дар владения речью.

Созданная Аристотелем в IV в. до н.э. риторика прошла длительный путь совершенствования, в том числе и в России. Правда, в нашей стране первое руководство по риторике появилось лишь в начале XVII в. Значительный вклад для включения риторики в образовательный процесс внес М. В. Ломоносов. В изданном в 1748 г. "Кратком руководстве к красноречию" Ломоносов раскрыл общие правила красноречия в оратории и поэзии и сформулировал определение риторики как красноречия. Он считал, что "красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и гем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово". Как видим, у Ломоносова риторика связана с убеждением, но, главное, убеждение возможно там, где существует мнение. Иными словами, риторика существует там, где есть вероятное, где есть полутона, есть мысль.

Интересные и глубокие мысли о риторике высказал Η. Ф. Кошанский, учитель А. С. Пушкина. В своей работе "Общая реторика" он отмечал: "Реторика, имея предметом мысль, показывает 1, откуда они почерпаются (Изобретение); 2, как приводятся в порядок (Расположение); 3, как излагаются (Выражение мыслей)"[2]. По мнению автора, общая цель риторики состоит в том, чтобы раскрывая источники изобретения, обнаружить все способности ума, а показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному.

Положение риторики в России заметно меняется к середине 1830-х гг. Происходит противопоставление поэтики и риторики, и в 1840-е гг., получив различные предметы для своего изучения, риторика становится учением о приемах убеждения. В. Г. Белинский обвинил риторику в том, что она насаждает в обществе ложь и лицемерие, хотя истоки пламенного красноречия самого страстного обличителя риторики восходят к добротной риторической выучке.

Попытки возрождения риторики в России предпринимались в 1920-е гг., однако они не получили должного воплощения в действительность. К сожалению, многие разработки отечественных ученых, относящиеся к предмету риторики, ее сущности, а равно и методы исследования в области риторики оказались не востребованы. Одна из причин такого положения заключалась в том, что ораторская речь не была востребована практикой и не стала неотложной темой русской филологической и философской науки.

Сегодня в России риторика возрождается на новом уровне, что обусловлено рядом объективных обстоятельств. В частности, современный образ жизни, характер и содержание процессов управления во многих областях человеческой бытия, активное использование судебной власти требуют новых форм общения.

В настоящее время мы говорим плохо, хотя около 65% времени проводим в общении и за всю жизнь успеваем наговорить примерно 400 томов объемом по тысяче страниц. Мы являемся "человеками говорящими", но приблизительно 50% информации теряем при передаче ее друг другу. Происходит эго по разным причинам, и в первую очередь из-за того, что мы не умеем владеть собственным словом и не умеем воспринимать слова собеседника.

Таким образом, первый показатель нашего плохого говорения – потеря количества и качества информации при речевом общении. Наряду с потерей информации, при взаимодействии человека с человеком мы не достигаем должного воздействия на нашего визави, у нас не всегда выходит убедить его в чем-то, склонить на свою сторону. Наконец, неэффективность нашего говорения состоит и в том, что мы сами не получаем радости от общения с другим человеком и не доставляем эту радость тому, с кем ведем разговор.

Исключение этих недостатков в нашем говорении является важнейшей задачей, которую обязан решить юрист во время своего мыслеречевого взаимодействия со своим оппонентом. Во всех случаях юристу необходимо умело побуждать своих слушателей задуматься над рассматриваемыми предметами речевого взаимодействия, возбудить их собственное внутреннее слово, обменяться собственными мнениями, выработать собственную позицию по оценке рассматриваемого предмета и принять решение на их исполнение.

Сегодня риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Проанализируем это определение.

• Риторика в самом деле представляет собой теорию, ибо содержит в себе закономерности возникновения, функционирования и развития способов убеждающего воздействия.

• Одновременно риторика – это и мастерство речевого взаимодействия разных собеседников, ибо включает в себя конкретные речевые акты каждой из сторон, которые нельзя закрепить в какой-то алгоритм. Взаимодействие всегда ситуативно и требует от каждого из собеседников личного мастерства в эффективном использовании способов убеждения по тому или иному предмету беседы, публичного выступления, спора и т.д.

• Что касается целесообразности речи, то это означает ее соответствие цели говорящего, речевому намерению. Если говорящий ориентирован на поиск оптимального способа убеждения, то этот способ со всеми дополняющими его средствами говорения обязан принести результат, соответствующий намеченной цели. В противном случае, т.е. при отсутствии цели убеждения, нет необходимости искать и соответствующий способ убеждения собеседника.

• Конечно, риторика в практическом ее воплощении обладает определенной силой воздействия на собеседника. Риторически грамотная и мастерски построенная речь всегда способна пробудить чувства и мысли любого слушателя, принуждая его сначала прислушаться к своему собеседнику, а затем создаст в его мыслях тот образ предмета речевого взаимодействия, который предложит ему говорящий. Такая речь способна заставить собеседника не только проявить чувства сопричастности с говорящим, но и подвигнуть его на активные действия в пользу последнего, а иногда даже изменить свой образ жизни.

• Риторика для говорящего – это еще и возможность достижения им гармонизирующей речи. Именно гармонизирующая речь позволит ритору найти такой такт и ритм, такое сочетание слова и мысли, которое обеспечит говорящему установление гармонии его внешней речи и внутренней речи собеседника, создающее условие для достижения цели речевого взаимодействия ритора с собеседником, но по "правилам" собеседника, хотя он их не раскрывал перед говорящим. Риторически грамотная речь должна быть сформирована в соответствие с имеющимися у адресата чертами и свойствами его мышления, как костюм по меркам заказчика, иначе она не будет успешной. Каждому ясно, что и с законопослушным гражданином, и с правонарушителем следует говорить о законности и правопорядке, но разговор следует вести по-разному, разными гармонизирующими речами, чтобы можно было достичь положительного результата.

Современная риторика, ориентируясь на обеспечение наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивное разрешение возникающих противоречий, в первую очередь решает задачу объединения участников общения. В связи с этим в качестве непременного требования к успешной речи для взаимодействующих сторон вводится еще одно условие – гармонизация отношений говорящего и его собеседника.

К сожалению, в реальности гармонизирующая речь больше исключение, чем правило. Говоря о гармонизирующей речи, мы, скорее всего, ведем рассуждение о речи будущего, об идеале речи ритора и его оппонентов, хотя такой идеал исторически присущ отечественной речевой традиции.

Поскольку риторика является наукой, то у нее есть свой объект и предмет. Как мы уже отмечали, риторика ориентирована на поиск способов убеждения в речевом взаимодействии. Следовательно, объектом риторики будет выступать речевое взаимодействие двух и более собеседников, включающее в себя множество компонентов этого процесса. Предметом современной общей риторики являются общие закономерности осуществления эффективного красноречия, проявляющиеся в различных видах общения и сферах деятельности, а также формы и приемы поиска и оптимального использования способов убеждения, которые позволяют ритору достигать намеченной цели.

Понятийно-категориальный аппарат риторики достаточно обширен и включает в себя множество понятий и категорий из языкознания, логики, философии, филологии и т.д. Все они имеют свое предназначение и используются в речевом взаимодействии ритора и его собеседников. Вместе с тем частота их применения зависит от конкретного компонента речевого общения двух и более собеседников. Например, применительно к компоненту "техника речи" наиболее используемыми будут такие понятия, как речевой голос, диапазон голоса, высота голоса, полетность голоса, дикция и др. То, что позволяет "украшать речь", будет насыщено такими понятиями, как метафора, метонимия, эпитет, парабола, аллегория, гипербола, ирония, каламбур, антитеза, инверсия, параллелизм и др.

В данном учебном пособии основные понятия и категории риторики будут рассмотрены в соответствие с содержанием каждой главы и каждого параграфа.

Изменение взглядов на риторику и ее задачи на протяжении истории ее развития

В процессе развития общества и его культуры происходили определенные изменения в самой риторике и в отношениях к риторике. Например, в Средневековье, которое охватывает тысячелетний период приблизительно с II по XV в. и связано со временем появления христианской религии[1], риторика достигла весьма высокого уровня развития, хотя первая реакция идеологов христианства на нее была резко отрицательная. Но потом наступило осознание того, что христианское учение, проповеди Иисуса Христа представляют собой высокоталантливые образцы красноречия, создававшиеся изначально в устной форме, передававшиеся из уст в уста, а потом записанные. Сам Иисус Христос был превосходным оратором. Все его поучения, казалось бы, обычные высказывания, представляют собой образец лаконичности, точно передают мысль, подчинены единому замыслу, аллегоричны. Его Нагорная проповедь (10-я глава Евангелия от Матфея) построена на афоризмах: "Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано"; "У вас же и волосы на голове сочтены; на параллелизмах, аллегориях, обращениях и призывах. В Его речах наличествуют антитезы. Например, Он говорит: "Еще слышали вы, что сказано древними "не преступи клятвы"...А я говорю вам: "Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его".

А так как церковь, опираясь на единую доктрину, создавала все более мощную и гибкую организацию, то и в соответствие с данной ситуацией изменялся запрос к риторике.

В 311 и 313 гг. императоры Галерий и Константин легализовали христианство, уравняв его с другими культами. Затем началась борьба христианства за положение официальной религии Римского государства. Началом этого процесса стал Никейский собор 325 г., первый "вселенский собор" христианской церкви, на котором были официально утверждены основные догматы христианского вероучения. Собор был созван при ближайшем участии императора Константина, который во многом направлял его деятельность, хотя сам он так и не перешел в христианство.

В этот период были канонизированы четыре варианта Евангелия, принадлежащие ученикам Иисуса Христа: Матфею, Иоанну, Луке, Марку.

Учение, отраженное в Евангелии, стало основой гомилетики, представляющей собой теорию и искусство проповеди. Так, в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Иисус Христос, собрав своих учеников – апостолов, формулирует для них задание, программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим овцам дома Израилева, подчеркивая, что проповедники должны быть скромны, должны быть достойными людьми и не должны пытаться быть выше своего учителя. Он напутствует их следующим образом: "Будьте мудры, как змеи, просты, как голуби. Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас.

То есть, содержание проповеди дано апостолу многими прошедшими беседами с Учителем. Более того, вера проповедника может пройти через семью, может разделить сына и отца.

Очевидно, что гомилетика формировала и формирует новый тип ритора – проповедника. Это самоотверженная личность, полная сострадания к ближнему, абсолютно убежденная в своей правоте, чувствующая себя защищенной силой самого Бога, готовая к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, верящая в высшую награду.

Следует отметить, что в период Средневековья и риторика, и мораль, и образование, и литература, и искусство в большей или меньшей степени были пронизаны религиозными мировоззрениями разного содержания и толка. Все зависело от многих условий и факторов, которые обусловливали как становление той или иной религии, так и ее реальное влияние на все сферы человеческой жизни и деятельности. Будучи религиями классового общества, конкретные религии – национальные, мировые и т.д. – "освящали" эти классы высшим авторитетом.

Содержание риторики определенным образом стало сочетаться с идеей нравственности, ибо взаимодействия людей рассматривались в данном социоисторическом организме также и в моральном аспекте. Моральный долг соединялся с такими явлениями как служба, повиновение, покровительство и т.д.

А так как религия при феодализме стала выступать как феномен, включающий в себя компоненты и духовности, и регулятора общественных отношений, и гаранта монаршей власти, и арбитра спорящих сторон, и своеобразного "механизма" установления законности и правопорядка в стране, то и содержание риторики приобретало свое новое наполнение.

Например, что касается христианства, то оно создало учение о христианском ораторском искусстве, хотя в теоретическом отношении оно почти ничего не прибавило к античным разработкам. Оно лишь переработало их в расчете преимущественно на сочинение посланий и проповедей. Более того, происходило ужесточение требований к соблюдению этих правил. При этом уже к IV в. сфера действия риторических норм совпала с понятием литературы. А в латинской литературе Средних веков риторика заменяет поэтику. Практически в компетенцию риторики, по крайней мере до XIII в., входил любой материал. Следуя этому положению каждый автор, прежде чем создавать свое произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio) о том материале, который он воплощал в свое творение. Оно было обязано учить, побуждать, развлекать.

Есть основания считать, что расцвет христианской риторической прозы достиг своей высоты в IV в. в творчестве антиохийского проповедника Иоанна, которого за его красноречие прозвали Златоустом (344–407) Его речи являются образцом христианской риторики. Выступая перед слушателями, он импровизировал, что создавало ощущение непринужденности. Одновременно он свободно, аллегорически истолковывал те места Священного Писания, которые трудно было трактовать буквально. При этом толкование трудных мест представляло собой не просто комментарий, но и глубокое осмысление прочитанного.

Содержательно создание произведения предполагало прохождение трех ступеней. Первой из них была инвенция как нахождение идей, как творческий процесс, как извлечение из предмета его идейного потенциала. Правда, сама по себе она являлась чисто техническим приемом, определяла отношение писателя к своему материалу и подразумевала, что всякий объект, всякая мысль могут быть ясно выражены в слове, и исключала все невыразимое.

Второй ступенью была диспозиция. Она предписывала порядок расположения частей, хотя вопрос об органичном сочетании частей и нс стоял. Были лишь некоторые эмпирические и самые общие предписания, определяющие скорее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения.

Третьей ступенью была элокуция, предполагающая вербализацию идей, найденных посредством инвенции, в конкретную языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики, где важным был поиск красивого слога.

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI–XIII вв. сосредоточивали основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге. В нем они видели самую суть письменного слова, предполагая, что есть совершенные способы выражения мыслей.

Оценивая состояние и уровень развития риторики в Средневековье, нужно сказать, что по целям и способам она отличалась от античной. Эти отличия можно сформулировать следующим образом:

– в Античности речь ритора отражала собственное мнение, а в Средневековье она претендовала на отражение какой-то истины;

– в Античности содержанием речи ритора было выражение мнения, которое превосходит другие мнения и которое лучше им обосновывалось, а в Средневековье проповедь была основана на истине божественной;

– в Античности не существовало авторитетов в красноречии, а в Средневековье авторитетом было Священное Писание. Получалось, что в Античности мнение ритора побеждало, потому что он подкреплял его свои талантом. "Истина" божественного слова побеждала, потому что проповедник доносил ее "без собственного вмешательства", ибо он есть лишь посредник между Высшей Сущностью и слушателями. И если оппоненты не воспринимали мнение ритора, то он не достиг мастерства в красноречии. А вот если слушатели не воспринимали "божественную истину", значит на них не сошла благодать, необходимая для ее принятия.

Внимания заслуживает и влияние на процесс изменений в риторике и деятельности риторов в Средневековье таких факторов как ислам и индуизм. С одной стороны, их воздействие на риторов активизировало проповедническую деятельность, дискуссии. С другой стороны, восточная культура в сочетании с христианской и исламской способствовала формированию дискуссионной речи, осуществляемой подчас на разные темы. Это обусловило развитие многообразной по форме и содержанию аргументации, которая получила название схоластики.

Одновременно в этот период в первых университетах – Сорбонне, Оксфорде и др. – происходило развитие логической научной речи, способствуя формированию академического красноречия. Оно, академическое красноречие, воплощалось и проявляло себя в различных формах: лекциях, семинарах, докладах на научных встречах, защитах курсовых и дипломных проектов, на консультациях, экзаменах, в выступлениях на различных встречах и собраниях и т.д.

Феодализм обусловливал также и расцвет такого аспекта речевого мастерства и речевых стандартов как этикет. Конечно, он получал свое распространение только среди представителей имущих и властных слоев населения, но данная "практика" оказывала влияние и на развитие красноречия.

Выходит, Средневековье "добавило" к риторическому наследию Античности не так уж много. Что касается раннего Средневековья в Западной Европе, то достаточно назвать два-три имени: испанского архиепископа Исидора Севильского (560–635), англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673–735), а также Юлия Руфиния. В их трудах систематизирован перечень фигур, упорядочена терминология.

В числе риторов позднего Средневековья, вплоть до эпохи Возрождения, следует упомянуть о немецком филологе, профессоре греческого и латинского языков Филиппе Меланхтоне (1497–1560).

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV в. по начало XVII в. В первую очередь для эпохи Возрождения характерным является коренное изменение системы ценностей, которая проявилась в оценке всего сущего и в отношении к нему. Формируется убеждение, что человек представляет собой высшую ценность.

Такой отсчет в отношении к человеку обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление человеческого фактора в общественной жизни и философской мысли.

Кроме этого, одной из характерных черт того периода было заметное оживление светских настроений, что явилось фактором "отделения" мировоззрения от религиозных догматических установок. Эта черта в развитии духовности эпохи Возрождения предопределила и поиск научной мысли в сфере риторики. Ответы искались не на "небе", а на "земле".

Обращение к человеку и его земному существованию ознаменовало в этот период и появление новых наработок в области риторики и красноречия.

В эпоху Возрождения риторика преобразовывалась в своеобразную концептуальную теорию, которую можно было применять ко всякой художественной прозе. При этом жестко-нормативный характер требований к высказываниям и письму утверждается за европейской риторикой - особенно в Италии. Там формируется и утверждается требование к сохранению чистоты языка и стиля. Например, в произведениях Спероне Сперони заметно подражание приемам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе созвучий. А у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма.

Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чье творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии нормативный характер высказываний передастся Франции и другим европейским странам. Можно сказать, что создается новый классицизм в риторике, заключенный в трех стилях. Он находит свое выражение в "Рассуждении о красноречии" Фенелона. По его мнению, всякая речь должна: а) или доказывать – обыкновенный стиль; б) или живописать – средний стиль; в) или увлекать – высокий стиль. То есть ораторская речь должна приближаться к поэтической. При этом не нужно нагромождать искусственные украшения. Надо во всем стараться сохранять ясность и соответствие речи чувству и мысли.

В конце XVI в. в Англии появляются быстро ставшие популярными "Сад красноречия" Генри Пичема, "Искусство английской поэзии" Джорджа Путтенхема. Во Франции в этом же направлении идут искания всемирно известного поэта и теоретика классицизма Никола Буало. В XVIII в. в Англии и Франции, правда, еще появляются, но быстро исчезают из научного обихода риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарна, Дюмарсе.

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX в. Однако развитие политического и других видов красноречия, а также романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. К началу XIX в. почти повсеместно в Западной Европе риторика перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образования.

В конечном итоге происходит следующее: наиболее значимая часть воззрений о словесном выражении растворяется в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы риторики, можно сказать, стали терять свое практическое значение. Понятие "риторика" стало применяться для обозначения вновь создаваемых дисциплин: а) теории прозы, точнее – преимущественно художественной прозы в немецкой филологии в XIX в.; б) стилистики, относящейся к французской филологии XX в.; в) теории аргументации, разрабатываемой в XX в. бельгийским философом X. Перельманом.

Правда, именно в этот период понятие "риторика" стало приобретать одиозный оттенок напыщенного пустословия. Упадок риторики заходит настолько далеко, что вплоть до наших дней она видится многим людям как синоним красивой, напыщенной, но малосодержательной речи.

Говоря о сегодняшнем дне, следует отметить, что риторика занимает особое место в культуре, образовании многих стран Запада и Востока. Так, в Японии – стране, где бурно развивалась теория информации – возрождение риторики началось в середине XX столетия. В первую очередь это относилось к речевому этикету, где проявилось повышенное внимание и чуткость к собеседнику. Причиной формирования этой черты японской речевой культуры была своеобразная жизнь японцев. Все дело в том, что они поколение за поколением жили весьма замкнутыми группами при тесном контакте друг с другом.

Особое положение занимает современная риторика среди гуманитарных наук в США. Впрочем, для американцев это не просто наука, а предмет государственной идеологии. Ученые подсчитали, что современный человек проводит в устном общении 65% своего рабочего времени. По данным американских исследователей, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает "наговорить" около 400 томов объемом по 1000 страниц. Учитывая это, американцы энергично пытаются превратить знание в действенное умение. Именно поэтому риторика – центральный предмет подготовки по родному языку в США.

Что касается Европы, то медленно и неуклонно в ней нарастало понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических знаний. Это привело к появлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или иной форме.

В современной России риторика вошла в круг школьного обучения, где поставлена цель обучить учеников успешному общению. В связи с этим в содержание школьной риторики как учебного предмета включаются:

– понятийная основа: коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т.д.;

– инструментальные знания о способах деятельности: инструкции, практические рекомендации и т.д.;

– умение общаться: анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т.д.;

– нравственно-риторические идеи: ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т.д.

Все сказанное выше вселяет уверенность, что новое возрождение риторики наконец превратит ее в подлинную науку.

Риторика в жизни и деятельности юриста

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общемировоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непротиворечивость; ориентируют и требуют от него максимального развития и использования своих психофизиологических возможностей. Риторика взаимодействует с логикой, психологией, языкознанием, философией, правоведением и другими науками, которые изучают человека, его мышление, общество и общественные отношения.

Риторика как наука и учебная дисциплина, опираясь на сведения о языке, полученные нормативной грамматикой, использует эти знания для усиления воздействия речи на мышление человека, его поведение. Очевидно, что создание красивой речи невозможно и без обращения к лексикологии и семасиологии. Точность и логичность речи, как и ее коммуникативные качества, не могут быть правильно поняты без описания лексических значений слов, их соотнесенности с миром вещей и миром идей. Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смысловая сочетаемость, которая прямо соотносится с логичностью речи. Риторика непосредственно связана и с учением о стилях, стилистикой. В ней заключены знания о средствах речевой выразительности, закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Коммуникативные качества точности и логичности речи не могут быть ни установлены, ни оценены без обращения к логике. Она осмысливает понятия, с которыми соотносятся отдельные слова и целые высказывания. Логика устанавливает степень соответствия между значением слова и обозначаемым или выражающим предмет понятием. Логика оценивает смысловые связи между словами, их сочетаниями и предложениями. Связь с логикой особенно проявляется в тех случаях, когда необходимо описать, точно обозначить, что важно в деятельности юриста, логические "минусы" и "плюсы" высказывания.

Изучение риторики, развитие красноречия у студентов юридических факультетов предполагает изучение и использование ими знаний по общей психологии и социальной психологии в частности. Психология позволяет оценить и описать многие ситуации, в которых может оказаться юрист и где речевая структура того или иного толка и формы может оказаться уместной или, наоборот, неуместной, положительно действующей или негативной. Психология позволяет раскрыть и обосновать разрушающее воздействие на психику людей тех или иных средств языка, форм высказывания, неуместно примененных. Для говорящего психология раскрывает действенность средств языка, позволяет обосновать условия и факторы, которые придают определенным средствам и формам речи выразительность, чувственность и которые исключают эти свойства речи в конкретных ситуациях взаимодействия говорящего и слушающего.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятельности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. Знание риторики, владение красноречием расширяет мировоззрение, формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста, развивает чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость, свойства коммуникативности, умения понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения, раскрыть сущность описываемых процессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Наиболее полно и всесторонне роль красноречия и, конечно, риторики проявляется в судебных заседаниях. Это обусловлено множеством факторов и прежде всего целью речи на суде представителей любой из сторон, участвующих в судебном заседании: государственного обвинения, защиты, судей, свидетелей, экспертов. Следовательно, речь любого, кто выступает в суде, ориентирована в первую очередь на понимание предмета речи всеми, кто участвует в судебном заседании. Она должна быть понята теми, к кому она обращена, и теми, кто будет принимать решение по конкретному рассматриваемому делу. Каждое слово выступающего в судебном заседании юриста должно быть понято слушателями совершенно так, как понимает его сам выступа<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: