ПЕРЕЕЗЖАЕМ НА НОВУЮ КВАРТИРУ




ИП И И УШ ЛЖИЕПИИ

ИЛ РЛ«ШИПЕНИЕ «И ИКИТИР«И«КИ

В ОКРУЖЛН)ПЬЕМ И ФОРМИР«)ВЛИИЕ сОВЛРЯ

 

ПЕРЕЕЗЖАЕМ НА НОВУЮ КВАРТИРУ

Цель:

Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

 

Игровой материал:

1. Предметные картинки (парные): чашка — стакан, кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, кастрюля — сковородка, платок — косынка, шапка — шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто — куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки — гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапочки — сандалии, ранец — портфель, люстра — настольная лампа (рис. 1).

2. Коробочки для складывания картинок.

 

 

 

 

 

 

Ход игры

Играют 6 — 9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2 — 3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок - косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки».— «Варежки»,— отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.

2. У КОГО КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

 

Цель:

1. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.

2. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т. п.

 

Игровой материал:

Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:

2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;

2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;

2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста; 2 рубашки —полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у ной кармашек наверху, у другой — два внизу;

2 фартука разного покроя с разной вышивкой;

2 ведра, разные по форме и цвету;

другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др. (рис. 2).

 

 


Ход игры

Воспитатель кладет перед детьми по 2 — 3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки'.

В о с п и т а т е л ь. На моей картинке — рубашка.

Ребенок. На моей — тоже рубашка.

В о с п и т а т е л ь. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.

Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами, для весенне-летнего сезона.

Воспитатель. Моя рубашка клетчатая.

Р е б е н о к. А моя полосатая.

Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди.

Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу.

Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.

Воспитатель. У меня рыбка красного цвета.

Ребенок. А у меня голубого.

Воспитатель. У моей рыбки большой хвост.

Ребенок. У моей маленький.

Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.

Ход игры

Играют четверо детей. На столе лежат 4 пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том, что на ней изображено.

Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти 2 картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано. Например:

Воспитатель. У меня желтый фартук.

Ребенок. А у меня голубой.

Воспитатель. На моем фартуке один карман.

Ребенок. А на моем два кармана.

Во с п и та тел ь. Мой фартук украшен узором из маленьких кружков, точек и треугольников.

Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов.

В дальнейшем на роль ведущего можно назначить кого-нибудь из детей.

3. УГАДАЛ ПО ОПИСАНИЮ

 

Цель:

Воспитывать у детей умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность.

 

Игровой материал:

Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушки, неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый из предметов одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы (рис. 3, 4, 5 и рис. на 2-й сторонке обложки).

 

 

 

Ход игрового упражнения

Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.

— Посмотрите на лица снеговиков. Они?

— Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.

— На головах?

— У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

— В руках?

 


— Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие — в левой.

— Количество пуговиц?

— Где — две, где — три.

«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них„— предупреждает педагог.— Итак, угадайте, о котором снеговике я расскажу.

У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».

Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее ведро), далее отмечает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний — отличительный признак (две пуговицы).

Можно предложить детям и иной путь анализа. Например, воспитатель показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек: «Эта матрешка в платке красного цвета, в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска.

Когда я говорю, что матрешка в платке красного цвета, на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит, остаются три матрешки. Когда я сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, исключается еще одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала, что у матрешки на красивом сарафане одна синяя полоска. Стало быть, теперь вы ее легко сможете найти».

Ребенок, вызванный к доске, указывает на картинку, о которой, по его мнению, рассказывал педагог (можно сделать под ней какую-то пометку, например, поставить мелом черточку). Лишь после того, как будут заслушаны ответы 10 — 12 детей, воспитатель указывает на своего снеговика (матрешку и др.). Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание, а дети контролируют правильность выбора.

Описание петрушки: этот петрушка в зеленом колпаке с желтой кисточкой. Одна половина его костюма желтая, другая-красная. В руке голубой продолговатый шар.

Описание бабочки: у этой бабочки коричневое тельце, два оранжевых пятна на верхних крылышках и коричневые пятна на нижних крылышках.

 

Ход игрового упражнения

Играют 5 детей, каждый получает по одной' картинке. У воспитателя — по одному комплекту картинок каждого наименования. Педагог предлагает угадать, о которой из неваляшек (матрешек, бабочек и т. д.) он расскажет: «У этой неваляшки голубое платьице с фиолетовым воротником, с тремя пуговицами черного цвета. На платье пояс с прямоугольной пряжкой».

Ребенок, узнавший по описанию свою неваляшку, говорит: «Это моя неваляшка, потому что у нее голубое платьице...»,— затем перечисляет все признаки, которые назвал воспитатель, и кладет свою картинку рядом с ее. Далее играющие получают другие картинки, и игра продолжается.

ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН

Цель:

Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

 

Игровой материал:

1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

2. Предметные картинки:

автомобили: фургон, грузовик, самосвал (3 картинки); пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

медвежата: один — черный, 2 — коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);

неваляшки: у первой на платье пояс с пряжкой, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, третья в зеленом платьице (3 картинки) (рис. 6).

 

 

 

 

Ход игрового упражнения

Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, мишек, неваляшек, и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

 

 

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в желтой рубашке, не в штанишках с лямками». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в синем платье и не в платье с поясом».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно эту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.

5. АТЕЛЬЕ

 

Цель:

1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя — осенняя, летняя — весенняя).

2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.

3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

 

Игровой материал:

1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др. (рис. 7).

2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

 

Ход игры

(1 вариант)

Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Выставляет перед ними на доске конверты с изображениями пальто,

 

 

 

блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него тканью. Педагог объясняет: «Я пришла в ателье, чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы — работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая».

А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая».

Далее воспитатель говорит детям, что для одного и того же изделия у них есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано».

Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт.

Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно подобранное определение давать фишку.

 

(II вариант)

Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями предметов одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью). Объясняет детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказать себе одежду для теплого или холодного времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ, например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие — конверт с вставленной в него тканью».

 

(III вариант)

Воспитатель раскладывает прямоугольники с тканью на полочки доски (или вставляет их в наборное полотно) и рассказывает: «В нашем ателье решили сделать три цеха: один по пошиву теплой одежды для зимы, другой по пошиву одежды для весны и осени, третий — цех летней одежды. Нам нужно рассортировать ткань — распределить ее по цехам».

Педагог распределяет детей на 3 бригады (по рядам).

Одна бригада отбирает ткань для пошива теплой одежды, другая — для пошива летних вещей и т. д.

Затем воспитатель поочередно вызывает детей из каждой бригады для описания образцов ткани. Например: «Эта ткань для пошива вещей, которые носят в холодное время года, потому что она шерстяная, теплая, толстая. Из нее можно сшить зимнее пальто или осеннюю куртку». Прямоугольник с тканью, о которой рассказывает ребенок, ставят на видное место. (В этой игре можно использовать пейзажные картины на темы «Лето», «Осень», «Зима».) Когда вся ткань будет распределена, воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения игрового задания.

 

Ход игры

Играют от четырех до восьми детей. Каждый получает по 2 — 3 конверта с изображениями предметов одежды. Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники с образцами, предлагает каждому игроку подобрать подходящую к своему изделию ткань и вставить ее в конверт. Затем он помещает на стол 2 коробки: одну — с рисунком снежинки, другую — с изображением солнышка. Дети раскладывают одежду в коробки, ориентируясь на признак сезона.

6. КАЖДУЮ ПТИЦУ НА СВОЕ МЕСТО

Цель:

Сообщить детям краткие сведения о хищных, водоплавающих и болотных птицах; упражнять в классификации птиц по видам.

 

Игровой материал:

1. Таблица, разделенная на 9 клеток. В первом столбике нарисованы орел, журавль и гусь (рис. 8).

2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).

 

 

Ход игрового упражнения

(1 вариант)

Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как эти признаки характеризуют образ жизни птицы.

Рассказ об орле.

Орел — хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные ноги с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв.

Рассказ о журавле.

Журавль живет на болоте, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм — небольших водных обитателей.

Рассказ о гусе.

На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапках перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм. Гусь — водоплавающая птица.

Рассказав о птицах, педагог вызывает детей к столу. Каждый ребенок берет по одной картинке, определяет, с какой пти-

 

 


4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован
на. таблице? (На три.)
5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать
столбик с рядом!) Что общего у всех, кто там нарисован? (Все
летают.)
6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы
заметили общего? (В каждом столбике изображены птица,
зверь, насекомое.)
Вопросы к таблице Л3 2:
1. Сравните животных первого и второго столбиков. На
какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние
животн ые.)
2. Какие еще животные в первом и втором столбиках по-
хожи друг на друга'? (Кошка — тигр, лиса — собака.)
3. Как можно назвать всех, кто изображен в третьем стол-
бике? (Птицы.)

4. Каких птиц больше — домашних или диких?
5. Сравните животных второго и третьего ряда. Что вы за-
метили общего? (В каждом ряду по одному домашнему, одно-
му дикому животному и по одной домашней птице.)
6. Посмотрите на всех, кто нарисован на таблице, и ска-
жите, каких животных больше, домашних или диких? (По-
ровну.)
Вопросы к таблице ЛЯ 3:
1. Какие животные проводят много времени в воде? (Беге-
мот, тюлень, бобр.)
2. Что общего между животными первого ряда? (Это жи-
вотные жарких стран.)
3. Что общего между животными второго ряда? (Это жи-
вотные севера.)
4. Что общего между животными третьего ряда? (Эти жи-
вотные живут в наших лесах.)
5. Что общего у животных третьего столбика? (Живут в во-
де большую часть времени.)
6. Какие животные питаются рыбой?
Вопросы и задания к таблице Л' 4.
1. Назовите рыб.
2. Назовите птиц.
3. Кого больше — птиц или рыб?
4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное?
5. Какое животное обитает в холодном северном море?
6. Сравните животных первого и второго столбиков. Что вы
заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному мор-
скому животному.)
7. Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.)
Вопросы к рисунку на 3-й сторонке обложки:
1. Как называются эти животные?
2. Кто в этой группе лишний и почему?
УТОЧНИМ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
Цель:
1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить
различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный—
розовый, розовый — сиреневый, синий — голубой и др.
2. Упражнять в согласовании нрилагательных с существи-
тельными: голубая незабудка.
3. Упражнять в составлении предложений с сок~зом а: по-
мидор красный, а морксть оранж<мая.
Игровой материал:
1. Таблицы с изображениями двух растений, близких по
цвету: помидора и моркови, маки и шиповника, незабудки и
сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение
на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком
бумаги, приклеенным сверху, другое — прорезано силуэтно,
сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный
прямоугольник (рис. 10).

2. Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранже-
вый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.
Ход игрового упражнения на занятии
(1 вариант)
Воспитатель показывает детям таблицу с изображениями
помидора и моркови, но помидор пока прикрыт листком бума-
ги. Спрашивает: «Что это?» (Морковь.) «Какого цвета мор-
ковь?» (Морковь оранжевая.)
Затем педагог выкладывает 2 прямоугольника красного
и оранжевого цвета, предлагает одному из детей взять оран-
жевый прямоугольник и вставить его в карман позади силуэ-
та моркови. Далее он говорит, что под белым листком бумаги
еще что-то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как
оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем, фруктом,
цветком.
Дети перечисляют растения красного цвета. Когда они
назовут помидор, воспитатель поднимает листок. Затем он
предлагает назвать цвета обоих растений (морковь оранже-
вая, а помидор красный), запомнить их и не путать в даль-
нейшем.
Для закрепления представлений детей о красном и оранже-
вом цвете можно использовать таблицы, на которых нарисо-
ваны перец и рябина, апельсин и гранат.
Аналогично проводится работа по различению других цве-
тов с использованием следующих растений: незабудки и
сливы (голубой и синий прямоугольники), баклажана и ва-
силька (фиолетовый и синий прямоугольники), мака и розы
(красный и розовый прямоугольники).
(11 вариант)
НАВЕДЕМ ПОРЯДОК
Воспитатель заранее произвольно вкладывает в конверты
с силузтными изображениями растений прямоугольники. На-
чинает игру с того, что предлагает детям навести порядок и
. разложить прямоугольники в те конверты, где нарисованы
овощи, фрукты или цветы соответствующего цвета.
После выполнения задания воспитатель поочередно от-
крывает прикрытые листком изображения растений, а дети
называют цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»).
ФУТБОЛ ИСТЫ
Цель:
Воспитывать у детей умение различать светлые и темные
цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цве-
та), темные (цвета).

 

Игровой материал:
1. 2 длинных картонных конверта, на которых изображе-
ны по 5 футболистов с прорезанными силуэтами маек. Одна
команда в белых трусах, другая — в черных (рис. 11).
2. 5 прямоугольников светлых тонов: розового, желтого,
голубого, светло-зеленого, сиреневого; 5 прямоугольников тем-
ных тонов: темно-красного, темно-синего, темно-зеленого,
фиолетового, коричневого.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель ставит на доску 2 конверта с изображениями
футболистов и рядом в беспорядке помещает цветные прямо-
угольники. Рассказывает: «Перед вами две футбольные
команды. Команда слева называется «Солнышко», а команда
справа — «Гроза». Их прозвали так потому, что футболисты
«Солнышка» всегда надевают светлые майки, а футболисты

«Грозы» — темные. Давайте поможем игрокам подобрать
цветные майки. Эти десять прямоугольников нужно распре-
делить на две группы. В одну группу должны войти все
прямоугольники светлых цветов, в другую — темных».
Воспитатель вызывает детей для выполнения задания.
Спрашивает, какую команду ребенок будет одевать. Дети
вставляют прямоугольники в конверты, называя при этом их
цвет: «Розовый, голубой...». Педагог уточняет термин «свет-
лые цвета» (дети перечисляют цвета), затем термин «темные
цвета».
Затем воспитатель снимает с доски конверты, поворачивает
их изображениями к себе и предлагает по цветам маек опре-
делить, из какой команды футболист.
КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗОВАНЫ?
Цель:
Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять
в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-
красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.
Игровой материал:
1. Панно с аппликационным изображением петуха. Он вы-
полнен из частей пяти цветов: красного, оранжевого, си-
него, коричневого и желтого. Каждый цвет представлен
двумя оттенками — светлым и темным или ярким и тем-
ным. Внизу под петухом — 10 клеточек с кармашками или
длинная полоска из фланели, разделенная на 10 клеток
(рис. 12).
2. 10 цветных квадратиков, наклеенных на бархатную
бумагу (или фланель).

Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель демонстрирует детям панно. Рассказывает:
«Когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали
бумагу пяти цветов, но каждый цвет был двух оттенков:
светлого и темного или яркого и темного. Нужно внимательно
посмотреть на петуха, отметить (назвать) детали красного
цвета и подобрать такого же цвета квадратики». Вызывает
ребенка. «У петушка красный гребешок и темно-красные са-
пожки»,— говорит девочка и откладывает 2 квадратика соот-
ветствующего цвета и оттенков. Следующий ребенок расска-
зывает: «У петушка оранжевые и светло-оранжевые перышки
на шее». Аналогичным образом отмечаются все остальные
цвета и оттенки: желтые и ярко-желтые перья на грудке и на
боках, синие и темно-синие перья на хвосте, коричневые
и темно-коричневые перья на крыльях.
ЦВЕТНОЕ ЛОТО
(настольная игра)
Цель:
Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цве-
та, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

 

Игровой материал:
1. 4 карты, разделенные на 4 клетки, в которых изображе-
ны предметы одного цвета, но разных оттенков: красного—
звезда, флажок, цветок, вишни; желтого — лимон, подсолнух,
репа, груша; зеленого — виноград, ель, лист растения, огурец;
синего — василек, колокольчик, сливы, воздушный шарик
(рис. 13).
2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карты, а посредине стола кла-
дет 16 квадратиков четырех цветов разных оттенков. Пред-
лагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как
предметы на их картах, и разложить их по соответствующим
клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета
использованы художником. Например: «У меня все предметы
желтого цвета, но разных оттенков. Лимон — светло-желтый,
подсолнух — ярко-желтый, груша — темно-желтая... » Или:
«У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный
синий цвет — это слива, самый яркий — василек, самый свет-
лый — колокольчик».
ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ
Цель:
Учить детей различать несколько оттенков розового, фиоле-
тового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков
цвета в речи; ознакомить с разными способами различения
оттенков одного цвета.
Игровой материал:
Наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттен-
ков (вырезаны из бумаги и наклеены на картон). В блюдцах
можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки (рис. 14).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца розо-
вого, фиолетового и оранжевого цвета (разных оттенков) и
рассказывает:
«В магазин. сначала привезли блюдца. Продавцы расста-
. вили их по полкам. На верхнюю полку поместили вот такие
блюдца. Какие? На среднюю — вот такие. Какие? На ниж-
нюю? (Дети называют цвет блюдец.)
Одинакового ли оттенка блюдца на верхней полке? на
средней? на нижней?
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подо-
брать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же
цвета и оттенка, как блюдца».
Воспитатель кладет на стол коробку с картонными плоски-
ми чашками, вызывает троих детей. Одному ребенку он пору-
чает подобрать и вставить в прорези чашки к блюдцам, стоя

щим на верхней полке, другому — к блюдцам на средней
полке, а третьему — к блюдцам на нижней полке. Одобряет
правильные действия детей. Спрашивает каждого ребенка,
какого цвета чашки он отобрал.
Далее задание выполняют другие дети.
Ход игрового упражнения вне занятия
Чашки лежат посередине стола цветной стороной вниз.
Каждый играющий берет по 2 — 3 чашки и называет цвет
блюдец, которые ему нужны.
Если ребенок правильно назвал цвет, воспитатель (а поз-
же — ребенок, который исполняет роль ведущего) подбирает
ему нужное блюдце. Если ребенок неправильно определил
цветовой оттенок, блюдце ему не выдается.
поти ялся поясок
Цел ь:
1. Упражнять детей в различении большого количества
оттенков (пяти- ш ести) одн ого цвета.
2. Совершенствовать навык описания предметов одежды
(платьев, пальто, курток и др.).

Игровой материал:
1. Таблицы с наклеенными на них платьями (пятью-
шестью), пальто или куртками, вырезанными из бумаги одно-
го цвета, но разных оттенков. (Одежда разного фасона. Кар-
тинки можно взять из журналов мод.)
2. 3 бумажных пояска, подходящих по оттенку к какому-
то одному платью, одному пальто и одной куртке.
Ход иг рового упражнения на занятии
Воспитатель вывешивает перед детьми одну из таблиц, на-
пример с изображениями шести платьев синего цвета, разного
оттенка, и рассказывает: «В магазин одежды привезли со
швейной фабрики платья. Когда их вешали на плечики, от
одного платья потерялся поясок. Вот он (показывает детям
бумажный поясок). Попробуйте найти нужное нам платье.
Если найдете, опишите его: назовите цвет, оттенок, расскажи-
те о фасоне (какие у платья рукава, есть ли воротник, карма-
ны, строчка, застежки и т. д.)».
Аналогично проводятся упражнения с другими таблицами,
на которых изображены куртки или пальто.
ОДЕНЕМ КУКОЛ НА ПРОГУЛКУ
Цель:
1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее дан-
ного цвета.
2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, исполь-
зуя в речи сложноподчиненные предложения типа «Шапочка
на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».
Игровой материал:
1. Панно с четырьмя куклами в зеленом, красном, коричне-
вом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны из
фланельки или бархатной бумаги (рис. 15).
2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапо-
жек более светлых оттенков, чем пальто, остальные — более
темных. С обратной стороны шапочки и пальто подклеены
бархатной бумагой или фланелью.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, ка-
кого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то,
что куклы еще не полностью одеты для прогулки: надо надеть
на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на
нем — шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном
пальто, подобрав для нее сапожки, которые светлее пальто,
и шапочку, которая тоже светлес пальто.
Вызванный ребенок выбирает шапочку, сапожки и «наде-
вает» их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: «На
кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но
светлее, чем пальто».

 

Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей—
они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол.
Затем задания видоизменяются: троим детям предлагают
надеть на кукол. более темные шапочки и сапожки, чем
пальто.
В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а са-
пожки светлее, чем пальто, и наоборот. («На кукле шапочка
темнее, а сапожки светлее, чем пальто».)
МАХРОВЫЕ ЦВЕТЫ
~настольная игра)
Цель:
1. Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с по-
степенным переходом от более темного оттенка к более свет-
лому и наоборот.
2. Упражнять в описании цветка.
Игровой материал:
2 набора разных по величине картонных лепестков одного
цвета, но разных оттенков.

Ход игры
Воспитатель подзывает двоих детей, выдает по набору ле-
пестков одного цвета. Лепестки раскладываются перед детьми
в беспорядке. Воспитатель объясняет, что нужно выложить
по одному махровому цветку. Первый ребенок должен соста-
вить цветок так, чтобы от середины к краю цвет лепестков
становился все темнее, а второй — выкладывать лепестки от
темной середины к светлым краям.
Когда дети выполнят задание, воспитатель предлагает им
рассказать о своих цветках («У меня голубой махровый цве-
ток. В середине цветка лепестки светло-голубые, а к краю они
постепенно темнеют»; «У меня тоже голубой цветок, но сере-
дина у него темная, точнее, темно-голубая, а к краю лепестки
постепенно светлеют»).
РАДУЖНЫИ ХОРОВОД
Цель:
1. Закрепить у детей знание цветов радуги в их последо-
вательности.
2. Упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов
и кокошников у матрешек.

 

Игровой материал:
1. Длинный конверт с семью матрешками, у которых про-
резаны силуэты сарафанов и кокошников (рис. 16).
2. 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фио-
летовый).
3. Картинка с изображением радуги.
Ход игрового упражнения вне занятий
Воспитатель ставит перед детьми на доске (мольберте) кон-
верт с изображениями матрешек и рассказывает: «Семь подру-
жек-матрешек устроили хоровод и увидели в небе семицвет-
ную радугу. Захотели они быть похожими на нее и решили
надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке
расположены цвета в радуге. А вы, дети, помните? Вот семь
прямоугольников таких же цветов, как дуги в радуге. Давайте
сделаем радужный хоровод матрешек».
Дети по очереди вставляют в конверты по одному цветному
прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно
ли подобраны цвета сарафанов и кокошников, в таком ли по-
рядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку
с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты
матрешки в хороводе. «Первая матрешка в красном сарафане
и кокошнике, вторая в оранжевом, третья...» и т. д. Подводя
итоги, воспитатель обращает внимание детей на постепенный
переход цвета от красного к фиолетовому.
СОСТЛВЬ БУКЕТ
Цель:
1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, за-
крепить в активном словаре их названия.
2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые,
холодные (цвета) — и поупражнять в употреблении этих слов.
Игровой материал:
1. 2 картинки. На каждой нарисована цветочная ваза.
В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки
нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной
бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой — хо-
лодного (рис. 17).
2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета:
голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); желтые, оран-
жевые, красные (теплые тона). С обратной стороны цветки
подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель показывает детям картинки с вазами и пред-
лагает составить 2 букета: один



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: