Практическая работа №8
Описание сущности современных выборов
Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия избирательное право, принципы избирательного права, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.
Студент должен знать: Понятие избирательное право, принципы избирательного права, сущность избирательных систем, избирательный процесс в России
Уметь: Определять признаки и функции избирательных систем
Вариант № 1
Часть А 1. Коротко запишите содержание статей из главы 1,2 Конституции РФ, характеризующих активное избирательное право.
2. Докажите, используя примеры выборов в РФ, какая избирательная система используется при избрании президента в нашей стране: мажоритарная, пропорциональная, смешанная
Часть В
Всенародное голосование граждан по особо важным вопросам жизни страны
1)референдум 2)плюрализм
3)демократия 4)консилиум
В РФ выбирают
1) представителей в Совет Федерации 2) председателя правительства РФ
3) депутатов Государственной Думы 4) федеральных судей
Право избирать в органы государственной власти граждан РФ
1) пропорциональное 2) косвенное
3) пассивное 4) активное
Неучастие избирателей в выборах
1) аномия 2) ценз
3) абсентеизм 4) маргинальность
5. Круг избирателей, голосующих на выборах за какую-либо политическую партию, называется:
1)референдум 2)электорат
3)мандат 4)кандидат
Деятельность по подготовке и проведению выборов
1)избирательное право 2) делегирование
3)избирательный процесс 4) голосование
Система выборов, при которой избранным считается кандидат набравший большинство голосов
1)смешанная 2) пропорциональная
3)прямая 4) мажоритарная
Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет
1)ЦИК 2) участковые избирательные комиссии
3)Государственная Дума 4) избирательные комиссии субъектов РФ
Требования закона, по которому в выборах могут участвовать граждане с 18 лет
1)возрастной ценз 2) ценз оседлости
3)образовательный ценз 4) добровольный ценз
Принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением граждан
1)равное избирательное право 2) всеобщность
3)тайное голосование 4) непосредственность
Часть С. Проанализируйте текст, ответив на вопросы после него
Проблема привлечения молодёжи к участию в политических процессах, прежде всего избирательных, является одной из наиболее серьёзных для современной России. Сегодня примерно 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет обладают избирательной правосубъектностью, то есть составляет 23% от всего избирательного корпуса Российской Федерации. Именно с молодёжью связаны надежды общества и государства. Она подвижна, непредсказуема и разнородна в своей общей массе. В наше время в российском обществе можно наблюдать прогрессирующее состояние всеобщей апатии, характеризующееся равнодушием к событиям окружающей действительности. Ситуация с молодёжью в целом по России оставляет желать лучшего, поскольку нет идейного организованного течения молодежи. Молодые не чувствуют себя активными участниками общественной жизни и не всегда осознанно относятся к современным реалиям в стране. На основе исследований последних лет, можно нарисовать собирательный портрет молодого политика: это конформист, причём демонстративный. Эти молодые люди согласны абсолютно со всем, что делается в сегодняшней публичной политике. Сегодня можно выделить семь основных проблем, которые определяют отсутствие у молодёжи устойчивых мотивов для участия в выборах. Первая проблема: молодые люди не знают цену свободы и демократии, так как они не жили в тоталитарном обществе, не испытывали на себе присущих ему запретов и ограничений, не боролись за право жить в условиях демократического общества, как это происходило со старшим поколением. В ходе различных социологических исследований, было выявлено несколько моделей суждений, которыми молодёжь объясняет своё не участие в выборах. «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Выборы - это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей- и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать. «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодёжи в выборах, объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные озвучивать интересы молодежи, что неизбежно ведёт к неверию молодых людей в собственные силы. С одной стороны, эта часть молодёжи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку всё уже давно решено, с другой стороны, молодые люди уверены, что один голос- это всего лишь капля в море, их неявка никак не отразится на результате голосования. «На выборы не хожу, потому что мне это вообще не интересно». Эта модель характерна для значительной части молодёжи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Для части молодёжи данная формула является указанием на нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам. Вторая проблема: низкий уровень правовой культуры молодёжи в целом и, как, производное от этого явления, незнание основ государственного устройства, принципов демократии, важных статей Конституции Российской Федерации. Молодёжь перестала интересоваться политической обстановкой в стране: читать газеты, смотреть информационные передачи, в которых рассматривается политическая ситуация в стране. Опыт свидетельствует о том, что многие понятия политической азбуки известны и понятны далеко не всем выпускникам различных колледжей, институтов, университетов. Сегодня 18-летний молодой человек абсолютно безграмотен и политически и юридически. Третья проблема: российская молодёжь в большинстве своём аполитична. Анализ взглядов молодёжи показывает, что институт выборов занимает достаточно скромное место в системе её предпочтений и ценностей. Нашей системе выгодно держать молодых людей в неведении, с одной стороны, проводя фестивали, концерты, но запрещает проведение политических акций. Более того, нечистоплотные политики заинтересованы в том, чтобы упрощённое мышление стало нормой, явлением системного порядка. Молодёжи задурманивают голову деньгами, культом насилия.
Четвёртая проблема: молодые люди легко становятся объектом манипулирования на выборах. Молодёжь вовлекают в избирательный процесс, используя различного вида шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов. В результате в сознании молодёжи возникают негативные эмоции, что «что тебя использовали». На самом деле сегодня молодёжью и её проблемами мало кто занимается. Так кандидаты на выборные должности в своих предвыборных программах уделяют особое внимание, проблемам старшего поколения, рассчитывая на их голоса, а при этом совсем забывая про молодых людей. Пятая проблема: недоверие молодёжи к окружающим людям и политическим институтам, разочарование в справедливости и эффективности выборов. Например, рядовой сотрудник усердно трудится, зная, что за это он получит повышение. В сознании граждан нашей страны понятие «политика» и «преступник» стали уже синонимами. Россия стала страной тотального правового нигилизма, законы не исполняются, нарушаются, не ценятся не только гражданами, но и государственными органами. Шестая проблема - экономическая. Низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т.п.- всё ожесточает людей до крайности. Молодые семьи думают лишь о том, где бы достать средства к существованию. Поэтому, где уж тут думать о предстоящих выборах, кандидатах и их предвыборных программах.
Седьмая проблема связана с огромным разрывом между высшими и средними слоями российского общества. К маргиналам, то есть слоям, занимающим временное не устойчивое положение, обычно относят люмпен- пролетариат, безработных, преступников, инвалидов. Люди со стабильным положением в обществе чаще и осмысленнее голосуют, чем люди из низшего слоя общества, многие из которых вообще потеряли всякую надежду и веру в то, что их положение с приходом новых политиков к власти может измениться. Поэтому для формирования заинтересованности у избирателей необходимо уменьшить до минимума расстояние между крайними классами.
Если обычные граждане и политики будет отворачиваться от этих серьезных проблем, то это приведёт к угрозе гражданской, политической и этической безопасности нашего общества.
Вопросы:
1.Озаглавьте текст, разбейте его на части и дайте им названия
2.Какие модели суждений молодёжи представлены в тексте, которыми она объясняет своё неучастие в выборах.
3. Перечислите основные проблемы, определяющие отсутствие у молодёжи устойчивых мотивов для участия в выборах.
Сделайте вывод: Почему тема, связанная с выборами, является актуальной
Список литературы: Важенин А.Г. Обществознание, 432c., М., Академия, 2011, стр.256-259
Практическая работа №8