Программа подготовки специалистов среднего звена
по специальности
11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)
Тамбов
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы ОП.05. ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования»
(по видам транспорта).
Организация-разработчик:
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС)
Тамбовский техникум железнодорожного транспорта (ТаТЖТ - филиал РГУПС)
Разработчик:
Бирюков В.И. - Тамбовский техникум железнодорожного транспорта
(ТаТЖТ - филиал РГУПС), преподаватель первой категории
Рецензенты:
Назаров С.М. - Преподаватель высшей квалификационная категория Тамбовского техникума железнодорожного транспорта (ТаТЖТ - филиал РГУПС)
Кузнецов С.А. – Начальник Мичуринского регионального центра связи – структурного подразделения Воронежской дирекции связи – структурного подразделения Центральной станции связи – филиал ОАО «РЖД»
Рекомендована цикловой комиссией 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта).
Протокол № _____ от «____»________________20__ г.
Председатель цикловой комиссии__________________ / Назаров С.М./
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины
|
«Электрорадиоизмерения» специальности 11.02.06, разработанную преподавателем ТаТЖТ – филиала РГУПС Бирюковым В. И.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования к базовому уровню подготовки выпускников специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
Задача программы – определение последовательности изучения разделов и тем учебной дисциплины, а также определение содержания тематической, практической, лабораторной и самостоятельной работ для достижения необходимых навыков и уровня подготовки студентов по изучаемому материалу.
Программа обеспечивает базовую подготовку студентов в области электрорадиоизмерений. Она предусматривает изучение современных измерительных приборов и методик работы с ними.
Раздел программы «Паспорт программы» определяет область применения программы, место учебной дисциплины в структуре образовательной программы, цели и задачи учебной дисциплины, а также рекомендуемое количество часов для реализации программы обучения. Раздел «Структура и содержание дисциплины» прописывает последовательность освоения программы, распределение отведенного объема часов для аудиторного и самостоятельного освоения материала дисциплины. Определены вопросы для самостоятельной подготовки студентов. Определены условия реализации программы а также формы и методы контроля усвоения знаний и умений.
Считаю, что программа отвечает требованиям Государственного стандарта к подготовке по дисциплине «Электрорадиоизмерения».
|
Назаров С.М._________ преподаватель высшей категорииТаТЖТ – филиала РГУПС
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения» специальности 11.02.06, разработанную преподавателем ТаТЖТ – филиала РГУПС Бирюковым В.И.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к базовому уровню подготовки выпускников специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
Задача программы – определение последовательности изучения разделов и тем учебной дисциплины, определение содержания теоретической, практической, лабораторной и самостоятельной работы для достижения необходимого уровня теоретических знаний и практических навыков освоения изучаемого материала.
Раздел программы «Структура и содержание учебной дисциплины» составлен достаточно подробно с распределением материала по времени в рамках отведенного лимита времени. Определены вопросы теоретической, практической, лабораторной и самостоятельной работ студентов.
Программа позволяет усвоить принцип работы измерительных приборов, приобрести практические навыки работы с приборами при выполнении измерений, познакомиться с перспективными направлениями развития методик измерений и измерительных приборов. В программе определены условия реализации программы обучения, а также формы и методы контроля полученных знаний и приобретенных навыков.
|
Считаю, что программа отвечает требованиям к подготовке студентов по дисциплине «Электрорадиоизмерения» специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования» и может быть предложена как типовая.
Кузнецов С.А. /__________/ – Начальник Мичуринского регионального центра связи – структурного подразделения Воронежской дирекции связи – структурного подразделения Центральной станции связи – филиал ОАО «РЖД»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………… 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..……. 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..12
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрорадиоизмерения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) (базовая подготовка).
Программа учебной дисциплины может быть использована
при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих по профессиям:
19827 Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и
радиофикации;
19876 Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и
устройств связи;
19878 Электромонтер станционного оборудования радиорелейных линий
связи;
19881 Электромонтер станционного оборудования телеграфной связи;
19883 Электромонтер станционного оборудования телефонной связи;
19885 Электромонтер станционного радиооборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной профессиональной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– пользоваться измерительной и контрольно-испытательной аппаратурой;
– анализировать результаты измерений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– основные приборы и устройства для измерения в электрических цепях, их классификацию и принцип действия;
– методы измерения тока, напряжения, мощности, параметров и характеристик
сигналов, способы их автоматизации;
– методику определения погрешности измерений и влияние измерительных
приборов на точность измерений.
Формируемые компетенции: ОК1-9, ПК1.1-1.3, ПК2.1-2.3, ПК3.2, ПК3.3
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
учебной дисциплины:
Для базовой подготовки:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося — 124 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 84 часов;
- самостоятельной работы обучающегося — 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: лабораторные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: подготовка докладов (сообщений) по темам, подготовка к лабораторным занятиям | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, Практические работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Основы измерительной техники | |||
Тема 1.1.Метрологические основы электрорадиоизмерений | Содержание учебного материала Методы измерений, их сравнительная оценка. Обработка результатов измерений Класс точности электроизмерительных приборов. Поверка амперметров и вольтметров. Документация на измерительные приборы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы: международная система единиц; основные понятия и определения измерительной техники | |||
Тема 1.2 Приборы непосредственной оценки | Содержание учебного материала Приборы магнитоэлектрической, выпрямительной, термоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, электростатической и индукционной систем: устройство измерительного механизма, принцип действия, достоинства и недостатки. Цифровые измерительные приборы: структурная схема, назначение элементов, принцип действия, особенности использования Расширение пределов измерения |
Продолжение | |||
Практическое занятие Ознакомление с устройством электроизмерительных приборов | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы: основные технические характеристики приборов; назначение и устройство основных деталей электроизмерительных приборов | |||
Раздел 2 Измерительные генераторы и осциллографы | |||
Тема 2.1. Измерительные генераторы | Содержание учебного материала Назначение и классификация измерительных генераторов: RC- и LC-генераторы, генераторы на биениях, генераторы качающейся частоты, фиксированных частот, импульсных и стандартных сигналов. Измерительные генераторы метрового, дециметрового и сантиметрового диапазона, применяемые в технике радиосвязи Устройство, принцип действия, особенности использования измерительных генераторов | ||
Лабораторные занятия Исследование работы генератора низких частот (НЧ) Исследование работы генератора высоких частот (ВЧ) Исследование работы генератора импульсных сигналов | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Создание мультимедийной презентации или проекта по теме «Измерительные генераторы низких, высоких и сверхвысоких частот» |
продолжение | |||
Тема 2.2. Осциллографы | |||
Содержание учебного материала Назначение, классификация и основные характеристики осциллографов. Устройство, принцип действия одно- и двухлучевых осциллографов. Структурная схема цифровых осциллографов, особенности использования цифровых осциллографов для автоматизации осциллографических измерений | |||
Лабораторные занятия Исследование работы осциллографа в режиме непрерывной развертки Исследование работы осциллографа в режиме ждущей развертки. Исследование работы цифрового осциллографа | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к ответам на контрольные вопросы: Структурная схема осциллографа, принцип работы в режиме линейной развертки. получение изображения на экране осциллографа, построение фигур Лиссажу. Подготовка к тестированию | |||
Раздел 3 Измерения параметров цепей и сигналов | |||
Тема 3.1.Измерение сопротивлений, емкостей, индуктивностей | Содержание учебного материала Методы измерений сопротивлений, емкостей, индуктивностей Универсальные измерительные мосты. Измерения сопротивлений цифровыми приборами | ||
Лабораторные занятия Измерение сопротивлений, емкостей, индуктивностей аналоговыми измерительными приборами Измерение сопротивлений, емкостей цифровым мультиметром |
продолжение | |||
Тема 3.2.Измерение напряжения, тока, мощности | Содержание учебного материала Методы измерений напряжения, тока, мощности. Особенности измерения переменного напряжения, тока, мощности высокой и сверхвысокой частоты. Аналоговые вольтметры, амперметры, ваттметры, их схемы включения. Расширение пределов измерения Измерения напряжения, тока, мощности цифровыми приборами | ||
Лабораторные занятия Измерение напряжения, тока, мощности аналоговыми измерительными приборами Измерение напряжения, тока, мощности цифровым мультиметром Расширение пределов измерения | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к ответам на контрольные вопросы: измерение реактивной мощности; регистрирующие приборы | . | ||
Тема 3.3.Измерение частоты и сдвига фаз переменного тока | Содержание учебного материала Измерение частоты методом перезаряда конденсатора, резонансным и мостовым методами. Измерение угла сдвига фаз методом преобразования напряжений во временной интервал и методом гетеродинного преобразования частоты Цифровой и электронно-счетный частотомеры. Аналого-цифровые фазометры | ||
Лабораторные занятия Измерение частоты Измерение разности фаз | |||
Самостоятельная работа обучающихся Закрепить знания о методах измерения частоты и разности фаз |
продолжение | |||
Тема 3.4. Измерение параметров радиосигналов | Содержание учебного материала Измерение параметров модулированных сигналов. Измерение искажений формы сигналов Модулометры и девиометры. Автоматизированные измерители нелинейных искажений | ||
Самостоятельная работа обучающихся Закрепить знания о принципах работы модулометра и девиометра | |||
Раздел 4. Автоматизация измерений | |||
Тема 4.1. Автоматизация измерений | Содержание учебного материала Микропроцессорные измерительные приборы, особенности их применения. Автоматизация измерительных- процедур и численные алгоритмы обработки результатов в микропроцессорных приборах. Компьютерные измерительные приборы, особенности их программного обеспечения. Виртуальные измерительные приборы. Понятие об измерительных системах, их назначение. Структурные схемы измерительных систем. Понятие об интерфейсах измерительных систем. Последовательные и параллельные интерфейсы и их применение в измерительных системах. Приборный интерфейс МЭК и его использование при построении вычислительных комплексов. Особенности программирования измерительных систем. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к ответам на контрольные вопросы темы | |||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Электротехника и электрические измерения».
Оборудование учебной лаборатории:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплекты раздаточного учебно-методического материала.
Технические средства обучения:
– ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор;
– макеты изучаемых приборов, устройств и систем;
– измерительные приборы;
– источники электропитания.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Электротехнические измерения В.Ю. Шишмарев. М. «Академия» 2016, 304 с. Электронный учебник. Форма доступа: https://www.academia moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21875.pdf
Дополнительные источники:
1. Microsoft Office 2003 - OPEN LICENSE 45676365 бессрочно; OPEN LICENSE 44625675 бессрочно; OPEN LICENSE 43341171 бессрочно; OPEN LICENSE 17052036 бессрочно 2. Microsoft Windows XP - подписка DREAMSPARK PREMIUM 700566015 для учебных заведений без ограничения на количество до 31.12.2017г. 3. Dr Web Enterprise Security Suite - Dr Web Enterprise Security Suite License – лицензия до 10.11.2017г. 4. SunRav TestOfficePro 4 - лицензия от 23.06.2005г. бессрочно 5. Компас 3D v15 - лицензионный сертификат АГ-12-01533 от 18.12.2012г. - бессрочно 6. Microsoft Front Page - подписка Microsoft DreamSpark Premium 700566015 до 31.12.2017г. |
7. MS Visio - подписка Microsoft DreamSpark Premium 700566015 до 31.12.2017г.
Отечественные журналы:
«Радио»,
«Автоматика, связь, информатика»,
«Информационные технологии».
Интернет-ресурсы:
1. Радиобиблиотека. Книги и журналы по радиоэлектронике. Форма доступа: www.radiobiblioteka.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения,) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения: |
умение: пользоваться измерительной и контрольно-испытательной аппаратурой, анализировать результаты измерений знание: - основных приборов и устройств для измерения в электрических цепях, их классификации и принципа действия - методов измерения тока, напряжения, мощности, параметров и характеристик сигналов, способов их автоматизации | экспертное наблюдение и оценка выполнения практических и лабораторных занятий экспертное наблюдение и оценка выполнения практических и лабораторных занятий экспертное наблюдение на практических и лабораторных занятиях, оценка практических и лабораторных занятий, выступлений с докладами или сообщениями |
- методики определения погрешности измерений и влияния измерительных приборов на точность измерений | экспертное наблюдение на лабораторных занятиях, оценка лабораторных занятий, выступлений с докладами или сообщениями |