Тема: Натуральный минор во фригийских оборотах




Гармония

Г. Группа МИД-18, МИВ-18

Г. Группа МИИ-18

Тема: Натуральный минор во фригийских оборотах


1.Функциональная система.
Полная функциональная система натурального минора воснов­ном отличается от системы гармонического минора строе­нием доминантовой группы — d, dtlll, dVII. В ней главное трезвучие — минорное, побочные же трезву­чия — мажорные. Все аккорды группы на основании строения главного трезвучия обозначаются, как известно, малыми бук­вами:

Отсутствие повышенной VII ступени ослабляет остроту тяготе­ния этих аккордов к тонике, и потому их применение связано с особыми условиям
2.Фригийский оборот и логика последовательностей
Натуральный минор вообще вводится эпизодически и на не­больших участках произведения. Главной основой для его введения служит поступенное движение одного из голосов от основного зву­ка тоники вниз к V ступени:


Образующийся таким путем нисходящий верхний тетрахорд на­туральной минорной гаммы совпадает по своему интервальному строению с тетрахордом старинного фригийского лада (б. 2 — б. 2 — м. 2 в нисходящем порядке). В связи с этим гармонизован­ный мелодический ход голоса по звукам нисходящего верх­него тетрахорда натуральной минорной гаммы называется фри­гийским оборотом. Если он служит заключением построе­ния, заканчивающегося на основном трезвучии D, то его называют фригийской каденцией.
Как известно, VII ступень гаммы — признак доминантовой груп­пы, VI ступень —признак субдоминанты. Поэтому фригийский тетрахорд, состоящий из I—VII—VI—V ступеней, вызывает естест­венную последовательность доминантовой, а затем субдоминанто­вой гармонии. Типичная формула последовательностей, связанных с фригийским оборотом, таким образом, противоположна основ­ной формуле мажора и гармонического минора:


По старинной традиции фригийский оборот доводится, как пра­вило, до доминанты, которая обычно принадлежит уже гармо­ническому, а не натуральному минору. Это объясняет эпизо­дическую роль натурального минора, ибо за гармонической D восстанавливается общий тип последовательностей, свой­ственный гармоническому минору.
фригийский оборот в гармонический минор D D, l( s K64 D t
(ряд последований) натур, миноре
t—d—s. Следовательно, до фригийского оборота и после него движе­ние аккордов идет в гармоническом миноре.
Примечание. Как уже указывалось, в последовательности аккордов ма­жора и минора, отвечающих формуле Т—S—4)—Т, напряжение при переходе от S к D увеличивается. В натуральном миноре формула t—d—s—t также нередко создает повышение напряжения от d к s, ибо в натуральной доминанте (благо­даря отсутствию полутонового восходящего тяготения) неустойчивость смягче­на, и потому следующая за ней субдоминанта воспринимается как более напря­женное созвучие, так как терция субдоминанты более явно тяготеет к квинте тонического трезвучия (полутон).
Возможны обороты, подобные фригийскому, и при отсутствии начального звука или при отдалении заключительного:

c-moll

3.Фригийский тетрахорд в верхнем голосе
Когда фригийский тетрахорд проводится в верхнем голосе, он гармонизуется чаще всего следующим образом:
1)t—dtlll—s—D
tsVI—dtIIIe—s—D:



2) Употребительна последовательность параллельных секстак­кордов U—dVII6—tsVI6—D6 (или D65, DVII7, или SII2—D6), с попеременно различными удвоениями:

3) VII натуральная ступень гаммы может также рассматри­ваться как септима тоники, в частности — проходящая:

4.Фригийский тетрахорд в басу.

Если фригийский тетрахорд проводится в басу, он гармонизу­ется чаще всего следующим образом:

1)t—dVII—s6 (sII43,изредкаtsVI)—D:


2)t—d6-s6 (peжеsII43 иtsVI)—D:

3)t—t2—s6 (илиtsVI,илиsII43)—D:

Пример гармонизации:

Задания

1.Изучить тему «Натуральный минор во фригийских оборотах»

Литература: Дубовский И. Учебник Гармония

2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)

Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии

3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях Es-dur, g –moll

Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: