Психология допроса на очной ставке




17 37

факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако то же самое объективное условие, в котором оказы­вается субъект с антиобщественной направленностью, может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации при соверше­нии хищения государственного имущества путем злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Каждый человек включается в ту жизненную ситуацию (или сам формирует ее), которая более всего соответствует структуре и направленности его личности. В противном случае он исключает себя из неблагоприятно складываю­щейся для него ситуации, чтобы не оказаться в сфере ее воздействия.

Определенное влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывают искаженное восприятие и недооценка правонару­шителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной. В соответствии с жизненным опытом, полученным воспитанием, интел­лектом, характерологическими особенностями личности эта ситуация в сознании правонарушителя либо вовсе не отражается как криминоген­ная, либо оценивается им таковой частично или в полной мере. В пос­ледних двух случаях она может послужить «провоцирующим» факто­ром, влияющим на процесс мотивообразования.

Весьма важное место в процессе формирования мотивов имеют пси­хологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравне­нию с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В ней как бы кумулируются в сознании человека и его потребности, и его стремления, интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности.

Таким образом, в формировании мотивации личности правонаруши­теля важное значение приобретают процессы, обусловленные взаимо­действием ряда факторов — его потребностей, их субъективной значи­мости для данного лица, криминогенной ситуации и оценки субъектом того, в какой мере достижение выдвинутых им целей в конкретной си­туации позволяет удовлетворить значимую для него потребность.

4. После того как решение принято, на смену мотивационного при­ходит // этап — реализации решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью'.

В подобной ситуации (кроме случаев, когда цель и результат совпа­дают) могут встретиться следующие варианты:

цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или час­тично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;

цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потер­певшего от полученных телесных повреждений), т.е.. имел место перво­начально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный тем не менее мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее заду-

См.: ^ Петелин Б.Я. Психология правонарушения. М., 1974. С. 19—21.


манного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напря­женности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления) или по другим каким-то причинам.

Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуа­ция, когда от противоправных действий возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью. Такие противоправные дейст­вия могут носить и неосторожный характер.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего пове­дения в ходе предварительного расследования и на суде.

Определенную рассогласованность на данном этапе в процессы осо­знания им происшедшего в его мотивационную сферу, поведение вносят результаты, наступление которых не прогнозировалось, вызывающие состояние повышенной психической напряженности, особенно в пер­вые дни после совершения преступления, что, безусловно, должен учи­тывать следователь (особенно в тактических целях).

Кроме того, нельзя не учитывать и того, что первоначально возник­шие у субъекта потребности, сыгравшие свою роль в совершении им преступления, уступают свое доминирующее место в иерархии всех его потребностей теперь для него наиболее актуальной — потребности из­бежать разоблачения и наказания.

Появление такой в высшей степени значимой потребности у право­нарушителя является характерной особенностью, отличающей его мо­тивационную сферу от мотивационной сферы любого законопослушно­го гражданина. Если до совершения преступления стремление уйти от наказания в системе побуждений бывает, как правило, не столь акту­альным, а иногда и попросту искаженным в сознании субъекта в силу различных «мотивационных иллюзий», то после достижения преступ­ной цели мотив избежать наказания и связанные с ним отрицательные эмоции зачастую становятся ведущими в его мотивационной сфере, подчиняющими многие поступки правонарушителя и все его поведение в целом на протяжении довольно продолжительного периода.

В общей мотивационной структуре личности потребность уйти от наказания в отдельные периоды (особенно до тех пор, пока субъект, со­вершивший преступление, пребывает в состоянии своеобразной право­вой неопределенности) занимает прочное, ведущее положение. Эта по­требность порождает такой сильный эмоционально насыщенный мотив, как страх перед наказанием. Он в свою очередь является мощным «мо­тиватором» всей последующей, в том числе и противоправной, деятель­ности, направленной на достижение вновь возникающих (теперь уже в связи с совершенным преступлением) целей: уничтожить следы пре­ступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.

В этой типично криминальной ситуации виновный переживает со­стояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что до­стижение преступной цели, раньше, казалось бы, способной удовлетво­рить его первоначально возникшую потребность, теперь уже выполняет

иную функцию — обусловливает появление новых побуждений, на­правленных на избежание наказания.

В своеобразном мотивационном профиле личности преступника на­ряду с ведущим мотивом, обусловленным его потребностью избежать наказания, выявляется (нередко неожиданно и для самого преступни­ка) новая потребность, связанная с ситуацией правовой неопределен­ности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтерна­тивы в квалификации деяния и в назначении различных видов и мер на­казания), затрагивающей жизненно важные для него перспективы. Пре­ступник начинает испытывать потребность устранить возникшую си­туацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Причем побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказа­ния, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появле­ние характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным факто­ром, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, в том числе нередко побуждает его давать правдивые показания.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя также игно­рировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъек­та, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоз­зрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень пра­восознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и пове­дение до возникновения криминогенной ситуации и непосредственно в ходе нее.

Эти «внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие реше­ния совершить преступление, находятся в тесном взаимодействии. Свойства личности, равно как и объем внешней информации, определя­ют не только количество, но и содержание вариантов поведения, кото­рые корректируются моделями прогнозируемого будущего»1

5. Изложение данной проблематики будет неполным, если не оста­новиться на психологических особенностях преступного поведения, ос­новным содержанием которого являются так называемые безмотивные преступления. Понятно, что такое название весьма условно и не отра­жает полного отсутствия мотива в действиях виновного (что само по себе исключается, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека), а скорее показывает иллюзорность на­шего видения данной проблемы, когда установить мотив преступления традиционным путем, без квалифицированной помощи специалиста-психолога представляется чрезвычайно сложным делом.

' ^ Кудрявцев В.И. Право и поведение. М., 1978. С, 24.

Первую группу так называемых безмотивных умышленных преступлений, если их условно так называть, составляют преступле­ния, внешне отличающиеся своей какой-то бессмысленностью, непо­нятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характе­ром насильственных действий по отношению к малозначительному по­воду для их совершения. Скрытая от поверхностного взгляда мотивиро­ванность таких действий нередко вызывает сомнения относительно пси­хического здоровья подозреваемого. Исключение болезненной симпто­матики в результате обычно назначаемой в таких случаях судебно-пси-хиатрической экспертизы еще больше обостряет возникшую проблему, поскольку при этом исключается и сама возможность объяснения про­тивоправного поведения лица болезненным состоянием его психики, в конечном счете — его невменяемостью.

Круг подобных вопросов замыкается сам по себе, если юристу, при­вычно оценивающему подобную ситуацию, не удается выйти за рамки стереотипных суждений, избавиться от непонимания того, что проти­воправная, преступная деятельность (как и вообще любая деятельность человека) полимотивированна, и объяснять действия виновного толь­ко одним каким-то мотивом равносильно нежеланию видеть все много­образие психических явлений и состояний, переживаемых субъектом.

И лишь после того как удается разрушить привычный стереотип мышления и перейти от безуспешного поиска какого-то одного мотива, лежащего на поверхности, к более глубокому исследованию всей моти-вационной сферы личности, включающей в себя не только отдельные потребности, интересы, но скрытые в глубинах психики индивида, его подсознания влечения, настроения, а также его психические состояния, эмоции, можно понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти истинные мотивы преступного поведения.

Особенно сложными в этом отношении представляются случаи, когда преступления совершаются лицами, имеющими психические от­клонения от нормы, наделенными акцентуированными чертами харак­тера, испытывающими из-за этого серьезные трудности в процессе со­циальной адаптации в новых условиях жизни, в экстремальных услови­ях деятельности.

Вторую группу «безмотивных» преступленийобразуют преступ­ления насильственного характера, возникающие по механизму «смеще­ния» агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю прихо­дится иметь дело с суицидальным поведением1.

Благодаря «смещающим» действиям, направленным на совершенно иной, посторонний объект (что и вызывает в первую очередь сомнения относительно «безмотивности» таких действий), у субъекта ослабляет­ся избыточное напряжение психики, возникшее в результате неудовле-

1 Подробнее см.: ^ Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального по­ведения: Методические рекомендации. М., 1980.

творения какой-либо личностно значимой для него потребности, созда­ется своего рода иллюзия реагирования на какие-то неблагоприятные факторы, с которыми субъект не смог в свое время справиться. А тот негативный опыт, который он приобрел, переносится им теперь на со­вершенно иных лиц, порой не имеющих никакого отношения к тем пере­живаниям, которые ему пришлось испытать.

6. Рассмотренный выше механизм преступного поведения нередко, особенно когда речь идет о неосторожных преступлениях, носит свернутый характер. В подобных случаях, отмечает В.Н. Кудрявцев, не­осторожность обычно проявляется не в отношении самого действия или бездействия, а в отношении общественно вредных последствий. «Что же касается действия (бездействия), то оно не только в случае проти­воправной самонадеянности, но часто и при противоправной небреж­ности совершается сознательно. Следовательно, оно полностью подчи­нено тем психологическим и социальным закономерностям, которые действуют применительно к генезису умышленных правонарушений»1.

Поведение человека перед совершением неосторожного преступле­ния характеризуется тем, что субъект нередко находится под воздейст­вием противоречий между требованиями ситуации, предписывающей ему поступать определенным образом, и его намерениями, частично или полностью несовпадающими с этими требованиями, его легкомыслен­ным стремлением во что бы то ни стало добиться поставленной цели.

Законодателем связывается неосторожное совершение преступле­ния с легкомыслием, с отсутствием «необходимой внимательности и предусмотрительности» у субъекта (ст. 26 УК РФ). Отмеченные выше критерии в поведении субъекта нередко усиливаются определенными особенностями его личности, в числе которых могут быть невротизм, повышенная аффективая возбудимость, психопатизация, импульсив­ность, ригидность мыслительных процессов при недостаточно высоком интеллектуальном уровне развития, завышенная самооценка, снижен­ный самоконтроль. Сюда же относятся дефекты восприятия, внимания, памяти, координации движений, которые могут недооцениваться самим субъектом.

Среди психологических факторов, в значительной мере влияющих на поведение лиц, неосторожно совершивших преступление, особое место принадлежит психологической установке в виде легкомысленно-безответственного отношения к соблюдению правил предосторожнос­ти, социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним.

Говоря об отличиях с психологической точки зрения неосторожных преступлений от умышленно совершаемых преступных деяний, следует особое внимание обратить на процессы мотивации и целеполагания. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно свя­заны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведе­ния субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом — с дру-

^ Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М, 1976. С. 115—116.

гой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые, в представлении субъ­екта, могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется во­левой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в ко­нечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению, независимо от формы вины. Но по­скольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать «мотивы умыш­ленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях»1.

48.Психологические приемы и методы разоблачение лжесвидетелей.

В обширной литературе по юридической психологии, криминалистике помимо описанных выше приемов психодиагностики неискреннего поведения допрашиваемого, метода развертывания лжи описано достаточно большое количество разнообразных методических приемов, используемых при разоблачении лжесвидетелей2. Кратко остановимся на некоторых из них.

Метод повторного допроса. Метод повторного допроса или по­вторной постановки вопросов, но в уже несколько ином контексте по сравнению с теми, которые ранее уже ставились, рассчитан на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные пока­зания, стремится придерживаться их и в дальнейшем. Однако, запамя­товав отдельные детали из своего вымысла, допускает противоречия с ранее сообщенными сведениями.

Возможности данного метода ограничены. Поэтому не следует пре­увеличивать его значение. Одним этим приемом, не располагая другими более серьезными доказательствами, изобличающими допрашиваемого, вряд ли удастся сразу же побудить его говорить правду, в том числе и о том, почему он сам себе противоречит. И тем не менее полученные в ходе повторного допроса расхождения в показаниях допрошенного лица позволяют обратить на него более пристальное внимание следователя, побуждая последнего активнее заняться поиском ответа: почему дан­ный субъект дает противоречивые показания, тем более в каких-то даже и не столь существенных деталях? Давно подмечено (и не без основа­ний), что маленькая ложь всегда рождает большие подозрения.

Методы (приемы), создающие искаженное представление об осведомленности следователя. Данная группа методов объединяет

Достаточно подробная классификация различных проявлений, сопровождающих речь, которая приведена выше, содержится в интересной, с юмором иллюстрированной книге: Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.

2 Можно сослаться на такие широко известные работы: ^ Ратинов А.Р. Судебная пси­хология для следователей. М., 1967; КарнееваЛМ., Соловьев А.В., Чувилев А.А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М., 1969; Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений; Доспулов Г.Г. Психология допроса на предваритель­ном следствии. М., 1976; и целый ряд других работ.

большое количество разнообразных приемов, с помощью которых де­монстрируется повышенная осведомленность, профессиональная уве­ренность следователя в раскрытии преступления, доскональное изуче­ние им обстоятельств дела. К ним можно отнести прежде всего приемы чисто поведенческого характера (уверенная манера держать себя и за­давать вопросы, тон, которым ставятся эти вопросы, выжидательные, многозначительные паузы, перемежающие речь, улыбки, выражающие сомнение относительно того, о чем говорит лжесвидетель, прямой, от­крытый взгляд, соответствующие мимические реакции, уместная жес­тикуляция и пр.).

Формирование преувеличенного представления об осведомленнос­ти следователя может целенаправленно проводиться и путем использо­вания совершенно второстепенной информации, поступающей к нему из различных источников, нередко парадоксальным образом дезориен­тирующей допрашиваемого. Этого удается достичь, вводя в диалог с ним отдельные достоверно установленные факты из его жизни, упоми­ная о его каких-то занятиях, увлечениях, известных узкому кругу его близких знакомых. Подобного рода осведомленность следователя в этом ворохе, казалось бы, совсем ненужных по делу сведений нередко приводит к тому, что у допрашиваемого возникает мысль, что за ним ведут скрытое наблюдение и поэтому следователю известны эти по­дробности. Осведомленность следователя о прошлом допрашиваемого подсознательно формирует у последнего мнение и об осведомленности о его настоящем. Под влиянием этого он может склониться к тому, что в данной ситуации бессмысленно давать ложные показания.

Однако, как совершенно справедливо подчеркивает Г.Г. Доспулов, используемая следователем информация, должна быть абсолютно точ­ной. Иначе, сообщив допрашиваемому неверные сведения, следователь рискует показать свою неосведомленность и только лишь укрепит ре­шимость допрашиваемого продолжать давать ложные показания1.

В качестве приема, создающего преувеличенное представление об осведомленности следователя, может быть использовано и заранее про­думанное размещение на его рабочем столе, в других местах служебно­го кабинета (в зоне видимости допрашиваемого) различного рода доку­ментов, таблиц, вещественных доказательств, изъятых с места проис­шествия, во время обыска и т.д.

^ Метод постановки косвенных вопросов. Суть данного метода, именуемого некоторыми авторами методом «косвенного допроса», со­стоит в том, что допрашиваемому ставятся вопросы, имеющие второсте­пенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти «второстепен­ные» вопросы.

Как пишет А.Р. Ратинов, «интересующие следователя вопросы зада­ются без всяких акцентов, в будничном, даже небрежном тоне, чтобы

С. 83.

См.: ^ Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.

не подчеркивать их особого значения. При этом используются различ­ные отвлекающие приемы, при помощи которых переключается внима­ние допрашиваемого с тех обстоятельств, которые подлежат выясне­нию, нарочито выделяются несущественные моменты, создается види­мость того, что в них и заключен весь смысл допроса»1.

Очень образно описан данный прием Ф.М. Достоевским в его рома­не «Преступление и наказание» в эпизоде, когда следователь Порфирий Петрович пытается изобличить Раскольникова в лжесвидетельстве, а затем и в совершении убийства:

— Да вот, кстати же! — воскликнул он, чему-то внезапно обрадовав­шись, — кстати вспомнил, что же это я!.. — начинает как бы издалека, между прочим свой монолог Порфирий Петрович, будто бы обеспокоенный судьбой двух маляров, подозреваемых в убийстве, которые вдень совершения преступления красили этажом ниже квартиру в том доме, в котором жили убитые Раскольниковым женщины.

Как известно из романа, последний отрицал факт своего нахожде­ния в этом доме в день убийства. Признайся, что во время своего пос­леднего визита к Алене Ивановне он был свидетелем ремонта этой по­сторонней квартиры, ему пришлось бы признаться и в том, что в день убийства он был на месте происшествия, а следовательно, и совершил преступление. Вот как далее «разворачивается» этот «косвенный во­прос» Порфирием Петровичем:

— Так проходя-то в восьмом часу-с, по лестнице-то, не видали ль хоть вы, во втором-то этаже, в квартире-то отворенной — помните? двух работни­ков, или хоть одного из них? Они красили там, не заметили ли? Это очень, очень важно для них!..

Предъявление изобличающих доказательств допрашиваемому.

Данный прием изобличения лжесвидетеля широко применяется в след­ственной (судебной) практике. Обычно к нему прибегают после того, как интересующий правоохранительные органы субъект рассказал «все ему известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на до­прос» к следователю (ст. 158 УПК РСФСР) либо в суд (ст. 283 УПК РСФСР). Аналогичное правило действует и в отношении подсудимого, которого начинают допрашивать в суде с предложения председательст­вующего «дать показания по поводу обвинения и известных ему обсто­ятельств дела» (ст. 280 УПК РСФСР), и лишь после этого допрашивае­мому задаются вопросы с предъявлением доказательств, в том числе и изобличающих его в лжесвидетельстве.

В зависимости от обстоятельств дела (в этом смысле свои характер­ные особенности имеют многоэпизодные дела), индивидуально-психо­логических особенностей личности допрашиваемого, тактического за­мысла последнему сначала могут предъявляться доказательства, под­тверждающие второстепенные моменты, а затем уже следователь (суд) переходит к предъявлению доказательств, относящихся к более серьез-

1 См.: ^ Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 210.

ным обстоятельствам. Возможен и другой, обратный порядок предъяв­ления доказательств, изобличающих лжесвидетеля в главном с исполь­зованием фактора внезапности.

Говоря о приемах предъявления доказательств лицам, которых не­обходимо разоблачить в лжесвидетельстве, следует обратить особое внимание на предварительное тактико-психологическое обеспечение самой процедуры такого предъявления с тем, чтобы сохранить само до­казательство, чтобы оно не потеряло своего значения. Например, если при расследовании кражи из магазина на разбитых стеклах прилавка были обнаружены следы пальцев рук подозреваемого, отрицающего свою причастность к хищению, прежде чем предъявлять ему заключе­ние дактилоскопической экспертизы, обязательно следует спросить, не приходилось ли ему ранее бывать в этом магазине. И лишь только после того как будет закреплен его отрицательный ответ, можно переходить к предъявлению заключения, изобличающего допрашиваемого по остав­ленным им следам в том, что он ранее был на месте совершения кражи. В противном случае без детальной проработки данного обстоятельства подозреваемый легко сможет «переиграть» следователя, заявив, что он мог ранее заходить в магазин и случайно оставить там следы своих рук.

^ Стимулирование положительных качеств допрашиваемого. Из­вестно, что положительные качества имеются у любого человека, даже совершившего тяжкое преступление и взявшего на вооружение ложь. Тот факт, что следователь заметил эти положительные стороны у допра­шиваемого, повышает чувство собственной значимости последнего, по­могает налаживанию с ним психологического контакта.

Обращение к лучшим качествам человека, пытающегося лгать, не­редко сопровождается формированием у него личностного смысла в том, чтобы перейти от лжи к правдивым показаниям, к формированию у него потребности, а следовательно, мотивов объясняться, оправды­ваться, но не голословным отрицанием того, что совершил, а участием в диалоге со следователем. Ибо если нет мотивов, побуждающих к этому, не будет и соответствующего поведения.

В качестве примера, иллюстрирующего высказанную мысль, умест­но привести некоторые отрывки из диалога И.М. Костоева (тогда замес­тителя начальника отдела по расследованию особо важных дел Проку­ратуры РФ) с трагически известным маньяком А.Р. Чикатило1:

— Я хочу кое о чем вас предупредить, А.Р. Видя, что вы уклоняетесь от правды, я говорю себе: «Нет, этот человек — преступник ловкий, пытающий­ся избежать наказания, как это случилось в 1984 году». Одно из двух — либо вы действительно ловкий преступник, либо вы не в силах справиться с соб­ственными навязчивыми идеями.

— О том, что вы совершили неслыханные доселе преступления, мы знаем, но мы не знаем, что вас на них толкало. Это не могут пояснить даже очевидцы. Об этом говорить нужно вам самому.

' Выдержки приводятся из документальной повести: Лурье Р. Охота на дьявола. М 1996. С. 138—140, 153—154.

— Я не понимаю, почему вы не хотите оказать помощь следствию. Из разговоров с вами я понял, что вы — человек неглупый... С вами действи­тельно не все ясно. Предстоит очень серьезное обследование на самом высо­ком уровне. Ваши преступления дают основание сомневаться в вашей полной вменяемости. Однако разобраться в этом можно только в связи с вашим кон­кретным поведением. Неужели ваше сознание настолько помутилось, что вы предпочитаете смерть?

Приемы использования «слабых мест» допрашиваемого. У каж­дого человека есть свои «слабые» и «сильные» стороны личности. «Сла­быми» обычно считаются такие свойства характера, как тщеславие, за­вышенная самооценка, избыточная тревожность, повышенная мнитель­ность, боязливость, а также нервно-психическая неустойчивость, сни­женный уровень интеллектуального развития, негативным образом от­ражающийся на прогностических способностях человека. К «слабым местам» допрашиваемого можно отнести и такие психические состоя­ния, как эмоциональная напряженность, вспыльчивость, повышенная аффективная возбудимость, отрицательно влияющие на мыслительную деятельность, поведение человека, готового сказать то, что он никогда бы не рассказал, будучи в эмоционально уравновешенном состоянии.

«Слабыми местами» допрашиваемого могут быть не только психоло­гические особенности, но и его пристрастия к чему-либо, увлечения, чувства, испытываемые к кому-либо, привязанности, зная о которых, следователь может ими воспользоваться в налаживании психологичес­кого контакта с допрашиваемым лицом.

Метод группового допроса. Опытным следователям хорошо из­вестно, что далеко не всегда групповой допрос приводит к положитель­ным результатам. Более того, многие из них предпочитают общаться с допрашиваемыми лицами только наедине, разговаривая с ними «по душам», прекрасно понимая, что есть вещи, о которых человек будет рассказывать только «с глазу на глаз».

И тем не менее групповой допрос имеет место в следственной прак-

|тике. Проведение его не противоречит процессуальному законодатель­ству. В этой связи возникает вопрос: в чем же тогда могут быть его пре­имущества, какие психологические закономерности сопутствуют тако­му виду профессионального общения?

Из кинофильмов детективного жанра многим известно: в тех случа­ях, когда два следователя ведут допрос, между ними как бы распределя­ются роли. Один из них активно, в наступательном стиле задает вопро­сы, используя малейшую возможность для изобличения допрашиваемо­го во лжи (отсюда ироническое определение такой роли, как «злого» следователя). Второй более примирительным тоном, как только обо­стряется очередной конфликт между его коллегой и допрашиваемым, пытается снять возникшую напряженность, демонстрирует большее желание понять того, кого изобличает его коллега, тем самым выступая как бы в роли «доброго» следователя. Разумеется, каждому понятна оп­ределенная доля условности этих выражений о «добром» и «злом» сле­дователях.

Однако, если оба следователя не столь примитивны в обыгрывании своих «ролей», то в подобной ситуации на самом деле происходит со­всем не то, что лежит на поверхности их коммуникативного поведения, в нем содержится гораздо более глубокий смысл. Этот смысл скрыт от поверхностного взгляда. А фактически он выражается в том, что диалог следовательдопрашиваемый постепенно, незаметно для последне­го подменяется диалогом первый следовательвторой следователь, а допрашиваемому оставляется пассивная роль невольного слушателя этой «групповой дискуссии», содержание и сценарий которой очень часто заранее продумываются.

Главным содержанием этого диалога двух следователей, его «дискус-сионности», понятно, является оценка доказательств, последствий для допрашиваемого, связанных с его лжесвидетельством, в конечном итоге — снятие у него «барьера недоверия» к первому следователю. При­чем акценты в оценке доказательств, якобы изобличающих допрашивае­мого, могут несколько смещаться (понятно, в какую сторону). Допраши­ваемый, хочешь — не хочешь, вынужден сидеть и слушать все эти pro et contra. Таким образом, на его психику, сознание начинает действовать известный в социальной психологии феномен группового давления с со­путствующим ему эффектом внушающего воздействия группы1.

Сложно дать однозначную оценку метода группового допроса. При­бегнем к аналогии. Поставим вопрос: насколько может быть полезен скальпель, если больному требуется хирургическая помощь? Понятно, что все будет зависеть от того, в чьих руках окажется этот острый ин­струмент, и от того, нужно ли его применять в данном конкретном слу­чае, поскольку с его помощью можно не только удалить, скажем, опас­ную опухоль у больного, но и отправить его на тот свет.

Аналогичное можно сказать и о методе группового допроса: все за­висит от того, какая цель стоит перед теми, кто решился его использо­вать, каков уровень их нравственных, профессиональных качеств и кто тот, кого планируется допрашивать вдвоем. Не приведет ли это к само­оговору со всеми известными трагическими последствиями? И если по­добного рода сомнения небезосновательны, лучше повременить, а может быть, и не использовать данный метод.

И наконец, в качестве метода изобличения допрашиваемого лица может быть использована очная ставка с ним, которая предусмотрена законодателем в качестве самостоятельного следственного действия. Поэтому перейдем к рассмотрению некоторых психологических особен­ностей ее проведения.

Психология допроса на очной ставке

Допрос на очной ставке представляет собой разновидность профес­сионального общения, происходящего в специально предусмотренном процессуальном режиме (ст. 163 УПК РСФСР). Характерной особен-

См.: ^ Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 178—181, 204.

ностью такого общения, влияющего на коммуникативные процессы во время очной ставки, является участие в нем, как правило, трех участни­ков уголовного процесса: следователя (иногда допрос на очной ставке проводят два следователя или следователь и прокурорский работник) и двух допрашиваемых лиц, которыми могут быть свидетели, потерпев­шие, обвиняемые, подозреваемые.

Другая особенность очной ставки коммуникативного характера со­стоит в том, что она проводится только при наличии существенных про­тиворечий в показаниях ранее допрошенных лиц (ст. 162 УПК РСФСР). Последнее обстоятельство, как правило, обусловливает конфликтный характер коммуникативной ситуации на очной ставке, особенно когда существенно затрагиваются интересы кого-либо из допрашиваемых лиц, тем более когда один из них изобличается в лжесвидетельстве. В подобных случаях конфликт становится своего рода средством разре­шения противоречий. Поэтому, как справедливо отмечает А.Р. Ратинов, межличностный конфликт допрашиваемых лиц иногда специально обо­стряется следователем путем постановки перед ними таких вопросов, которыми они изобличают друг друга.

Важное значение для изобличения лица, дающего ложные показа­ния, имеет эффект присутствия второго допрашиваемого участника очной ставки, когда аргументы в пользу того или иного спорного поло­жения выдвигаются самими участниками очной ставки. Поскольку такой диалог разворачивается перед следователем, он получает допол­нительную возможность всесторонне оценивать показания каждого участника очной ставки, убедительность приводимых ими доводов, твердость занятой позиции.

Результативность очной ставки во многом зависит от ее подготовки следователем. Прежде всего следует обращать внимание на интеллек­туальные (память, мышление, речь), волевые качества, свойства харак­тера будущих участников очной ставки, особенно тех лиц, которые дали правдивые показания и намерены подтвердить их: способность активно отстаивать истину, аргументировать свои утверждения, противостоять всевозможным нападкам и даже угрозам со стороны другого допраши­ваемого лица, уклоняющегося от дачи правдивых показаний.

При подготовке к проведению очной ставки следует предвидеть воз­можное развитие конфликта, продумать пути и способы управления им, создать максимально возможные условия для установления истины и изобличения лжесвидетеля.

Если у следователя возникают предположения, что свидетель может оказаться под воздействием другого участника очной ставки и в угоду тому вопреки истине попытается изменить свои показания, види­мо, целесообразнее такую очную ставку отложить либо вообще ее не проводить. При принятии такого решения необходимо также оценить социальный статус будущих участников очной ставки, выяснить, на­сколько один из них в социально-психологическом отношении зависим от другого, внимательно отнестись к национальным, социокультурным традициям той мик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: