Задание 1 (с. 51)
Объяснение: первое неполное делимое — 4 сотни тысяч; первая цифра в частном будет — сотни тысяч; всего в частном будет 6 цифр и т. д.
Задание 2 (с. 51)
164; 1642; 16422.
Закрепление изученного материала
Задание 3 (с. 51)
1) 20 + 25 + 24 = 69 (уч.) — в трех классах;
2) 690 : 69 = 10 (деревьев) — посадил каждый ученик;
3) 10 • 20 = 200 (деревьев) — посадил 4 «А» класс;
4) 10 • 25 = 250 (деревьев) — посадил 4 «Б» класс;
5) 10 • 24 = 240 (деревьев) или
690 - (200 + 250) = 240 (деревьев) — посадил 4 «В» класс.
Задание 5 (с. 51)
Вычислить площадь части, которая осталась, наиболее удобно так:
1) 65 • 30 = 1950 (см2) — площадь куска фанеры;
2) 15 • 20 = 300 (см2) — площадь вырезанной части;
3) 1950 - 300 = 1650 (см2) — площадь части, которая осталась.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 7, № 8 (ст. 3,4), стр. 51
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на однозначное
Цели: рассмотреть новый случай деления на однозначное число; закрепить прием определения количества цифр в частном.
Организационный момент
Устный счёт
Тест «Да — нет»
• Разность чисел 5 200 и 200 равна 5 000.
• Сумма чисел 1 700 и 300 равна 2 000.
• Если 230 увеличить в 3 раза, то получится 790.
• Если 8 100 уменьшить в 9 раз, то получится 90.
• Если 4 200 увеличить на 700, то получится 5 000.
• Если 7 300 уменьшить на 400, то получится 6 900.
• Если 1/8 числа равна 30, то само число равно 250.
• 1/10 от 6 000 равна 600.
• При умножении 500 на 6 получится 30 000.
• При делении 1 500 на 300 получится 5.
Задание 3 (с. 53)
21*** < 23***; **412 > **9*; **** < *****.
Задание 6 (с. 53)
Число 255.
Решите задачи
• В 4 одинаковых книгах 160 картинок. Сколько картинок будет в 9 таких книгах?
• В сервизе было 36 тарелок. На 4 стола поставили по 8 тарелок. Сколько тарелок осталось?
|
• Доярка надоила от 5 коров по 18 л, а от 4 коров — по 15 л. Сколько всего литров молока надоила доярка от всех коров?
Задание 5* (с. 53)
Множество мальчиков нужно упорядочить отношением «выше» с учетом условий:
1. Миша не самый высокий.
2. Миша выше Толи.
3. Миша выше Олега.
4. Миша выше Коли.
5. Коля выше Олега.
6. Олег выше Толи.
Из условий 2, 3, 4 делаем вывод, что Миша стоит в ряду впереди трех мальчиков. Но он не самый высокий (условие 1). Значит, Миша стоит на втором месте. За ним стоят Олег, Коля, Толя. Тогда первым стоит Борис.
Из условий 5 и 6 следует, что Коля выше Олега и выше Толи. Коля стоит третьим. По условию 6 определяем номер Олега и Толи: Олег — номер 4, Толя — номер 5.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 52)
Примеры решаются с подробным объяснением.
34 64 941
32 56 891
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 52)
1) 56 + 24 = 80 (кг) — масса муки;
2) 80 : 40 = 2 (кг) — в одном пакете;
3) 56: 2 = 28 (п.) — из I мешка;
4) 40 - 28 = 12 (п.) — из II мешка.
Задание 4 (с. 53)
Ученики рисуют прямоугольник по его размерам.
Сумма длин сторон прямоугольника — его периметр.
Можно заметить, что периметр будет состоять из 6 отрезков длиной 3 см 4 мм = 34 мм;
Р = 34 • 6 = 204 мм = 20 см 4 мм = 2 дм 4 мм.
Задание 7 (с. 53)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 8, № 9 (1,2 ст.), стр. 53
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на однозначное (нуль в частном)
Цели: перенести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное на случай, если нуль в частном; решать задачи.
Организационный момент
|
Устный счёт
Найдите ошибки и исправьте их
• 10 | |||||||||
• 14 | ||||||||
: 2 | |||||||||
Задание 4 (с. 55)
Дети подбирают такие числа, сумма которых равна 7, а произведение 10. Это числа 2 и 5.
Задание 6 (с. 55)
Решите задачи
• На товарную станцию прибыли два состава с овощами. В одном из них было 32 вагона, а в другом — на 12 вагонов больше. Разгрузили 56 вагонов. Сколько вагонов осталось разгрузить?
• Наташа прочитала 52 страницы, а Яна — на 18 страниц больше. Сколько всего страниц в книге, если Яна прочитала 1/5 часть книги?
• Составьте по таблице задачи и решите их:
Расход ткани на 1 костюм, м | Количество костюмов, шт. | Расход ткани на все костюмы, м |
? | ||
? | ||
? |
Задание 5* (с. 55)
1) 30 + 20 = 50 (чел.) — вышло из двух классов;
2) 56 - 50 = 6 (чел.) — осталось в двух классах;
3) 6: 2 = 3 (чел.) — осталось в каждом классе;
4) 30 + 3 =33 (чел.) — было в первом классе;
5) 20 + 3 = 23 (чел.) — было во втором классе.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 54)
Дети подробно объясняют деление в каждом примере.
812: 4
1) Первое неполное делимое 8 с., поэтому в частном будет три цифры: сотни, десятки, единицы.
2) 8 с.: 4 = 2 с. Остатка нет.
3) Другое неполное делимое 1 дес.
|
4) 1 дес.: 4 = 0 (ост. 1 дес.).
5) Третье неполное делимое: 1 дес. + 2 ед. = 12 ед.
6) 12 ед. : 4 = 3 ед. Остатка нет.
Задание 2 (с. 54)
Чтобы найти ошибку, нужно каждый раз проговаривать алгоритм деления. В первом примере в частном должно быть три цифры, а не две. Вторая цифра в частном — 0, потому что 1 дес. : 3 = 0 (ост. 1 дес.). Правильное частное 306.
Во втором примере также в частном будет три цифры, вторая цифра 0, потому что 3 дес.: 5 =0 (ост. 3 дес.). Правильное частное 107.
Закрепление изученного материала
Задание 3 (с. 55)
14-11 = 3 (ч);
3540:3=1180 (км/ч);
1180-620=560 (км/ч).
Задание 7 (с. 55)
Прямоугольники площадью 10 см2 должны иметь размеры: 1 см и 10 см или 2 см и 5 см.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 8, № 9 (1, 2 пр.), стр. 55
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на однозначное
Цели: перенести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное на случай, если 0 стоит в середине и в конце частного; преобразовывать и сравнивать величины.
Организационный момент
Устный счёт
1. Какое из записанных выражений имеет наибольшее значение?
2 + 0 + 0 + 3
2 • 0 • 0 • 3
(2 + 0) + (0 • 3)
(2 + 0) • (0 + 3)
(2 + 0) • (0 • 3)
2. Заполните пропуски:
…: 6 = 6 (ост. 5)
…: 7 = 3 (ост. 4)
…: 8 = 5 (ост. 6)
…: 9 = 8 (ост. 8)
…: 3 = 9 (ост. 2)
3. У мальчика было 9 банкнот по 100 рублей, 9 банкнот по 10 рублей и 10 банкнот по 1 рублю. Сколько всего рублей было у мальчика?
4. Какое наименьшее число делится и на 2, и на 3, и на 4, и на 6?
Задание 4 (с. 56)
Задание 6 (с. 57)
Полупериметр прямоугольника (длина и ширина) равен 40 мм (80: 2 = 40). По рисунку видно, что длина и ширина вместе составляют 4 равные части.
40: 4 = 10 (мм) — ширина (одна часть);
10 • 3 = 30 (мм) — длина.
Задание 5* (с. 57)
18 : 3 = 6 — третья часть числа 18;
18 - 6 = 12 — остаток;
12:2 = 6 — вторая часть остатка;
18-6-6 = 6 — задуманное число.