Развитие самосознания в младшем школьном возрасте




 

Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания [26].

В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском возрасте у психологов существует несколько точек зрения.

Первая состоит в том, что ребенок обладает какой-то формой самосознания с первых же месяцев жизни. В этом случае предполагается, что уже в узнавании себя в зеркале проявляется формирующееся самосознание, причем основным механизмом его образования является развитие произвольных движений, ходьба, овладение языком.

Этой точки зрения придерживается С.Л. Рубинштейн, описывая первый этап становления самосознания, который делится на под этапы:

1. Выделение себя из окружающего мира, связанное с овладением собственным телом в процессе первых предметных действий.

2. Ходьба, передвижение. Познание себя идет через познание других людей. Невозможно осознание себя как субъекта вне осознания другого тоже как самостоятельного субъекта.

3. Развитие речи. Ребенок получает возможность сам направлять действия окружающих, через других людей воздействовать на мир, он перестает быть объектом, на который направлены действия других [19].

Данный подход в своих трудах рассматривала Н.Н. Авдеева.

Она исследовала становление образа себя у ребенка, и выявила корреляционную зависимость между этим качеством ребенка и уровнем развития образа себя у матери, а так же ее представлением о ребенке [1].

Н.Н. Авдеева отмечает, что дети с развитым образом себя узнают свое отражение в зеркале, подолгу рассматривают изображение, играют с ним; их матери имеют достаточно устойчивый образ себя, положительную самооценку. Дети с несформированным образом себя не рассматривают свое отражение в зеркале, держатся настороженно. Матери этих детей, как правило, имеют заниженную самооценку, невысокий показатель сформированности образа у себя, у них отмечается эмоциональное неблагополучие [1].

Роберт Бернс также является сторонником теории развития самосознания с ранних периодов жизни ребенка. Он говорит о том, что впервые пять лет жизни ребенка в основном формируется структура личности, закладывается основа Я - концепции. Р. Бернс считает, что факт влияния поведения родителей на Я - концепцию очевиден, так как именно они практически всегда выступают для ребенка как значимые другие, служат моделью для подражания, могут поощрять или наказывать. С формированием Я - концепции у детей автор связывает:

· воспитательный стиль родителей

· отношение между родителями

· отсутствие одного из родителей

· работу родителей и социальный статус семьи

· размеры семьи и старшинство среди детей [4].

Спирс добавляет, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности [21].

Вторая точка зрения заключается в том, что самосознание связано с самостоятельной деятельностью. Согласно этому взгляду самосознание дошкольника формируется в процессе приучения его к самообслуживанию, самостоятельной игре, а у школьников в элементах самостоятельной работы в процессе учения.

Б.Г. Ананьев отмечает, что в первом случае для формирования самосознания слишком рано, во втором - слишком поздно. Он говорит о том, что трудно найти абстрактный, равный для всех ступеней развития принцип генетического анализа детского самосознания. То, что для одного периода развития выступает основным условием образования самосознания, в последующем либо превращаются во второстепенное условие, либо вообще перестает быть фактором формирования самосознания. Основные выводы из взглядов Б.Г. Ананьева на развитие самосознания таковы:

1. Характерные речевые проявления. Изменение в первоначальном формировании самосознания является переход от оперирования собственным именем к оперированию более абстрактными высказываниями; «Я», «Мы», «Мое», «У нас». Это переход к мысли о самом себе.

2. Решающее значение в образовании мыслей о себе имеет коллективный образ жизни и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку, которая в свою очередь, является важным источником осознания ребенком себя как субъекта деятельности.

3. В процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношений в коллективной жизни группы, формируется объективная основа оценочных суждений, отношений ребенка к самому себе. Подобные оценочные суждения ребенка о себе непрерывно переплетаются с оценочным отношением к нему со стороны товарищей и воспитателей.

4. Изменение в самосознании при поступлении в школу связаны с предметным характером обучения и воспитания сознательной дисциплины на основе возрастающей ответственности и самостоятельности учащихся.

5. Подростки ясно отделяют себя от оценки окружающих, но самооценка в этом возрасте носит конкретный характер, связанный с оценкой их личности товарищами, родителями, педагогами.

6. К юношескому возрасту, самооценка приобретает более сложный вид и перестает быть ведущей формой самосознания. Такой ведущей формой становится осознанное отношение к делу, осознания себя как субъекта не только личного, а именно общего дела [2].

В.С. Мерлин исследуя проблему развития самосознания, выделяет иные стадии развития:

7. Сознание тождественности. Зачатки возможны уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

8. Осознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, которое появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма «Я - сам».

9. Осознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

10.Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом возрасте и юношестве на основании накопленного опыта и деятельности [13].

При описании самосознания младших школьников ученые уделяют большое внимание самооценке, считают именно ее ведущей формой самосознания в данном возрасте. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Уровень самооценки зависит от ожидаемой оценки, той, которую предъявляет референтная группа к конкретной личности.

Выделяют три показателя самооценки, которые входят в структуру представлений личности о себе:

· самооценка

· ожидаемая оценка

· оценка личности другими

Человек вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, позиции по отношению к себе и окружающим. Этот механизм оценок и самооценок, перенесенных вовнутрь человеческой личности - интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей. Все существенно значимые оценки, формируются (у ребенка) в сознательной жизни личности. До того, как оценки будут интериоризированы, они зримо представлены в межличностных составах. Семья, учителя, родители, товарищи, книги, фильмы активно формируют у ребенка его «Я» - идеальное и в то же время «Я» - реальное, учат его сопоставлять их. Ребенок начинает оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равнять себя на других. К младшему школьному возрасту как раз завершается перевод «внешних» оценок в самооценку, потому эта форма самосознания так важна в данный период жизни ребенка.

Психологи также отмечают, что на становление самосознания в младшем школьном возрасте влияют гендерные различия.

Джерсилд так же писал о том, что дети младшего школьного возраста пытаются описывать себя с помощью внешних характеристик и указаний на физические данные, а для старшего возраста важнее внутренние особенности и характер взаимоотношение с другими людьми. Для младшего школьного возраста характерен эгоцентризм, дети проще описывают самих себя, чем других людей [16].

Р. Бернс отмечал, что закономерность расширения сферы «Я» имеет следующую особенность: с возрастом этот процесс ускоряется, причем у девочек он является более стабильным и отчетливо выраженным. Это объясняется следующими факторами: девочки любой группы являются более зрелыми, чем мальчики, как с точки зрения когнитивных навыков и интересов, так и с точки физического развития и социальной ориентации. В среднем разрыв отставания равен примерно двум годам. Девочки чаще соглашаются с предложенными другими людьми суждениями об их личности, они более социально чувствительны. Также можно отметить и еще одно отличие в представлении о себе мальчиков и девочек: мальчики чаще описывают свои интересы и увлечения, а девочки больше склонны рассуждать на темы взаимоотношений с противоположным полом, семьи, родственников [4].

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, в младшем школьном возрасте постепенно формируется самосознание. Самооценка является ведущей формой развития самосознания в младшем школьном возрасте. Уровень самооценки зависит от ожидаемой оценки, той, которую предъявляет референтная группа к конкретной личности.

Происходит постепенное накопление тех психических качеств, которые приведут ребенка к важному моменту развития его самосознания в подростковом возрасте. Наиболее устойчивые предпосылки сформированности самосознания в младшем школьном возрасте относятся к внешним характеристикам, а самопредставление внутренних качеств находится на стадии формирования, характеризуется нечеткостью и малой объективностью.


Заключение

 

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни [10].

Самосознание формируется с раннего детства и должно быть в основном сформировано к юношескому возрасту [14].

Представления о себе у детей младшего школьного возраста находится на стадии формирования, их образ «Я» характеризуется недостаточной четкостью, дифференцируемостью и разработанностью.

Ведущей формой самосознания в младшем школьном возрасте является самооценка. Она отличается недостаточной адекватностью, имеет тенденцию к завышению или занижению.

Психическое развитие самосознания в условиях школы осуществляется, прежде всего, в процессе социально-значимой, сложноорганизованной, многопредметной деятельности и определяется степенью включенности в нее самого ученика.

самосознание школьный возраст самооценка


Список литературы

 

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - №4. - 1997. - с. 25 - 30.

. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, т. 2, 1980. - 286 с.

3. Андреева Т.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 373 с.

. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Просвещение, 1986. - 226 с.

. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - №4. - 1995. - с. 29 - 36.

. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах (Гл. ред. А.В. Запорожец) Т. 4. Детская психология (Под. ред. Д.Б. Эльконина). - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.

. Горбов Ф.Д. Я - второе Я. - М., 2000. - 180 с.

. Драгунова Т.В. Психологические особенности // Сов. Педагогика. - №8. - 1972. - с. 70 - 93.

. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Перспектива, 1982. - 263 с.

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1997. - 180 с.

. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1950. - 345 с.

. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. - 584 с.

. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990. - 321 с.

. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. - 456 с.

. Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1996. - 286 с.

. Психология детей и подростков. / Под. ред. Г.Н. Сельдюковской., Г.М. Гельница. - М.: Медицина, 1985. - 386 с.

. Психологический словарь. - М.: Просвещение, 1985. - 315 с.

18. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Крм, 1999. - 720 с.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М.: Владос, 1995. - 529 с.

. Спиркин А.Г. Сознание и Самосознание. - М.: Перспектива, 1997. - 218 с.

. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера. 2002. - 160 с.

. Столин В.В. Самосознание Личности. - М.: Изд-во Москва. Ун-та, 1983 - 288 с.

. Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. - №11. - 2005. с. 39 - 42.

. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности - СПб.: Питер, 2005. - 608 с.

. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1997. - 144 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: