Вопросы для подготовки к экзамену
1. Наука в культуре и цивилизации, роль и функции науки в обществе.
2. Методологические основания философии науки. Наука в системе культуры.
3. Наука и философия. К истории взаимосвязи философии и науки. Наука и образование.
4. Мировоззренческие аспекты науки.
5. Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки.
6. Наука и нравственность. Аксиологический статус науки.
7. Личность в науке. Социальные стороны истории науки. Природа социальности в науке как проблема.
8. Философия в истории научных идей. Роль философии в творчестве ученых.
9. Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки. Классификация современных концепций науки.
10. Основные этапы исторической динамики науки.
11. Восточная средневековая наука. Причины и условия развития научного познания в культурах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Развитие математического знания, алгебры, медицины, логики и других наук (аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сина.аль-Кинди и др.).
12. Предпосылки возникновения экспериментального метода и математического описания природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт).
13. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.
14. Становление социальных и гуманитарных наук.
15. Особенности и общие черты современной науки и изменение мира науки. Единство науки и связи отдельных ее областей.
16. Наука и технологические революции в истории человечества.
17. Структура научного знания.
18. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке.
19. Междисциплинарные программы исследования.
20. Проблема оснований науки. Типология оснований науки.
|
21. Структура научной дисциплины.
22. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира.
23. Научная рациональность. Понятие, специфика, концепции научной рациональности.
24. Динамика науки. Модели истории науки.
25. Концепции развития науки и научного знания.
26. Сущность научных революций. Структура и типология научных революций.
27. Научные революции и парадигмы. Парадигма и структура научного сообщества.
28. Революции и традиции в динамике науки.
29. Особенности современного этапа наук. Характеристики современной постнеклассической науки.
30. Междисциплинарность и принципы синергетики.
31. Этика науки. Наука и социальная ответственность ученого.
32. Сциентизм и антисциентизм.
33. Наука и паранаука, псевдонаука. Функции науки в культуре.
34. Глобальный контекст науки. Рост научной информации и изменение мира науки.
35. Наука как социальный институт, представления о науке как социальном институте: основные подходы.
36. Организация научной деятельности: структура, признаки, критерии.
37. Исторические типы научных сообществ. Научные школы и научные направления.
38. Формы и способы трансляции научного знания.
39. Нормы и ценности научного сообщества.
40. Значение и социальные последствия компьютеризации науки.
41. Наука и власть. Наука как приоритетное направление в деятельности государства в современном обществе.
42. Наука и экономика. Наука и рыночные отношения.
43. История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке
44. Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.).
|
45. Донаучные, ненаучные, паранаучные, лженаучные и антинаучные формы вненаучного знания об обществе, культуре, истории и человеке.
46. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
47. Классическая, неклассическая и постнеклассическаянаука.
48. Феномен социально-гуманитарных наук и его цивилизационное значение.
49. Специфика субъекта, объекта и предмета социально-гуманитарного познания
50. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.
51. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
52. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.
53. Коллективный субъект, его формы существования.
54. Научное сообщество как субъект познания.
55. Ценность сознания в науке. Генезис и статус ценностного сознания. Ценность и истина.
56. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов.
57. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология).
58. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
59. Разум, воля, эмоции как компоненты человеческой субъективности.
60. Экзистенция, экзистенциализм (Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер).
61. Одиночество и общение. Смысл и цель жизни: общее и особенное.
62. Игра, любовь, дом, свобода, страх как экзистенция бытия личности.
63. Специфически человеческое бытие, бытие в себе, бытие для себя, бытие для другого.
|
64. Пирамида потребностей А. Маслоу.
65. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
66. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.
67. Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.
68. Общение и коммуникация: единство и различие.
69. Коммуникация в экзистенции и коммуникация в науке.
70. Экзистенциальная истина, истина и правда.
71. Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины.
72. Природа и типы объяснений. Объяснение, понимание, интерпретация. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки.
73. Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текста.
74. Текст как особая реальность и "единица" методологического и семантического анализа.
75. Герменевтический круг. Герменевтический подход и образование. Понимание в образовании.
76. Язык, "языковые игры", языковая картина мира.
77. Диалектика веры и сомнения.
78. Понятие гуманитарного знания. Парадигмы гуманитарного знания.
79. Социогуманитарные и социологические науки. Методы социальных и гуманитарных наук.
80. Функции социально-гуманитарного знания.
81. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
82. Наука и религия. Влияние науки на религиозное восприятие мира. Диалог религии и науки. Социальный статус науки и динамика изменения отношения к религии.
83. Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука. Культуры Месопотамии, Египта, Китая и Индии.
84. Соотношение теоретических моделей науки и истории науки. Наука и миф. Наука и технология.
85. Древняя Греция как место рождения науки. Влияние восточных мифов и знаний древних восточных цивилизаций на греческую культуру, философию и нарождающуюся науку.
86. Научное познание на Западе в эпоху средневековья.
87. Развитие логики, логических норм мышления и организация науки в средневековье.
88. Алхимия, астрология, магия: особенности восприятия природных объектов.
Утверждены на заседании кафедры СГД от 16.11.16г., протокол №5