Система уроков по комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»
Урок 1. Тема: Расцвет классицизма в литературе и искусстве. Ж.Б.Мольер. Краткий биографический очерк.
Метод: лекция с элементами беседы
Цели: 1) познакомить учащихся с основными положениями эстетики классицизма; 2)рассказать о творческой судьбе Мольера.
Оборудование: репродукции картин Пуссена, архитектуры К.Перро, архитектурных ансамблей Петербурга.
Ход урока
Лекция учителя.
1.Общественно-политическая жизнь Франции 2-ой половины 17 века
Во Франции в 17 веке шел процесс централизации государства. Он начинается со времени царствования Генриха4 (1594-1610) Французским монархам приходилось ожесточенно бороться с непокорным дворянством (подавление движения Фонды). Процесс централизации завершился ко времени правления «короля-солнца» Людовика 14 (1643-1715), который надменно говорил: «Государство – это я», и развивая этот тезис, подчеркивал: «Прав у поданных нет, есть лишь только обязанности».
2.Классицизм как литературное направление.
В этих общественно-исторических условиях возникло направление, которое получило название классицизм, т.к. сюжеты брались из классической древности времен Древней Греции и Рима. Классицизм – лат.classicus –образцовый, первоклассный.
Классицизм как литературное направление наиболее полно и непосредственно связан с абсолютизмом. Его основная идея – гражданского долга – диктовалась потребностями абсолютического государства, требующегося подчинения личных интересов государственным (а не общественным).
Достоинства классицизма заключались в благородном понимании прогрессивными литературными деятелями гражданского долга(от идеи долга по отношению к обществу), в культе человеческого разума, в упорядоченности сценических законов.
|
Теория классицизма в наиболее завершенном виде была сформулирована в творении французского поэта и теоретика литературы Буало Деприо «Поэтическое искусство». В этой энциклопедии классицизма Буало сформулировал основные правила, которых должен придерживаться писатель, создавая свои произведения.
- Какие это правила?
(запись в тетрадях)
Классицизм -
Литературное направление – лат. образцовый, первоклассный
Основная идея – подчинение личных интересов государственным
Основное свойство – обращение к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным
В основе эстетики – принцип рационализма и подражания природе
Черты: - культ разума;
- художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
- строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
- жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их существенные черты и свойства;
- человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои четко делятся на положительные и отрицательные;
- идеализация героев. Абсолютизация идей;
- активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Требования:
1.Соблюдение трех единств: единство времени – действие развивается не более суток (это позволяет автору изображать действие в момент его наивысшего напряжения, но в ущерб развитию сюжета);
Единство места – действие происходит в одном и том же месте (для сохранения правдоподобия);
|
Единство действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий.
2. Разграничение жанров на «высокие» и «низкие»
Строгая иерархия жанров
Высокие низкие
В них осваивается общественная жизнь, В них осваивалась повседневная
история, действуют герои, полководцы, жизнь людей. Разностопные монархи. Мифологические и библейские стихи, проза, разговорный стиль,
сюжеты. Идея служения государству. Бытовые детали.
Александрийский стих. Разговорная Комедия, сатира, басня.
лексика не допускалась
Трагедия, эпопея, ода.
- Несмотря на эти ограничения, талантливым людям удавалось создать великолепные произведения искусства, преодолевая застывшие нормы, таковы в трагедии – Корнель и Расин, в комедии – Мольер.
Биография Мольера. Литературный монтаж.
1.Слово учителя. История жизни Мольера – это история его театра. Театром был рожден его юношеский бунт против отца – почтенного буржуа; театру он был обязан своими первыми неудачами и своими первыми успехами, театр дал ему лучших друзей, учеников, жену; принес величайшее счастье творчества. И травля, которой Мольер подвергался всю жизнь и особенно в последние годы жизни, была связана с борьбой за драматический театр, за пьесы, полные язвительного и умного, уничтожающего смеха над пороками общества. Даже смерть и та настигла его на сцене.
2.Литературный монтаж (по книге М.Булгакова «Жизнь господина де Мольера»)
1 ученик. « Итак, 13 примерно января 1622г. В Париже у господина Жана Батиста Поклена и его супруги Марии Поклен-Крессе появился хилый первенец. 15 января его окрестили в церкви святого Евстафия и назвали в честь отца Жаном Батистом. Соседи поздравляли Поклена, и в цехе обойщиков стало известно, что родился на свет еще один обойщик и торговец мебелью». Подросши Жан Батист закончил курс приходской школы. «Поклен –отец решил, что первенец его достаточно расширил свой кругозор, и велел ему присматриваться к делу в лавке. Тут Жан Батист стал мерить материи, приколачивать что-то гвоздиками, точить лясы с подмастерьями, а в свободное время читать замасленную книжку Плутарха, оставшуюся от Марии Крессе». Был у Жана дед. «По профессии господин Крессе был обойщиком, так же как его зять. Так вот, этот самый дед Крессе свел удивительную дружбу с Жаном Батистом малым. Что могло связать старика с мальчиком? Разве что черт? Да, пожалуй, именно он! Общая страсть, однако, недолго была секретом для Поклена-отца и вскорости вызвала его хмурое удивление. Оказалось, что дед и внук без памяти любят театр! Да, показал дед Крессе, на горе Поклену-отцу, его сыну в ход в Бургонский Отель (где играла королевская труппа актеров). И вот вместе с дедом, когда Жан Батист был мальчиком и позже вместе с товарищами, когда Жан Батист стал юношей, он успел пересмотреть в Отеле замечательные вещи». Играли трагедии, трагикомедии, пасторали, а также грубые легкие фарсы, заимствованные большую частью у итальянцев.
|
2 ученик. «…Летом 1646г. Из Парижа через Сен-Жерменское предместье вышел и направился на юг французский бедный обоз. Повозки, нагруженные кое-каким скарбом, тащили тощие волы… Вел этот караван, как не трудно догадаться, Жан Батист Мольер. Этот человек не мог существовать вне театра ни одной секунды. У него хватило сил после трехлетней работы в Париже, где он организовал «Блестящий театр», закрывшийся из-за долгов, перейти на положение бродячего комедианта». Первое время кочевникам пришлось чрезвычайно трудно. Бывало, что приходилось спать на сеновалах, а играть в деревнях – в сараях, повесив вместо занавесей какие-то грязные тряпки. Местные власти, как им и полагается, обращались с комедиантами нехорошо, дерзко и чинили им бессмысленные препятствия. Духовенство всюду встречало лицедеев равномерно недоброжелательно.
3 ученик. Известность в провинции пришла к труппе Мольера тогда, когда он перестал ставить чужие пьесы и стал писать свои, оригинальные (первой была комедия «Шалый, или все невпопад»- 1652). Кроме того, оказалось, что Жан Батист прекрасный комический актер. Так к Мольеру и его труппе пришли слава и достаток. Осенью 1658 года труппа приехала в Париж и дебютировала при дворе комедией «Влюбленный доктор», которая имела большой успех. Людовик 14 приказал оставить труппу в Париже. Мольер становится придворным комедиографом. Одна за другой появляются его лучшие пьесы, которые он ставит в придворном театре Пти- Бурбон.
Это были комедии «Сганарель»(1600), три редакции «Тартюфа» (1664-1669), «дон Жуан» 91665), «Мизантроп», «Лекарь поневеле» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Мнимый больной» (1673)
4 ученик. Труппа Мольера приобретает большую популярность не только у придворного зрителя, но и у простолюдинов. Драматурга поддерживает Людовик 14, но у комедиографа оказывается так много врагов среди дворянства и духовенства, пороки которых он осмеивал в своих комедиях. Поэтому Тартюфы – представители реакционного
католического духовенства – запретили хоронить Мольера, умершего без церковного покаяния. Понадобилось специальное вмешательство короля, чтобы придворный комедиограф получил разрешение быть похороненным. В 9 часов вечера «из дому
вынесли деревянный гроб. Впереди шли два безмолвных священника. Рядом с гробом шли мальчики в стихарях и несли громадные восковые свечи. А за гробом потек целый лес огней, и в толпе провожающих видели следующих знаменитых людей: художника Пьера Миньяра, баснописца Лафонтена и поэтов Буало и Шоплена. Все они несли факелы в руках, а за ними строем шли с факелами комедианты труппы Пале-Рояля, и, наконец, эта разросшаяся толпа человек в двести. Когда прошли одну улицу, открылось окно в доме и высунувшаяся женщина звонко спросила:
- Кого это хоронят?
- Какого-то Мольера, - ответила другая женщина.
Этого Мольера принесли на кладбище святого Жозефа и похоронили в том месте, где хоронят самоубийц и некрещеных детей. А в церкви святого Евстафия священнослужитель отметил коротко, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище святого Жозева обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен».
3.Итог урока. Дом. задание: особенности классицизма