Цели урока: повторить правила умножения числа на сумму; открыть алгоритм письменного умножения двузначного числа на двузначное некруглое число.
Организационный момент
Устный счёт
Математический диктант:
• увеличьте 1 600 в 4 раза;
• уменьшите 7 800 в 60 раз;
• уменьшите 4 200 на 30;
• уменьшите 7 200 в 600 раз;
• на сколько 8 400 больше 700?
• во сколько раз 300 меньше 5 100?
Преобразуйте величины:
9 м2=... см2
1 кг =... г
4дм2=...см2
240с =...мин
Задание 8 (с. 85)
1 м2 = 100 дм2; тогда 1 дм2 меньше 1 м2 на 99 дм2;
16 ц меньше 16 т на 144 ц (160 ц - 16 ц = 144 ц);
7 см меньше 7 дм в 10 раз (70: 7 = 10).
Задание 7 (с. 85)
Применяются свойства умножения:
793 • 8 • 18 = 18 • 8 • 793 (множители одинаковы, только различен их порядок);
754 • 4 • 17 < 4 • 17 • 755 (754 < 755);
42•6•10 = 42•60 (6•10 = 60);
37•5•10<73•5•10 (37<73).
Решите задачи:
а) На трех полках было 105 книг. Когда на первую полку поставили еще 15 книг, то на всех полках стало книг поровну. Сколько книг было на первой полке изначально?
б) В трех ларьках было 168 кг яблок. Когда один ларек продал 34 кг, второй — 55 кг, третий — 19 кг, то яблок в ларьках стало поровну. Сколько яблок было в ларьках первоначально?
Задание 6* (с. 85)
С 1 июня по 31 августа пройдет 92 дня. (30 + 31 + 31 = 92.)
17 • 92 = 1564 (г) = 1 кг 564 г.
Можно подсчитать по частям:
17 • 30 = 510 (г) — за июнь;
17 • 31 = 510 + 17 = 527 (г) — за июль (и за август);
510+ 527+ 527 = 1564 (г).
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 84)
Алгоритм проговаривается для каждого примера. Обращается внимание на основные моменты алгоритма — образование и запись неполных произведений: первое неполное произведение — единицы, начинает записываться под единицами; второе — десятки, начинает записываться под десятками.
|
Задание 2 (с. 84) - устно
При проверке примеров в первую очередь ученики обращают внимание на правильность записи неполных произведений: в первом примере запись неправильная, второе неполное произведение нужно начинать писать под десятками.
Второй пример выполнен правильно. В третьем примере неправильно вычислено второе неполное произведение: 5 • 76 =350.
Закрепление изученного материала
Задание 4 (с. 85)
135: (12 + 15) = 135: 27 = 5 (ч).
Задание 9 (с. 85)
Скорость | Время | Расстояние | |
Автобус Машина | ? ?, больше на 10 км/ч | 6ч 6ч | 300км ? |
(300: 6 + 10) • 6 = 360 (км) или 300 + 10 • 6 = 360 (км).
Задание 5 (с. 85) – самостоятельно по вариантам.
107868; 37227; 9305; 84000.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, стр. 85
МАТЕМАТИКА
Тема: Умножение круглого числа на двузначное число
Цели: показать алгоритм умножения круглых чисел на двузначные числа; повторить умножение величин.
Организационный момент
Устный счёт
Решите примеры:
47 204 - 8 965 78 074 - 69 006
39 895 + 2 769 460 607 + 5 896
3 809 • 40 4 607 • 30
4128:3 5076:3
Задание 4 (с. 87)
45 < 9 • 39 • 5 (45 < 39 • 45)
3 • 27 • 13 < 39 • 28 (39 • 27 < 39 • 28)
63 < 3 • 7 • 4 (63 < 84)
4 • 9 • 34 < 35 • 36 (36 • 34 < 36 • 35)
Задание 7 (с. 87)
Задание 9 (с. 87)
а) Если один множитель увеличить в 6 раз, то произведение увеличится в 6 раз; если второй множитель уменьшить в 3 раза, то произведение уменьшится в 3 раза. Одновременное изменение множителей дает увеличение произведения в 2 раза. (6:3 = 2.);
б) уменьшится в 2 раза.
Решите задачи:
а) У печника было 150 белых кирпичей, что составляло 1/8 часть от количества красных. Из всех кирпичей печник сложил 5 печей. Сколько кирпичей пошло на 1 печь?
|
б) Автобус ехал 4 ч со скоростью 60 км/ч. После этого ему осталось проехать в 3 раза меньше, чем он уже проехал. Сколько всего километров должен проехать автобус?
Задание 6* (с. 87)
На двух чашах весов находятся два яблока (200 г) и гиря 60 г, вместе 260 г. Весы уравновешены. Значит, на каждой чаше весов находится по 130 г. Большое яблоко одно на левой чаше, оно весит 130 г.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 86) - устно
Задание 5 (с. 87)
750000, 90000, 262500
Задание 3 (с. 87)
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 86)
Норма выдачи на 1 овцу | Количество овец | Общая норма выдачи | |
I ферма II ферма | Одинаковая | ?, на 15 больше ? | 420кг 375кг |
1) 420-375 = 45 (кг);
2) 45:15 = 3 (кг);
3) 420:3 = 140 (ов.) — на первой ферме;
4) 375:3 = 125 (ов.) — на второй ферме.
Задание 8 (с. 87)
1 дм 2 см = 12 см; 40 мм = 4 см
12: 2 = 6 (см) – полупериметр
6 см – 4 см = 2 см
2• 4 = 8 (см2)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, № 11, стр. 87
МАТЕМАТИКА
Тема: Умножение многозначного числа на двузначное
Цели: перенести знания об умножении двузначного числа на двузначное на умножение любого многозначного числа на двузначное; познакомить с отдельным случаем умножения многозначного числа на 11.
Организационный момент
Устный счёт
Преобразуйте величины:
17 т =...ц
60 ц =... кг
6 т 28 кг =... кг
4 ч =... мин
Решите уравнения, объясните решение.
(х •16): 8 = 80
(180: х) • 4 = 24
Задание 8 (с. 89)
Вспоминается прием определения общего количества десятков (сотен): нужно справа закрыть одну (две) цифры и прочитать полученное число.
|
Задание 9 (с. 89)
Пользуемся правилами: чтобы уменьшить число в 10, 100 раз, нужно в его записи справа отбросить один, два нуля; чтобы увеличить число в 10, 100 раз, нужно в его записи справа дописать один, два нуля.
Задание 11 (с. 89)
Решите задачи:
а) За 3/8 части суток теплоход проплыл 207 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. Сколько километров в час проходил теплоход?
б) Мультфильм начался в 10ч. Он длился 5/6 ч в какое время закончился мультфильм?
в) Какие могут быть стороны у прямоугольника с площадью 24 см2; с периметром 24 см?
г*) Пете 10 лет, а Ване 3 года. Через сколько лет Петя будет вдвое старше Вани?
Задание 7 (с. 89)
х - 5 = 18; х = 23 (ящ.).
Задание 5* (с. 89)
Требуемое произведение: 1•2•3•4•5•6•7•8•9
Среди множителей — числа 2 и 5, произведение которых равно 10. На какое бы число мы не умножали 10, произведение будет оканчиваться на 0.