Урок 2. Тема: Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сюжет, проблематика)




Цели: 1) обратить внимание учащихся на отражение принципов классицизма в комедии;

2)познакомить учащихся с сюжетом и композицией произведения; 3) Способствовать воспитанию уважения к знаниям и нестерпимого отношения к невеждам.

Метод: комментированное чтение монтажа комедии, беседа.

Оборудование: различные издания комедии и иллюстрации к ним.

Ход урока

Проверка дом. задания.

- Назовите основные черты классицизма.

2.Слово учителя. Особенности комедии классицизма. Запись в тетрадях.

1. Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача «смешить и смехом пользовать»;

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) пять действий.

2.Герои пьес классицизма:

а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития;

б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр (Резонёр – персонаж литературы 17-18 веков, не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторской позиции)

История создания комедии.

Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.

«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.

Сейчас мы познакомимся с ее героями. Знакомство с афишкой.

Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.

Комментированное чтение по ролям.

Действие 1, явление 2.

Действие 2, явления 1, 3, 6, 8.

Беседа.

- Что является движущей пружиной развития действия в комедии?

- Почему Журдену так хочется походить на дворянина?

- Что ему мешает в осуществлении этого желания?

- Что собой представляют учителя Журдена?

- Какие свойства характера Журдена раскрываются на этих уроках?

- Кто вам показался на этих уроках смешнее и безобразнее – Журден или его учителя?

Вывод: Мольер в пьесе использует комические ситуации: контраст между важностью Журдена и его невежеством, превращение «комизма положений» в «комизм характера».

Работа в тетрадях.

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

Тема – изображение того, что происходит с мещанином, пытающимся подражать дворянам

Идея – подражать достойным

Завязка – конфликт Журдена с буржуазной средой

Кульминация – конец 4 действия, когда купца делают турецким вельможей

Развязка - счастливый тройной брак героев

Образ Журдена

1. Что представляет собой господин Журден: общественное положение, внешний вид.

2. Какие качества Журдена вызывают у вас смех и осуждение? Чем порождаются эти качества?

1. Основная особенность Журдена – непроходимая глупость. Но можем ли мы сказать, что он глуп от природы?

2. Как относится Мольер к Журдену?

7. Дом. задание: анализ образа Журдена

 

Урок 3. Тема: Герои пьесы.

Цели: 1) доказать, что в комедии дана сатира на дворянство и невежество буржуа;

2) определить в комедии черты классицизма.

Метод: беседа с элементами комментированного чтения; дискуссия учащихся

Ход урока

Беседа.

- На прошлом уроке мы говорили об идейно-тематическом содержании комедии. Подумайте, какая существует разница между внешней и внутренней культурой человека?

(внешняя культура проявляется прежде всего в стремлении делать «как все», в моде, в костюме, в обиходных вещах, в манере поведения и даже в речи.

Внутренняя культура дается человеку воспитанием, которое традиционно передается из поколения в поколение и проявляется в поведении, речи, во вкусе, в отношении к материальной и духовной культуре)

- Девушка, например, услышала от подруг, что модны оранжевые кофточки. Она покупает себе такую же и, надев, не учитывает остального цветового ансамбля своего костюма. И модная вещь «не смотрится». Молодой человек уступил место в автобусе молодой женщине с ребенком, но не увидел пожилого человека, который стоял, согнувшись, рядом с ним. С другой стороны человек с внутренней культурой никогда не наденет модной вещи, если она не соответствует его манере одеваться. Его фигуре. Такой человек не будет кричать при разговоре, употреблять бранные слова, громко хохотать или поднимать на кого-то руку. Он уступит свое место пожилому человеку, не рисуясь своей вежливостью.

Вернемся к комедии. Каким типом культуры обладает Журден и как это проявляется в комедии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: