Золотом ясным сверкал..,




Взгляни и на колесницу Солнца:

Ось золотая была, золотое и дышло, и обод

Вкруг колеса золотой на серебряных спицах держался.6

И даже век, который они хотят представить самым лучшим, именуется у них золотым. (14) И у греческих трагиков представлены такие, кто меняет на барыш невинность, здоровье, доброе имя.

Дан слыть мерзавцем - лишь бы богачом прослыть...

Не спрашивают, кто да что, а "сколько есть?"..

Кто чем владеет, во столько же и ценится...

Такого нет, чем стыдно было б нам владеть...

Богатым - жить хочу, а бедным - лучше смерть...

Коль умирать - так тоже лучше с прибылью...

Превыше блага для людей, чем деньги, нет:

Ни наслажденье матери, ласкающей

Детей, ни отца опека не сравнится с ним.

И если лик Венеры так же сладостен,

Ее недаром любят боги и смертные.8

(15) Когда последние слова были произнесены, все зрители как один вскочили, чтобы прервать эту трагедию Еврипида и прогнать актера, - и тогда сам Еврипид вышел на середину и попросил их подождать и посмот- реть, чем кончит этот поклонник золота. Беллерофонт в этой драме попла- тился карой, как любой из нас платится в своей драме. (16) Жадность не бывает без кары, хотя она и сама по себе есть немалая кара. Во сколько она обходится слез, во сколько трудов! Сколько горести доставляет ей же- лаемое, сколько горести приобретенное!7 Прибавь еще ежедневные тревоги, чья мучительность соразмерна богатству. Владеть деньгами - большая пыт- ка, чем добывать их. Как стонем мы над убытками, которые и на самом деле велики, и еще больше кажутся. И потом, пусть фортуна ничего не отнимает,

- для таких людей убыток все, чего они не заимели. - (17) "Но их-то все и называют богатыми и счастливыми и мечтают сравняться с ними достояни- ем". - Согласен, но что с этого? Кому живется хуже тех, которых пресле- дуют и горести, и зависть? Вот если бы мечтающие о богатствах посовето- вались с богачами, а искатели почестей - с честолюбцами, достигшими выс- ших степеней! Тогда они изменили бы желанья, между тем как теперь, пре- дав проклятью прежние, тотчас же загораются новыми. Нет человека, до- вольного своим счастьем, даже если бы оно шло к нему в руки. Все недо- вольны и своими замыслами, и успехами, всем кажется лучшим то, от чего отказались.

(18) Но это как раз и даст тебе философия (ничего важнее, по-моему нет): ты никогда не будешь раскаиваться. К такому прочному счастью, ко- торого никакая буря не поколеблет, не приведут тебя ни складные слова, ни плавно льющаяся речь. Пусть слова текут как хотят, лишь бы строй души не нарушался, лишь бы она была высока и не заботилась о чужом мнении, довольная собою как раз за то, за что другие недовольны, лишь бы жизнью поверяла свои успехи и о своем знании судила по тому, многого ли она не желает, многого ли не боится. Будь здоров.

Письмо CXVI

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Часто спрашивают, довольно ли, чтобы страсти были умеренными, или лучше не иметь никаких страстей. Наши изгоняют страсти, перипатетики стараются их укротить. Я не вижу, почему умеренная тяжесть болезни может быть целебной или полезной. Не бойся! Я не отнимаю у тебя ничего такого, что ты отдал бы против воли; я буду сговорчив и снисходителен ко всему, что ты считаешь или необходимым для жизни, или приятным, или полезным и к чему стремишься, а избавлю тебя от порока. Ведь я, запретив тебе жаж- дать, разрешу хотеть, чтобы ты то же самое делал без страха по твердому решению, чтобы даже наслажденья твои были острей. Разве ты не будешь чувствовать их полнее, ставши их повелителем, а не рабом?

(2) Ты скажешь: "Но ведь естественно мучиться, тоскуя о друге: дай же право плакать, когда столь праведна причина. Естественно быть задетым людскими мнениями, огорчаться, если они неблагоприятны; почему же ты не допускаешь этого благородного страха перед дурным мнением?" - Нет порока без оправдания, начало всякого из них скромно и простительно, - зато после он разливается широко. Позволь ему возникнуть - и ты не покончишь с ним никакими стараньями. (3) Всякая страсть вначале немощна, а потом сама себя разжигает и набирается силы, разрастаясь: легче не пустить ее, чем выгнать. Кто спорит с тем, что всякая страсть берется из некого ес- тественного истока? Заботиться о себе велела нам природа; начни потакать этой заботе - и она превратится в порок. Наслажденье природа подмешала к вещам необходимым, не затем, чтобы мы его домогались, но чтобы благодаря этой прибавке стало приятнее для нас то, без чего мы не можем жить; а появится самозаконное наслаждение - и начинается сластолюбие. Так будем же при входе сопротивляться страстям, коль скоро, как я сказал, их легче не впустить, чем заставить уйти. - "Но позволь хоть в какой-то мере го- ревать, хоть в какой-то мере бояться!" - (4) Эта мера растягивается очень широко! Ты уже и как захочешь, не остановишься. Пусть мудрец не столь бдительно стережет себя - для него это безопасно: он, когда ему угодно, положит конец и слезам, и наслаждениям; а нам лучше и не пы- таться идти вперед, если вернуться так трудно. (5) Мне кажется, очень тонко ответил Панэтий одному юнцу на вопрос, может ли мудрец полюбить: "Как будет с мудрецом, посмотрим; а вот нам с тобой до мудреца далеко, и мы не должны допускать, чтобы над нами взяла верх страсть бурная и нео- бузданная, сама себя ставящая ни во что и отдающаяся во власть другому. Взглянут на нас благосклонно - мы пуще распаляемся от доброты; отвернут- ся - нас раззадоривает надменность. Вредна и легкая любовь, и трудная: легкостью она берет нас в плен, с трудностями заставляет бороться. Так что лучше нам остаться в покое, зная нашу слабость. Нестойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазни тельным приманкам". (6) То же самое, что Панэтий говорил о любви, я скажу обо всех страстях. Насколько в наших силах, отойдем от скользкого места: мы и на сухом-то стоим нетвердо. - (7) Ты сейчас выставишь против меня об- щий упрек, всегда бросаемый стоикам: "Слишком много вы обещаете, слишком суровы ваши наставленья! Мы - люди слабые и не можем себе отказать во всем! Мы будем горевать, но не очень, будем желать, но умеренно, будем сердиться - а потом успокоимся". - Знаешь, почему мы этого не можем? Не верим, что можем! (8) А на деле, клянусь, все иначе! Мы защищаем наши пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять. На это природа дала человеку довольно сил, - если мы соберем их и напряжем и пустим в ход не против себя, а себе в защиту. "Не хотим" - вот причи- на; "не можем" - только предлог. Будь здоров.

Письмо CXVII

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Ты доставишь мне много хлопот и, сам того не зная, вынудишь ввя- заться в долгую и докучную тяжбу, если будешь задавать мне хитрые вопро- сы, в которых я не могу ни разойтись с нашими, не поссорясь с ними, ни согласиться, не поссорясь с совестью. Ты спрашиваешь, верно ли такое ут- вержденье стоиков: мудрость есть благо, быть мудрым - не благо. Сперва я изложу мнение стоиков, потом решусь высказать и свое сужденье.

(2) Наши считают, что благо телесно, ибо благо действует, а что действует, то телесно. Благо приносит пользу, а, не действуя, приносить пользу невозможно; если же благо действует, значит, оно телесно. По их словам, мудрость есть благо; следовательно, они не могут не признать ее телесной.

(3) А быть мудрым - это, по их мнению, дело другое: оно лишь прилага- ется к мудрости и бестелесно, а значит, и не действует и не приносит пользы. - "Но как же мы говорим, что быть мудрым - благо?" - Говорим, имея в виду самое мудрость, от которой и зависит, мудр ли человек.

(4) Теперь послушай, что отвечают на это некоторые, а потом и я начну от них откалываться и перейду на другую сторону. - "Если так, то и жить блаженно - не благо". - Хочешь не хочешь, а приходится отвечать, что блаженная жизнь - благо, а жить блаженно - не благо. (5) И еще нашим возражают так: "Вы хотите быть мудрыми: значит, это принадлежит к числу вещей, которых надо добиться непременно. А все непременное - благо". - И наши вынуждены калечить слова, добавлять к "непременному" два слога, че- го не допускает наш язык. Но я, с твоего позволения, прибавлю их. "Неп- ременное есть то, к чему следует стремиться непременно, то есть благо; а то, что достается нам по достижении блага, есть непреминуемое: его не добиваются как блага, но к достигнутому благу оно прилагается неминуе- мо". - (6) Я думаю иначе и полагаю, что наши опускаются до этого, так как их связывает цепью прежнее утвержденье, а изменить его им нельзя. Мы обычно придаем немалый вес всеобщим установившимся сужденьям, и если так кажется всем, - это для нас доказательство истины. Например, существо- ванье богов выводится, среди прочего, и из того, что мнение это вложено во всех людей и нет племени, до того чуждого всех законов и обычаев, чтобы не верить в каких-нибудь богов. Когда мы рассуждаем о бессмертии души, немалое подспорье для нас - единодушие людей, либо страшащихся обитателей преисподней, либо их почитающих. И я воспользуюсь всеобщим убеждением: ты не найдешь никого, кто не считал бы, что и мудрость - благо, и быть мудрым - благо. (7) Однако я не буду, по обычаю побежден- ных, взывать к толпе: начну сражаться собственным оружием.

Если что-то прилагается к чему-то, оно находится либо вне, либо внут- ри того, к чему приложено. Если оно внутри, - значит, оно столь же те- лесно, как и то, к чему приложено. Ничто не может быть приложено - и не прикасаться, а что прикасается, то телесно. Если оно вне, то может и расстаться с тем, к чему приложено; но что расстается, то обладает дви- жением, а что обладает движением, то телесно. (8) Ты надеешься, что я скажу: бег и бежать - одно и то же, так же как тепло и быть теплым, свет и светить. Нет, я согласен, что это - вещи разные, но при этом - одного рода. Если здоровье принадлежит к вещам безразличным, то и быть здоровым

- также. Если к ним же принадлежит красота, то и быть красивым - также. Если справедливость - благо, то и быть справедливым - благо. Если бесс- тыдство - зло, то и быть бесстыдным - зло; тут, клянусь тебе, все точно так же, как с близорукостью: если она - зло, то и быть близоруким - зло. Одно - так и знай! - не может быть без другого. Кто мудр, тот обладает мудростью; кто обладает мудростью, тот мудр. И не. может быть сомнений, что каково одно, таково и другое, - настолько, что многие считают и то и другое одним. (9) Но лучше разберем вот что: поскольку всё есть или бла- го, или зло, или вещи безразличные, то что же такое "быть мудрым"? Что это благо - отрицают; что это зло - нельзя и подумать; значит, остается безразличное. Но мы называем "безразличным" или "промежуточным" то, что может достаться и хорошему, и дурному человеку: например, деньги, красо- ту, знатность. А быть мудрым может только человек добра: значит, быть мудрым к разряду вещей безразличных не принадлежит. Но и злом не может быть то, что никогда не достается на долю злым; значит, быть мудрым - благо. Чего нет ни у кого, кроме людей добра, то благо; мудрыми бывают только люди добра, и, значит, это благо. - (10) "Но это лишь прилагается к мудрости". - То, что ты называешь "быть мудрым", порождается ли муд- ростью или порождает ее? Порождает ли, порождается ли, - все равно оно телесно: ведь тело и то, что производит что-нибудь само, и то, что чем-нибудь производится. А если так, то быть мудрым - благо, потому что для этого ему не хватало только одного: телесности. (11) Перипатетики считают так: быть мудрым - это то же самое, что мудрость, ибо одно без другого не бывает. Неужели, по-твоему, есть мудрые кроме тех, кто обла- дает мудростью? И не всякий ли, кто мудр, обладает, по-твоему, муд- ростью? (12) Старые диалектики разделяли эти вещи, и от них такое разде- ление пришло к стоикам. Я скажу, как у них получалось. Поле - это одно, а владеть полем - другое; и разве не так, если второе касается не поля, а его владельца? Точно так же мудрость это одно, а быть мудрым - другое. Я думаю, ты согласишься: тот, кто владеет, и то, чем владеют, - вещи разные; так и тут: владеют мудростью, а владеет мудрый. Мудрость есть наука жить и, стало быть, совершенство мысли, достигшей наивысшего и на- илучшего. Что такое "быть мудрым"? Я не могу сказать: "Совершенство мыс- ли", - нет, это то, что дается на долю обладателю совершенной мысли. Итак, благомыслие - это одно, а быть благомыслящим - другое.

- (13) "Есть тела разной природы: например, вот это - человек, это - конь; за ними следуют движения души, содержащие сведения о телах. В та- ких движениях есть нечто самостоятельное, отдельное от тел. Например: я вижу гуляющего Катона; чувства показывают мне это, душа им верит. То, на что обращены и глаза, и душа, - тело. Но потом я говорю: "Катон гуляет",

- и то, что я говорю, бестелесно. Это - некое сведенье о теле, которое одни называют "высказыванием", другие - "известьем", третьи - "речью". Так же, говоря "мудрость", мы имеем в виду нечто телесное; а говоря "он мудр", мы высказываем нечто о теле. Но ведь далеко не одно и то же - сказать "он" и сказать о нем". - (14) Допустим покамест, что не одно и то же (я ведь еще не высказываю своего мнения). Разве это мешает и дру- гому быть другим, но благом? Немного раньше говорилось, что поле - одно, а владеть полем - другое. Правильно: владеющий принадлежит к одной при- роде, владенье - к другой, владеет человек, владение его - земля. Но у нас речь о другом: тут и владеющий мудростью, и она сама - одной приро- ды. (15) Там владенье - одно, владетель - другое, а здесь и владетель и владенье нераздельны. Полем владеют по праву, мудростью - от природы, поле может быть отчуждено и передано другому, мудрость неразлучна с вла- деющим. Нельзя сравнивать вещи столь несхожие. Я начал было говорить, что предметы могут быть разными, но оба тем не менее - блага. Например, мудрость и мудрец - не одно и то же, но ты согласишься, что и то, и дру- гое - блага. И как ничто не мешает мудрости быть благом, а обладателю мудрости - благим, так же ничто не помешает быть благом и мудрости, и обладанию мудростью; а обладать мудростью - это и есть быть мудрым. (16) Я для того и хочу достичь мудрости, чтобы быть мудрым. Так что же, разве не благо то, без чего нет и другого блага? Ведь вы наверняка говорите, что мудрость, которая дается не для применения к жизни, не нужна. А что такое применять мудрость? Быть мудрым! Это в ней самое драгоценное, без этого она становится лишней. Если пытка - зло, то и быть под пыткой - зло; это настолько неоспоримо, что если отвергнуть второе, то и первое не будет злом. Мудрость есть совершенство мысли, быть мудрым - значит применять к жизни совершенство мысли. Но может ли не быть благом приме- ненье того, что без применения само перестает быть благом? (17) Я спрошу тебя, надо ли стремиться к мудрости. Ты скажешь, что непременно. Я спро- шу, надо ли стремиться применить мудрость к жизни. Ты согласишься и ска- жешь, что если тебе запретят это, мудрость тебе не нужна. А то, к чему должно непременно стремиться, есть благо. Быть мудрым - значит применять мудрость к жизни; так, говорить речь значит пользоваться красноречием, видеть значит пользоваться глазами; выходит, и быть мудрым - значит пользоваться мудростью. К этому должно непременно стремиться; значит, следует непременно быть мудрым, а что следует непременно, то благо.

(18) Я давно уже ругаю себя за то, что подражаю людям, которых обви- няю, и трачу слова, доказывая очевидное. Кто может сомневаться, что если жара - зло, то и томиться от жары - зло, если мороз - зло, то и мерзнуть

- зло, если жизнь - благо, то и жить - благо? Все это говорится вокруг да около мудрости и к ней непричастно, нам же должно оставаться в ее пределах. (19) Даже если захочется отлучиться, в ней хватит простора и для дальних странствий. Будем исследовать природу богов, и первичные ве- щества светил2, и разнообразные пути звезд; будем доискиваться, направ- ляются ли все наши движенья их движеньями, оттуда ли приходит побуждаю- щая сила ко всем телам и душам, связано ли непреложным законом даже име- нуемое случайным, поистине ли в обращениях мира ничего неожиданного, ни- чего нарушающего порядок не происходит. Пусть это далеко от улучшения нравов, но возвышает душу и приближает ее к величию изучаемых предметов. А то, о чем я рассуждал прежде, умаляет и унижает душу, при этом, вопре- ки твоему мнению, не изощряя, а ослабляя ее. (20) Опомнитесь! Зачем рас- точать старанья, столь.необходимые для другого, более важного и прек- расного, на вещи, может быть, и не ложные, но наверняка бесполезные? Ка- кая мне польза знать, вправду ли мудрость - одно, а быть мудрым - дру- гое? Какая мне польза знать, что одно из них - благо? Что же, наберусь дерзости, брошу жребий, загадав желанье, - и пусть тебе выпадет муд- рость, а мне - быть мудрым! Ни ты, ни я не в проигрыше.

(21) Лучше покажи мне дорогу, по которой приходят к мудрости. Скажи, чего я должен избегать, чего искать; какие занятия укрепят мне нестойкую душу; как мне справиться с обилием зол; как отразить те беды, что врыва- ются ко мне, и те, на которые я сам нарвался. Научи меня, как переносить тяготы, самому не застонав, и счастье, никого не заставив стонать, как не ждать последнего и неизбежного предела жизни, а бежать из нее по собственному решению. (22) По-моему, самое постыдное - это звать к себе смерть. Если ты хочешь жить, зачем звать ее? а если не хочешь, зачем просить у богов того, что дано тебе от рождения? Ведь установлено, что когда-нибудь ты умрешь и против воли; добровольная смерть - в твоих ру- ках. Одно для тебя неизбежно, другое дозволено. (23) На этих днях я про- читал у одного, впрочем, красноречивого человека такое, право же, позор- ное вступление: "О если бы мне умереть скорее!" Безум ный! Ты просишь того, что всегда при тебе. "О если бы мне умереть скорее!" Ты, может быть, до старости дожил, восклицая так, - а что стояло у тебя на пути? что тебя держало? Уходи, когда заблагорассудится! Выбери любую часть природы и прикажи ей открыть перед тобою выход. Есть три стихии, которы- ми управляется этот мир: вода, земля, воздух, - все они и источники жиз- ни, и пути к смерти! (24) "О, если бы мне умереть скорее!" Что ты назы- ваешь "скорее"? На какой день назначаешь срок? Он может прийти раньше, чем ты желаешь! Слова эти - человека, слабого душой, проклятьем своим он ищет жалости. Кто желает себе смерти, тот умирать не хочет. У богов про- си жизни и здоровья; а решишь умереть, - так в том и будет тебе прок от смерти, что перестанешь себе ее желать.

(25) Вот чем следует заниматься, мой Луцилий, вот чем образовывать душу! Это и есть мудрость, это и значит быть мудрым, - а не пустыми и мелочными рассуждениями упражнять ненужное хитроумие! Столько вопросов задала тебе фортуна, а ты, не решив их, занялся умствованьем! Глупо, ус- лышав сигнал к бою, размахивать мечом в воздухе. Брось потешное оружье - пора взяться за то, которым решается бой. Скажи, как добиться, чтобы ду- шу не смущали ни печаль, ни ужас, чтобы сбросить бремя тайных вожделе- ний. Будем делать дело! - (26) "Мудрость - благо, быть мудрым - не бла- го". Так мы и добьемся, что нам откажут в мудрости, что все наши занятия будут высмеяны, ибо предмет их никому не нужен.

А что бы ты сказал, узнав, что есть и такой вопрос: "Благо ли будущая мудрость?" - Да разве можно хотя бы подумать, будто закрома предчувству- ют будущий урожай, а детство постигает силу и крепость будущей юности? Покуда мы больны, нам бесполезно будущее здоровье, и не восстановит сил после бега и борьбы отдых, который начнется через много месяцев. (27) Кто не знает, что предстоящее в будущем потому и не благо, что оно лишь будет? Ведь благо непременно должно приносить пользу, а полезным может быть лишь насущное. Если что бесполезно, то оно и не благо; если полез- но, оно в настоящем. Я - будущий мудрец; вот когда я им стану, это и бу- дет благом, но не раньше. Сперва должно быть нечто, а уж оно будет таким или иным. (28) Как может быть, скажи, благом то, чего еще нет? А если я скажу тебе "это будет", - нужно ли тебе дальше доказывать, что этого нет? Что приходит, то еще неизвестно, придет ли. Наступит весна, - но я знаю, что сейчас зима; наступит лето, - но я знаю, что лета еще нет. "Это будет" - вот лучшее свидетельство тому, что этого нет. (29) Я наде- юсь стать мудрым; но пока что я не мудр; обладай я этим благом, я изба- вился бы от этого зла. В будущем я стану мудрым; из этого тебе можно по- нять, что я еще не мудр. Я не могу быть сразу и при будущем благе, и при нынешнем зле. Они вместе не сходятся, и не бывает у одного человека и блага, и зла.

(30) Оставим затейливые пустяки и поспешим к тому, что подаст нам по- мощь. Никто, торопясь позвать повитуху к рожающей дочери, не станет чи- тать распоряженье об играх и их распорядок; никто, когда бежит на пожар собственного дома, не станет смотреть на игральную доску, чтобы узнать, как освободится взятый в плен камешек3. (31) А тебе, клянусь, со всех сторон приходят вести и о горящем доме, и о детях в опасности, и о роди- не в осаде, и о расхищаемом добре; прибавь еще землетрясения, кораблек- рушенья и все, что только может нас пугать. И посреди всего этого у тебя хватает времени заниматься вещами, годными только для удовольствия души? Ты исследуешь, что такое мудрость и что такое быть мудрым? Тяжелая скала висит у тебя над головой, а ты вяжешь и распутываешь узлы? (32) Не так щедро и милостиво отпустила нам время природа, чтобы мы могли тратить его впустую! Взгляни, как много теряют даже самые усердные: часть его отнимает собственное нездоровье и нездоровье близких, часть - неизбежные дела и дела государственные; часть жизни уделяем мы сну. Что пользы тра- тить понапрасну большую долю этого времени, такого короткого, и быстро- течного, и уносящего нас? (33) Не забудь еще, что душа легче привыкает забавлять себя, нежели лечить, и превращает в забаву философию - свое лекарство. Я не знаю, в чем разница между мудростью и "быть мудрым", - знаю, что для меня неважно, знаю я это или нет. Скажи мне, разве я стану мудрым от того, что усвою эту разницу? Почему ты стараешься занять меня словами о мудрости и не допускаешь до мудрых дел? Сделай меня храбрее, сделай увереннее, сделай равным фортуне, сделай выше нее! В моих силах стать выше, если к этому будет устремлено все, чему я учусь. Будь здо- ров.

Письмо CXVIII

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Ты требуешь, чтобы я писал чаще. Подведем-ка счет, - несостоя- тельным окажешься ты. Мы уславливались, что твои письма будут первыми - ты пишешь, я отвечаю. Но не буду прижимист: я ведь знаю, что тебе можно поверить в долг, и все дам досрочно. При этом я не буду поступать как Цицерон, человек весьма красноречивый, который велел Аттику1, "даже если не о чем будет говорить, писать все, что взбредет на ум". (2) Мне всегда будет о чем писать, хоть я и не стану заниматься вещами, которыми запол- няет свои письма Цицерон: кто выступил притязателем на должность и хло- почет о выборах, кто борется своими силами, кто чужими руками, кто домо- гается консульства, полагаясь на Цезаря, на Помпея, на свою ловкость2; какой несговорчивый ростовщик - Цецилий, от которого даже близкие не по- лучат ни гроша иначе как из двенадцати процентов. Лучше заниматься свои- ми, а не чужими пороками, разобраться в себе и посмотреть, как много есть вещей, на которые мы притязаем, но не можем собрать голосов. (3) Вот что самое благородное, мой Луцилий, вот в чем безмятежность и свобо- да: ничего не домогаться, а миновать площадь, где фортуна ведет выборы. Неужели, по-твоему, не приятно, - когда трибы созваны, когда притязатели на должность трепещут от неизвестности на своих возвышеньях и один обе- щает деньги, другой действует через посредника, третий покрывает поцелу- ями руки, до которых он, будучи избран, и дотронуться не захочет, и все в оцепенении ждут крика глашатая3, - стоять в стороне и смотреть на это торжище, ничего не покупая и не продавая? (4) А насколько больше радость того, кто спокойно взирает не на консульские и не на преторские выборы, а на те великие, на которых одни хлопочут о годичных должностях, другие

- о пожизненной власти, третьи - об удачном завершенье войны и триумфе, четвертые - о богатствах, те - о женитьбе, о детях, эти - о своем здо- ровье и о здоровье близких. Сколь великой будет душа того, кто один ни- чего не станет домогаться, никого не захочет умолять и скажет: "Что мне до тебя, фортуна! Я не дам тебе власти надо мною. Я знаю, у тебя Катонов проваливают, а избирают Ватиниев4, - и я ни о чем не прошу!" Вот что значит взять фортуну в свои руки. (5) Вот о чем мы можем писать друг другу, не боясь исчерпать этот предмет, - меж тем как на нас с беспо- койством смотрят тысячи людей, которые, чтобы добыть что-нибудь себе же на погибель, попадают из одной беды в другую и гонятся за тем и за дру- гим, чтобы вскоре от него же бежать или им погнушаться. (6) Кто, достиг- ши, довольствовался тем, что представлялось ему покрывающим с избытком все желанья? Счастье, вопреки общему мнению, не жадно, а слишком ничтож- но, чтобы кого-нибудь насытить. Тебе кажется высоким то, от чего ты да- леко, а взойди наверх - и оно окажется низким. Пусть я буду лжецом, если тебе и тогда не захочется взойти выше: то, что ты считал вершиной, - только ступенька. (7) От незнания истины плохо всем. Люди мчатся, словно вдогонку за благами, обманутые слухами, а потом, достигнув и немало выстрадав, видят, что достигнутое ими или дурно, или тщетно, или меньше, чем они надеялись; а немалая часть людей дивится обманчивым издалека ве- щам, и большое кажется толпе благом.

(8) Чтобы такое не случилось и с нами, исследуем, что есть благо. Его толкуют по-разному: один определяет его так, другой говорит о нем иначе. Некоторые дают такое определенье: "Благо есть то, что привлекает души, что зовет их к себе" На это сразу же возражают: а что, если оно зовет души им на погибель? Ведь ты знаешь, как много зол выглядит соблазни- тельно. Правда и правдоподобье отличаются друг от друга. Благо же непре- менно сочетается с правдой: что не истинно, то не благо; а что привлека- ет и заманивает, то правдоподобно, оно подкрадывается, подзадоривает, влечет. (9) Другие давали такое определенье: "Благо - это то, что зас- тавляет желать себя, вызывает в душе сильное стремленье к себе". - И на это можно возразить так же: сильное стремленье вызывает в душе многое, к чему стремятся себе на горе. Лучшее определение дают те, что говорят: "Благо - это то, что вызывает в душе стремленье к себе, согласное с при- родой, и только потому заслуживает, чтобы его домогались". Что заслужи- вает домогательства, то честно, ибо и стремленье к нему совершенно. (10) Но тут сам предмет напоминает мне, что уместно будет сказать о различии между благом и честностью. У них есть нечто единое и неразделимое: нет блага, в котором не было бы доли честности, и что честно, то всегда бла- го. А в чем же различие? Честность есть совершенное благо, завершающее собою блаженство жизни, благо, через причастность которому и все прочее становится благом. (11) Вот что я имею в виду: военная служба, например, или начальство над легионом, или право вершить суд - все это и не благо и не зло. Но когда обязанности эти исполняются честно, они становятся благами, переходят из разряда вещей безразличных в разряд благ. Благо делается благом в сообществе с честностью, честность и сама по себе бла- го. Благо вытекает из честности, честность - сама себе исток. Нынешнее благо могло когда-то быть злом; все, что честно, иначе как благом быть не может.

(12) Некоторые давали и такое определение: "Благо есть то, что сог- ласно с природой". Слушай внимательно, что я скажу: все, что благо, сог- ласно с природой, но не все, что согласно с природой, есть также и бла- го. Много вещей не противоречат природе, но они так ничтожны, что имя блага им не пристало. Они так легковесны, что заслуживают презрения, из благ же и самое малое его не заслуживает. Ибо пока оно ничтожно, оно не станет благом, а став благом, перестанет быть ничтожным. Как распознать благо? Оно в совершенстве согласуется с природой. - (13) "Ты не споришь, что благо согласно с природой, ибо таково его качество, но утверждаешь, будто есть и не блага, согласные с природой. Как же может быть одно бла- гом, другое нет? Как может быть разного свойства то, что обладает таким важным общим признаком, как согласие с природой?" - (14) Может из-за своей величины. Не ново, что многое, вырастая, изменяется. Был ребенком

- стал взрослым, и качество уже другое: ребенок неразумен, взрослый - разумен. Многое благодаря приросту делается не только больше, но и дру- гим. - (15) "Нет, что становится больше, не становится другим: нальешь ли ты вино в бутылку или в бочку, - разницы нет, вино и там и там сохра- няет свое качество; возьми от большого количества меда немного - вкус будет тот же". - Но твои примеры - совсем другого рода: у этих вещей свойства сохраняются, хотя их самих становится больше. (16) Есть вещи, которые от умножения не меняют ни рода, ни свойств, и есть такие, что после многих добавлений от последнего превращаются в нечто другое, ибо оно-то и придает им новое, иное, нежели прежде, качество. Один камень создает свод - тот, который замыкает наклонные стены и, вклинившись, связывает остальные камни. Почему больше всего делает последнее добав- ленье, как бы ни было оно мало? Потому что оно не увеличивает, а завер- шает собою. (17) А некоторые вещи в постепенном движении избавляются от прежнего обличья и принимают новое. Если душа долго осматривает что-ни- будь и устает следовать за его величиной, мы начинаем называть эту вещь бесконечной, - а это совсем не то, что вещи, кажущиеся большими, но име- ющие предел. Так же точно мы думаем, что такая-то вещь делится с трудом, и с возрастанием трудности под конец обнаруживаем, что она неделима; а от того, что движется еле-еле и с натугой, мы переходим к неподвижному. Таким же образом нечто было согласно с природой, - но возрастание вели- чины переводит его в другое качество, и оно становится благом. Будь здо- ров.

Письмо СXIX

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Никогда я, если найду что-нибудь, не жду, пока ты скажешь: "Чур, на двоих!" - а сам себе говорю это. Ты спросишь, какова моя находка? Подставляй полу, здесь чистая прибыль! Я научу тебя, как в два счета стать богачом, - а тебе об этом куда как хочется услышать, и недаром: я кратчайшим путем поведу тебя к величайшему богатству. Впрочем, тебе ну- жен будет заимодавец; чтобы начать дело, придется взять в долг; но я не хочу, чтобы ты брал через вторые руки, не хочу, чтобы посредники трепали твое имя. (2) Я представляю тебе сговорчивого заимодавца - того, что указан был Катоном: "Бери в долг у себя самого". Нам хватит любой малос- ти, если все, чего недостает, мы будем просить у себя самих. Знай, мой Луцилий: что не желать, что иметь - одно и то же. Итог и тут и там оди- наков: мучиться ты не будешь. Я не поучаю тебя хоть в чем-нибудь отказы- вать природе: она упряма, одолеть ее нельзя, - все равно потребует свое- го; но что выходит за ее пределы, то заемное, а не необходимое. (3) Я голоден, - надо поесть; а полбяной будет хлеб или пшеничный, это к при- роде касательства не имеет. Она хочет, чтобы мы насыщали утробу, а не ублажали. Мне хочется пить, - а какую воду - ту ли, что я зачерпнул из соседнего озера, или ту, которую запечатал снегом, чтобы она была свежей от заемного холода, - это к природе касательства не имеет. Она велит од- но: утолить жажду; будет ли твой кубок из золота, из хрусталя или из мурры, будет ли у тебя тибуртинская чашка1 или собственная горсть, - это природе неважно. (4) В каждом деле смотри на цель - и откажешься от все- го лишнего. Голод взывает ко мне, - я протяну руку к тому, что ближе ле- жит, а он сам сделает вкусным все, что бы я ни взял. (5) Голодный ничем не гнушается.

- "А что же будет у меня для удовольствия?" - По-моему, прекрасно сказано: "Мудрец - самый неустанный искатель природного богатства". - Ты скажешь: "Что ты угощаешь меня с пустой тарелки? Я приготовил было мешки для денег, озирался, выбирая, в какое море мне пуститься для торговли, какой взять откуп, какие ввозить товары. Посулить богатство, а потом учить бедности, - это обман!" - Стало быть, того, кто ни в чем не знает недостатка, ты считаешь бедняком? - "Но этим он обязан себе и своему терпению, а не фортуне". - Так ты не хочешь считать его богатым только потому, что его богатство неисчерпаемо? Что больше: иметь много или сколько хочется? (6) Кто имеет много, тот желает еще больше, - а это до- казывает, что он имеет меньше, чем ему хочется. А у кого есть, сколько хочется, тот достиг цели, - чего никогда не дается богатству. Ты потому только считаешь, будто у них нет богатства, что их корысти ради не внес- ли в смертные списки, что им корысти ради не подсыпали яду ни сын, ни жена? что во время войны им ничего не грозит? что в дни мира они свобод- ны от дел? что ни владеть такими богатствами не опасно, ни распоряжаться не трудно? - (7) "Но ведь мало есть у того, кто разве что не знает холо- да, и голода, и жажды!" - Большего нет и у Юпитера! Иметь, сколько хо- чется, никогда не мало, а меньше, чем хочется, - всегда мало. После Да- рия, после индийцев Александр Македонский беден. Разве я лгу? Ведь он ищет, чего бы присвоить, рыщет по неведомым морям, шлет в океан флот за флотом, взламывает, так сказать, запоры мира. Чего довольно самой приро- де, человеку мало! (8) Нашелся один, кто, имея все, захотел еще. Вот до чего слеп наш ум, вот до чего легко каждый из нас, преуспев, забывает, с чего начал! Он, не бесспорный владетель жалкого уголка2, достигнув гра- ницы земли и возвращаясь по захваченному им миру, был печален.

(9) Деньги никого не сделали богатым, - наоборот, каждого они делают еще жаднее до денег. Ты спросишь, в чем тут причина? Кто имеет много, тому становится по силам иметь больше. Одним словом, можешь взять любо- го, чьи имена называют заодно с Крассом и Лицинием3, и вывести на среди- ну; пусть принесет свое имущество и подсчитает, что имеет и на что наде- ется; он беден, если верить мне, а если поверить тебе, то может обед- неть. (10) А тот, кто сообразуется с требованьями природы, не только не чувствует, но и не боится бедности. Впрочем, знай, что сократить свое добро до естественной меры крайне трудно: тот, кого мы называем близким к природе, кого ты именуешь бедняком, что-нибудь лишнее да имеет. (11) Богатство ослепляет толпу и привлекает к себе взгляды, если из дому вы- носят много денег, если крыша у него щедро позолочена, если отборная прислуга бросается в глаза или красотой и ростом, или платьем. Но счастье таких богачей смотрит на улицу; а тот, кого мы избавили и от толпы, и от фортуны, счастлив изнутри. (12) Ведь что до тех, у кого хло- потливая бедность ложно присвоила имя богатства, то они вроде больных лихорадкой, про которых говорят: "у него лихорадка", - а между тем как раз он у нее во власти. Но говорим мы и так: "его треплет лихорадка"; и тут нужно говорить так же: "его треплет богатство".

В одном я хочу тебя вразумить, - в том, в чем любых вразумлений мало: мерь все естественными желаниями, которые можно удовлетворить или зада- ром, или за малую цену. И не смей примешивать к желаньям пороки! (13) Ты спрашиваешь, каким должен быть стол, на каком серебре подавать, надо ли, чтобы все прислужники были одного роста и без бороды. Но ведь природе ничего, кроме пищи, не нужно!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: