В ходе освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Процесс изучения дисциплины «Методика развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида» направлен на развитие следующих компетенций:
ОК-1 – способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве;
ОК-3 – способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию;
ОК-5 –способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОПК-4 – готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1 - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;
ПК-3 - готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ПК-4 - способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательной деятельности;
ПК-5 - способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития;
ПК-6 - способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
ПК-7 - готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованными окружением;
ПК-8 - способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен.
В результате освоения дисциплины должны
знать: основы теоретических (психолингвистических и специальнопедагогических знаний по методологическим и методическим основам коррекционной работы, направленной на формирование связной речи у школьников с системными нарушениями речи (ОК-1, ОК-3);
- основной контингент учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи; особенности речи детей – учащихся школы V вида; особенности психического развития учащихся школы V вида; особенности усвоения учебного материала учащимися с нарушениями речи (ПК-5);
- требования к календарно-тематическому и повседневному планированию работы; программные требования по развитию речи для специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями речи (ОПК-4);
- содержание обучения и принципы построения учебной программы по развитию речи в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями речи (ПК-1, ПК-3);
- пути реализации коррекционной направленности и индивидуального и дифференцированного подхода на уроках развития речи в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями речи; методологией и содержанием коррекционной работы по формированию у детей с ТНР навыков связных высказываний (ПК-1).
уметь:
- осуществлять коррекционно-образовательный процесс на основе технологий развития устной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи; анализировать программы и учебники развитию речи, находить в них возможности для реализации коррекционных направлений работы (ПК-2);
- составить развернутые конспекты уроков по развитию речи в начальных классах с учетом речевого развития ребенка; подобрать учебно-дидактический материал к урокам, используя специальную и общеметодическую литературу; составлять развернутые конспекты уроков по развитию речи; анализировать уроки развития речи с общеметодических позиций, реализации индивидуального и дифференцированного подходов (ПК-4).
владеть навыками:
- организации и проведения уроков, направленных на развитие речи учащихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)