Движущие силы,условия и источники развития ребенка




Предмет и задачи возрастной психологии

Предметом возрастной психологии является возраст-

ная динамика психики человека, онтогенез психических

процессов и качеств личности развивающегося человека,

закономерности развития психических процессов.

Теоретические задачи возрастной психологии - рас-

крытие общих закономерностей психического развития

в онтогенезе, установление возрастных периодов этого

развития и причин перехода от одного периода к друго-

му, определение возможностей развития.

Объектом изучения возрастной психологии является

ребенок, подросток, юноша и др.

Проблемы современной возрастной психологии: проб-

лема органической и средовой обусловленности психики

и поведения человека; проблема влияния стихийного и

организованного обучения и воспитания на развитие де-

тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо-

собностей; проблема соотношения интеллектуальных и

личностных изменений в психическом развитии ребенка;

проблема разработки разделов возрастной психологии;

проблема возрастной периодизации; проблема методов

исследования, их стандартизации, адаптирования для

разных возрастов.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2) детская психология (от рождения до 17 лет);

3) психология взрослых, зрелых возрастов;

4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими облас-

тями психологии: общей психологией, психологией чело-

века, социальной, педагогической и дифференциальной

психологией. Кроме наук психологического цикла, возраст-

ная психология связана с философией, анатомией, физи-

ологией, педагогикой.

Методы исследования возрастной психологии

В истории возрастной психологии выделяются три ос-

новные стратегии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача - на-

копление фактов и расположение их во временной после-

довательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо-

ваний - это четко поставленная цель и разработанная

схема наблюдений; объективность наблюдения; система-

тичность наблюдений; наблюдение за естественным по-

ведением ребенка.

2. Стратегия естественно-научного констати-

рующего эксперимента. Основная цель - установить

наличие или отсутствие изучаемого явления при опреде-

ленных контролируемых условиях, измерить его количест-

венные характеристики, дать качественное описание.

Эксперимент - исследование, в процессе которого

мы сами вызываем интересующие нас психические явле-

ния и создаем условия, необходимые и достаточные для

проявления и измерения связей изучаемых переменных

между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Разли-

чают лабораторный (проводится в специально созданных

условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент

(проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда,

но со специальной их организацией, с изучением резуль-

татов).

В психологии используют два метода срезов: метод по-

перечного среза (в достаточно больших группах с по-

мощью конкретных методик изучается определенный ас-

пект развития), лонгитюдный метод, или «продольное

исследование» (здесь прослеживается развитие одного и

того же ребенка в течение длительного времени).

При проведении эксперимента пользуются следующи-

ми частными методами.

Беседа - эмпирический метод получения сведений

о человеке в общении с ним, в результате ответов на це-

ленаправленные вопросы.

Анкетирование - метод получения информации о че-

ловеке на основании ответов на специально подготовлен-

ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись-

менным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности - метод изучения

человека через анализ (интерпретацию) продуктов его

деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет-

ради, дневники).

Тестирование - диагностика личностных качеств

с помощью тестов.

3. В настоящее время интенсивно развивается стра-

тегия формирующего эксперимента, введенная

в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экс-

периментально-генетическим, так как он искусственно

вызывает и создает генетический процесс психического

развития. Основная цель - активное вмешательство, по-

строение процесса с заданными свойствами.

Движущие силы,условия и источники развития ребенка

Онтогенез человека разворачивается в культурном про-

странстве и в некотором историческом промежутке вре-

мени. При этом существуют воздействия как со стороны

такого пространства на индивида, так и обратные. Сам

процесс такого взаимодействия, т. е. определенные от-

ношения между индивидом и средой, - это конкретные

условия, в которых осуществляется «развертка» геноти-

пической программы. Условия могут быть благоприятны-

ми или неблагоприятными для процесса индивидуально-

го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль

системы отношений между индивидом и средой для пси-

хического развития человека.

Социальная ситуация развития ребенка - первое

основное понятие механизма психического развития. Это

та конкретная форма значимых для ребенка отношений,

в которых он находится с окружающей его действитель-

ностью в тот или иной период своей жизни. Каждый воз-

раст характеризуется специфической, единственной

и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е.

сложившейся системой взаимоотношений ребенка со

взрослыми, которая выступает источником этого раз-

вития.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребен-

ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение

которой определяет возникновение и формирование

у него основных психологических новообразований на

данной ступени развития.

Ведущая деятельность, создавая условия для развития,

обусловливает основные изменения в психическом раз-

витии.

Кризис развития - это следующий основной меха-

низм развития ребенка. Кризис - это переломный пункт

в нормальном течении психического развития. Он возни-

кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно-

вения выступает противоречие между возрастающими

физическим и психическими возможностями ребенка и

ранее сложившимися формами его взаимоотношений

с окружающими людьми и видами (способами) деятель-

ности. Такое противоречие является основной движущей

силой развития ребенка.

Психологическое новообразование - это:

- психические и социальные изменения, возникающие

на данной ступени развития и определяющие сознание

ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю

жизнь;

- обобщенный результат этих изменений, всего психи-

ческого развития ребенка в соответствующий период,

который становится исходным для формирования психи-

ческих процессов и личности ребенка следующего возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: