Предмет и задачи возрастной психологии
Предметом возрастной психологии является возраст-
ная динамика психики человека, онтогенез психических
процессов и качеств личности развивающегося человека,
закономерности развития психических процессов.
Теоретические задачи возрастной психологии - рас-
крытие общих закономерностей психического развития
в онтогенезе, установление возрастных периодов этого
развития и причин перехода от одного периода к друго-
му, определение возможностей развития.
Объектом изучения возрастной психологии является
ребенок, подросток, юноша и др.
Проблемы современной возрастной психологии: проб-
лема органической и средовой обусловленности психики
и поведения человека; проблема влияния стихийного и
организованного обучения и воспитания на развитие де-
тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо-
собностей; проблема соотношения интеллектуальных и
личностных изменений в психическом развитии ребенка;
проблема разработки разделов возрастной психологии;
проблема возрастной периодизации; проблема методов
исследования, их стандартизации, адаптирования для
разных возрастов.
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);
2) детская психология (от рождения до 17 лет);
3) психология взрослых, зрелых возрастов;
4) геронтология, или психология пожилого возраста.
Возрастная психология тесно связана с другими облас-
тями психологии: общей психологией, психологией чело-
века, социальной, педагогической и дифференциальной
психологией. Кроме наук психологического цикла, возраст-
ная психология связана с философией, анатомией, физи-
ологией, педагогикой.
Методы исследования возрастной психологии
В истории возрастной психологии выделяются три ос-
новные стратегии.
1. Стратегия наблюдения. Основная задача - на-
копление фактов и расположение их во временной после-
довательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо-
ваний - это четко поставленная цель и разработанная
схема наблюдений; объективность наблюдения; система-
тичность наблюдений; наблюдение за естественным по-
ведением ребенка.
2. Стратегия естественно-научного констати-
рующего эксперимента. Основная цель - установить
наличие или отсутствие изучаемого явления при опреде-
ленных контролируемых условиях, измерить его количест-
венные характеристики, дать качественное описание.
Эксперимент - исследование, в процессе которого
мы сами вызываем интересующие нас психические явле-
ния и создаем условия, необходимые и достаточные для
проявления и измерения связей изучаемых переменных
между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Разли-
чают лабораторный (проводится в специально созданных
условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент
(проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда,
но со специальной их организацией, с изучением резуль-
татов).
В психологии используют два метода срезов: метод по-
перечного среза (в достаточно больших группах с по-
мощью конкретных методик изучается определенный ас-
пект развития), лонгитюдный метод, или «продольное
исследование» (здесь прослеживается развитие одного и
того же ребенка в течение длительного времени).
При проведении эксперимента пользуются следующи-
ми частными методами.
Беседа - эмпирический метод получения сведений
о человеке в общении с ним, в результате ответов на це-
ленаправленные вопросы.
Анкетирование - метод получения информации о че-
ловеке на основании ответов на специально подготовлен-
ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись-
менным, устным, индивидуальным и групповым).
Анализ продуктов деятельности - метод изучения
человека через анализ (интерпретацию) продуктов его
деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет-
ради, дневники).
Тестирование - диагностика личностных качеств
с помощью тестов.
3. В настоящее время интенсивно развивается стра-
тегия формирующего эксперимента, введенная
в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экс-
периментально-генетическим, так как он искусственно
вызывает и создает генетический процесс психического
развития. Основная цель - активное вмешательство, по-
строение процесса с заданными свойствами.
Движущие силы,условия и источники развития ребенка
Онтогенез человека разворачивается в культурном про-
странстве и в некотором историческом промежутке вре-
мени. При этом существуют воздействия как со стороны
такого пространства на индивида, так и обратные. Сам
процесс такого взаимодействия, т. е. определенные от-
ношения между индивидом и средой, - это конкретные
условия, в которых осуществляется «развертка» геноти-
пической программы. Условия могут быть благоприятны-
ми или неблагоприятными для процесса индивидуально-
го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль
системы отношений между индивидом и средой для пси-
хического развития человека.
Социальная ситуация развития ребенка - первое
основное понятие механизма психического развития. Это
та конкретная форма значимых для ребенка отношений,
в которых он находится с окружающей его действитель-
ностью в тот или иной период своей жизни. Каждый воз-
раст характеризуется специфической, единственной
и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е.
сложившейся системой взаимоотношений ребенка со
взрослыми, которая выступает источником этого раз-
вития.
Ведущая деятельность - это та деятельность ребен-
ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение
которой определяет возникновение и формирование
у него основных психологических новообразований на
данной ступени развития.
Ведущая деятельность, создавая условия для развития,
обусловливает основные изменения в психическом раз-
витии.
Кризис развития - это следующий основной меха-
низм развития ребенка. Кризис - это переломный пункт
в нормальном течении психического развития. Он возни-
кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно-
вения выступает противоречие между возрастающими
физическим и психическими возможностями ребенка и
ранее сложившимися формами его взаимоотношений
с окружающими людьми и видами (способами) деятель-
ности. Такое противоречие является основной движущей
силой развития ребенка.
Психологическое новообразование - это:
- психические и социальные изменения, возникающие
на данной ступени развития и определяющие сознание
ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю
жизнь;
- обобщенный результат этих изменений, всего психи-
ческого развития ребенка в соответствующий период,
который становится исходным для формирования психи-
ческих процессов и личности ребенка следующего возраста.