Глава 2. Анализ сбытовой деятельности ООО «СТРОЙ-МАГ»




 

Организационно-экономическая характеристика ООО «СТРОЙ-МАГ»

 

Строительная компания OOO «Строй-Маг» работает на строительном рынке г. Хабаровска с 2010 года, осуществляя строительство промышленных объектов, административно-бытовых зданий и иных объектов. Основным направлением деятельности организации являются работы по отделке фасадов зданий с применением различных материалов.

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Маг» создано по решению единственного учредителя Протокол №1от «06» июля 2010 года, и действует на основании Устава, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также иного применимого законодательства.

Полное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Маг». Сокращённое наименование Общества на русском языке: ООО «Строй-Маг». Фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Маг»

Место нахождения: 680009 (индекс), Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Промышленная 2/1. По этому адресу расположен производственный цех организации, а также весь строительно-технический отдел. Организация имеет также дополнительный офис по адресу г. Хабаровск, проспект Карла Маркса, д 121/1, офис 27. В этом офисе располагается большая часть бюро сбыта (руководитель, специалист и секретаря), главный бухгалтер, юрист, специалист по кадрам, а также сам директор ООО «Строй-Маг».

Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные, в том числе валютный, счета в банках на территории России и за рубежом, от своего именно самостоятельно выступает участником гражданского оборота, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несёт обязанности, может выступать в качестве истца и ответчика в суде, в арбитражном или третейском суде.

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Для обеспечения деятельности общества был образован Уставный капитал, составляющий 700000 рублей. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Постоянно действующим органом управления и контроля за деятельностью Общества является Директор Общества. Учредителем и собственником является директор - Данилов Олег Владимирович.

Предметом деятельности общества являются:

1. Отделочные фасадные работы;

. Строительство навесов, лоджий, беседок;

. Изготовление и установка готовых стеклопакетов;

. Производство металлоконструкций;

. Производство изделий из бетона, гипса, цемента.

Организация была создана на базе предыдущей организации собственника ООО «Строй-Маг» путём реорганизации. Изначально, основным видом деятельности организации была установка окон (дерево, пластик) в жилых и офисных зданиях, а также остекление балконов и лоджий. Позднее поле деятельности было расширено с помощью добавления оказания услуг:

1.По отделке фасадов с применением различных материалов (в том числе керамогранита, стекла);

. По строительству и остеклению навесов, лоджий, беседок.

Производство изделий из бетона, гипса, цемента было освоено в результате выхода на рынок строительства остеклённых металлоконструкций. А также в связи с этим, руководством организации было принято решение о создании собственного производственного участка по производству металлоконструкций - такое решение привело к снижению зависимости организации от субподрядчиков, а также намного увеличилась возможность подходить к каждому клиенту индивидуально. Именно по этой же причине, было создано бюро инженерного и конструкторского обеспечения.

Укрупнённая структура организации представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1 - Укрупнённая структура ООО «Строй-Маг»

 

Более детальная структура строительно-технического отдела и бюро сбыта представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2 - Детальная организационная структура строительно-технического отдела ООО «Строй-Маг»


Общая численность персонала организации в 2014 году составляет 33 человека, включая директора (учредителя). Такая же численность персонала была и в 2012 и 2013 годах.

Требования к уровню квалификации управленческого персонала (специалист по снабжению, руководитель бюро сбыта, специалист по сбыту, специалист по кадрам, юрист, руководитель СТО и главный бухгалтер) - специалист в данной области с высшим образованием и опытом работы в данной области/должности не менее двух-трёх лет. Специалисты бюро инженерного и конструкторского обеспечения должны иметь квалификацию специалист с высшим инженерным или техническим образованием в строительной отрасли. Секретарь должен иметь не ниже средне-специального образования (или неоконченное высшее), а также обладать требуемыми знаниями, умениями и навыками администрирования. Прочий рабочий персонал должен иметь не ниже средне-специального образования в требуемой отрасли и обязательно иметь опыт работы в данной отрасли не менее года.

 

Таблица 1 Структура персонала ООО «Строй-Маг» по уровню образования на конец 2014 года.

Уровень образования Чел.ед. %
Высшее образование   36,36
Средне-специальное образование   60,61
Неоконченное высшее образование   3,03
Всего   100,0

 

Из данных таблицы 1 видно, что около 61% сотрудников имеют средне-специальное образование - это рабочий персонал. Приблизительно 36% сотрудников имеют высшее образование - это, преимущественно, управленческий персонал. И только 1 человек (в относительном соотношении можно округлить до 3%) имеет неоконченное высшее образование - это секретарь.

Так как общая численность персонала ООО «Строй-Маг» на данный момент невелика, присутствуют сложности с охватом желаемого объёма рынка строительных услуг. К тому же, это является одной из проблем на пути к расширению видов оказываемых услуг - строительных работ Для выполнения крупных заказов, нанимаются проверенные внештатные бригады рабочих. При наличии в проекте смежных работ, не выполняемых организацией, привлекаются субподрядчики. В список таких работ входят:

- проведение инженерных сетей;

проведение электропровода;

проведение водопровода;

проведение газопровода;

проведение канализационных путей;

проведение вентиляционных путей.

Такие условия позволяют косвенно расширить список предоставляемых услуг, а также привлечь большее число клиентов. Потому как часто заказчикам требуется разные наборы предоставляемых услуг, что не позволяет организации охватить такое количество видов деятельности. А с помощью субподряда гораздо легче подстроиться под требования заказчиков без необходимости приобретения дополнительного оборудования, а также образования и содержания новых подразделений организации.

Рассмотрим финансовые показатели ООО «Строй-Маг». Для лучшего понимания влияния финансовых изменений на деятельность организации, необходимо рассчитать несколько групп коэффициентов.

Для начала рассмотрим показатели имущественного положения, представленные в таблице 2.

Из данных таблицы 2 видно, что, несмотря на изменение суммы основных средств, в структуре активов организации имеется тенденция к снижению доли основных средств. Это оказывает благополучное влияние на общую ликвидность организации.

Рассчитаем коэффициенты ликвидности ООО «Строй-Маг», формулы, для расчета которых представлены в таблице 3.

 

Таблица 2 Показатели имущественного положения.

Наименование показателя Формула расчета Значение показателя за 2012 год, тыс.руб. Значение показателя за 2013 год, тыс.руб. Значение показателя за 2014 год, тыс.руб.
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации итог баланса нетто      
Стоимость основных средств        
Доля основных средств в активах Стоимость основных средств/ Итог баланса нетто 0,172 0,145 0,132

 

Таблица 3 Динамика изменения показателей ликвидности.

Наименование показателя Формула расчета 2012 г., тыс.руб. 2013 г., тыс.руб. 2014 г., тыс.руб. Динамика изменения значения показателя 2012-2013г., тыс. руб. Динамика изменения значения показателя 2013-2014г., тыс. руб.  
Величина собственных оборотных средств Собственный капитал + долгосрочные обязательства - внеоборотные активы            
Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы/ Краткосрочные пассивы 1,47 1,54 1,62 0,07 0,08
Коэффициент быстрой ликвидности Оборотные активы за минусом запасов/ Краткосрочные пассивы 1,13 1,09 1,11 -0,04 0,02
Коэффициент абсолютной ликвидности денежные средства/ краткосрочные пассивы 0,20 0,05 0,18 -0,15 0,13
Доля оборотных средств в активах оборотные активы/всего хозяйственных средств (нетто) 0,85 0,86 0,88 0,01 0,02
Доля запасов в оборотных активах запасы/оборотные активы 0,23 0,29 0,32 0,06 0,03
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов собственные оборотные средства/запасы 1,39 1,19 1,43 -0,20 0,24
                       

 

Исходя из данных таблицы, можно проследить тенденцию к повышению собственных оборотных средств ООО «Строй-Маг» - с 4906 до 5765 тысяч рублей в период с 2012 года по 2013, а в период с 2013 по 2014 г. эта сумма возросла с 5765 до 6601 тысяч рублей, что должно положительно влиять на деятельность организации.

Нормальным для коэффициента считается значение от 1.5 до 2.5, в зависимости от отрасли. Данный показатель для ООО «Строй-Маг» является чуть ниже нормы в 2012 году - 1,47 и в пределах нормы в 2013 и 2014 - 1,54 и 1,62. Из этого следует, что организация имеет устойчивую способность оплачивать текущие краткосрочные обязательства.

Коэффициент быстрой ликвидности характеризует способность компании погашать краткосрочные обязательства за счёт оборотных активов (только высоко- и средне-ликвидные текущие активы), которые составляют денежные средства и их эквиваленты, финансовые инвестиции и кредиторская задолженность. На конец 2012 года, показатель со значением 1,13 соответствует норме. Но за год происходит незначительное понижение, поэтому на конец 2013 года коэффициент приобретает значение 1,09, а в 2014 значение коэффициента составляет 1,11. Исходя из этого, можно увидеть, что организация имеет возможности в критической ситуации срочно погасить текущие обязательства при условии своевременного осуществления расчётов с дебиторами.

Коэффициент абсолютной ликвидности отражает способность компании погашать краткосрочные обязательства за счёт денежных средств, средств на расчетных счетах и краткосрочных финансовых вложений. Нормальным считается значение коэффициента более 0,2.

Рассчитанные в таблице 3 показатели абсолютной ликвидности ООО «Строй-Маг» находятся ниже пределов рекомендуемых значений. Причём, в 2012 году значение коэффициента 0,2, что можно считать нормальным. Но в 2013 году значение коэффициента резко снизилось до 0,05, что даёт повод руководству организации обратить пристальное внимание на распределение денежных средств.

Доля оборотных средств в общей сумме активов ООО «Строй-Маг» преобладает над необоротными, и составила 0,85 и 0,86 в 2012 и 2013 году соответственно, а в 2014 году доля оборотных средств составила 0,88. Значение данного показателя варьируется в зависимости от отрасли, в которой работает организация. В данном случае, для рынка строительных услуг, такие показатели могут считаться нормальными.

 

2.2 Анализ сбытовой деятельности предприятия ООО «Строй-Маг»

 

Так как организация ООО «Строй-Маг» расположена в городе Хабаровск, это позволяет ей охватывать не только территорию города, но и территории других крупных городов Дальнего Востока. Как именно распределилась полученная за год выручка, можно увидеть в Таблице 5.

 

Таблица 5 Распределение выручки по регионам

  2012 год 2013 год  
  Объём выручки, тыс.руб. Уд. вес в общем объёме, % Объём выручки, тыс.руб. Уд. вес в общем объёме, % Объём выручки, тыс.руб. Уд. вес в общем объёме, %
Комсомольск-на-Амуре   67,27   72,13   72,69
Биробиджан   32,73   27,87   27,41
Всего            

 

Из данных, представленных в таблице 8 видно, что 2013 году доля полученной выручки по заказам от партнеров из города Биробиджана стала меньше, чем в 2012 году - 27,87% против 32,73, и в 2014 продолжила уменьшаться и достигла 27,41. Большую часть прибыли организация получает от заказов из города Комсомольска-на-Амуре, и это подтверждается данными таблицы.

Как и в большинстве строительных организаций, в системе сбыта ООО «Строй-Маг» наблюдается фактор сезонности. Более детально его можно проследить по данным таблицы 6.

 

Таблица 6. Распределение выручки по месяцам

Месяц п/п 2012 год   2014 год
  Объём прибыли, тыс.руб. Уд. вес в объёме годовой выручки, % Объём прибыли, тыс.руб.. Уд. вес в объёме годовой выручки, % Объём прибыли, тыс.руб.. Уд. вес в объёме годовой выручки, %
Январь            
Февраль            
Март            
Апрель            
Май            
Июнь            
Июль            
Август            
Сентябрь            
Октябрь            
Ноябрь            
Декабрь            
Годовой результат            
Среднемесячный показатель 1012,25   1238,42   1430,83  

 

Исходя из данных, представленных в таблице 6, можно сделать следующие выводы.

Наиболее высокие показатели принадлежат трём месяцам - августу, сентябрю и октябрю (около 11-13%). Наиболее низкие показатели по сбыту в организации наблюдаются с декабря по март (около 4-7%).

Учитывая направление оказываемых организацией услуг, годовой объём выручки можно разделить по типам помещений, в которых проводятся работы - нежилые и жилые. Результаты данного распределения приведены в таблице 7.


Таблица 7 Распределение выручки по видам работ, относительно типов помещений

  2012 год 2013 год  
  Объём выручки, тыс.руб. Уд. вес в общем объёме, % Объём выручки, тыс.руб. Уд. вес в общем объёме, % Объём выручки, тыс.руб. Уд. вес в общем объёме, %
Отделочные работы нежилых помещений   47,13   59,68   62,57
Отделочные работы жилых помещений   52,87   40,32   37,43
Всего            

 

Исходя из данных таблицы 7, можно увидеть, что в 2012 году выручка организации почти равномерно распределилась по типам помещений, в которых проводились работы - 47,13% и 52,87% в нежилых и жилых помещениях соответственно. В 2013-2014 году ситуация изменилась: большую часть выручки принесли заказы на отделочные работы нежилых помещений - 59,68% и 62,57 от общего объёма. А доля жилых помещений снизилась и составила 40,32% и 37,43% по сравнению с предыдущим 2012 годом.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам. Недовыполнение плана по договорам приводит к уменьшению выручки предприятия, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта, что повлечет спад производства.

Договора на поставку в большинстве случаев заключаются на квартал. Оценка выполнения договорных обязательств проводиться по кварталам и нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для анализа являются договора на поставку по каждому покупателю, форма 1-п, данные отгрузки по покупателям.

Объем недопоставленной продукции определяется путем суммирования недопоставки по каждому договору и отражается в статистической отчетности по продукции в действующих отпускных ценах предприятия (без НДС, акцизов и других налогов, выплачиваемых из выручки).

 

Таблица 8 Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции

Отчетный период Производство продукции для заключения договоров по плану Недопоставлено продукции по договорным обязательствам Выполнение договорных обязательств, %
  За отчетный месяц За период с начала года За отчетный месяц За период с начала года За отчетный месяц За период с начала года
Январь     - -    
Февраль     - -    
Март     - -    
Апрель     - -    
Май     - -    
Июнь     - -    
Июль     - -    
Август     - -    
Сентябрь         96,29 99,53
Октябрь         87,27 98,15
Ноябрь         92,85 97,60
Декабрь         91,80 97,01

 

Данные таблицы показывают, что предприятие в течение почти трех кварталов (с января по август включительно) выполняло договорные обязательства и не допускало недопоставки продукции. Однако, начиная с сентября месяца предприятие, недовыполнило обязательства на 18000 тыс. руб., что составило 2,9% суммы заключенных договоров.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. Результаты анализа рентабельности приведены в таблице 4.

 

Таблица 4 Расчет показателей рентабельности

Наименование показателя Формула расчета 2012 г., тыс.руб. 2013 г., тыс.руб. 2014 г., тыс.руб. Динамика изменения значения показателя 2012-2013г. Динамика изменения значения показателя 2013-2014 г.
1.Чистая прибыль, тыс.руб. балансовая прибыль - платежи в бюджет       -300  
2.Коэффициент рентабельности продукции прибыль от реализации/ выручка от реализации 0,480 0,370 0,410 -0,110 0,040
3.Коэффициент рентабельности основной деятельности прибыль от реализации/ затраты на производство и сбыт продукции 0,080 0,060 0,070 -0,020 0,010
4.Рентабельность активов, % Чистая прибыль/ стоимость активов*100% 6,10 4,20 5,10 -1,90 0,9
5.Коэффициент рентабельности валовой прибыли Валовая прибыль/выручка 0,31 0,30 0,31 -0,01 0,1
6.Рентабельность собственного капитала, % Чистая прибыль/ стоимость собственного капитала*100% 14,803 9,760 11,432 -5,043 1,672

 

Как видно из таблицы 4, объём чистой прибыли в 2013 году стал ниже, чем в 2012 году - 800 тысяч рублей, против 1100 тысяч рублей, но остался на приемлемом уровне, а в 2014 году вновь поднялся до 1000 тысяч рублей. Согласно данным таблицы 4, на каждую единицу, вложенную в производство и реализацию продукции (и услуг) ООО «Строй-Маг» в 2012 году приходилось 0,48 единиц, в 2013 - 0,37 единиц прибыли, а в 2014 - 0,41 единиц прибыли.

Показатель рентабельности основной деятельности ООО «Строй-Маг» был равен 0,08 и 0,06 в 2012 и 2013 году соответственно, а в 2014 году этот показатель достиг 0,07. Это значит, что с каждого рубля, затраченного на основную деятельность, организация получает лишь 6-8 копеек чистой прибыли. С одной стороны, показатель невелик, но с другой это вполне приемлемый и постоянный уровень чистой прибыли.

Рентабельность активов ООО «Строй-Маг» с 2012 по 2014 годах была равна 6,1%,4,2% и 5,1% соответственно. Это значит, что на 1 единицу активов приходится 0,04 - 0,06 активов.

Рентабельность валовой прибыли демонстрирует долю валовой прибыли в объёме продаж предприятия. Исходя из данных таблицы 6, доля валовой прибыли в объёме продаж в 2012 и 2013 году уменьшилась с 31% до 30%,а в 2014 году составила 31%.

На одну единицу собственного капитала ООО «Строй-Маг» в 2012 году приходилось 0,148 единицы прибыли, в 2013 - 0,098 единицы, а в 2014 году -0,114 единицы прибыли.

В целом, показатели рентабельности ООО «Строй-Маг» находятся на допустимом уровне.

В силу специфичности оказываемых услуг, организация в большей степени направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого заказчика, нежели на предоставление типовых проектов для широких масс. В данном виде деятельности такой подход оптимален как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения самой организации. ООО «Строй-Маг» ещё не до такой степени велика, чтобы позволить себе работать лишь по типовым проектам. А потребности заказчиков в данной области слишком индивидуальны, чтобы систематизировать и подстраиваться под них. Но в прайс-листе организации указаны нижние пределы средних цен на услуги.

Также непостоянны цены на расходные материалы для выполнения проектов. Это происходит из-за того, что, не смотря на имеющихся проверенных постоянных поставщиков, организация не ограничивается лишь ими. В случае отсутствия у постоянных поставщиков требуемых материалов для конкретного проекта на конкретный период времени, организация проводит поиск других подходящих поставщиков. На данный момент, основным и наиболее крупным поставщиком ООО «Строй-Маг» из существующих, является хабаровский завод по производству и переработке стекла ООО «МагниЗа». Те же действия производит организация, если заказчика не удовлетворяет цена (слишком высока), и он согласен на сниженное качество расходных материалов. В некоторых проектах требуются специфичные материалы, что так же вынуждает организацию проводить поиск новых поставщиков. К таким материалам относятся витражные стёкла: их разновидностей достаточно много, особенно учитывая, что некоторые изготавливаются на заказ под индивидуальные требования. К тому же, в некоторых проектах может потребоваться участие сторонних фирм - субподрядчиков, выполняющих смежные виды работ. Этот фактор также вносит значительную долю в непостоянность цены. Вдобавок ко всему, в ООО «Строй-Маг» есть система индивидуальных скидок. Значение скидки варьируется в зависимости от общей суммы заказа, но она не превышает 5%.

Вследствие этого, ООО «Строй-Маг» проводит сбытовую политику посредством личных (прямых) продаж. А также, будучи генеральным подрядчиком, является посредником между организациями-субподрядчиками.

Как видно из отчёта о прибылях и убытках ООО «Строй-Маг», организацией не проводится каких-либо мер по продвижению организации и оказываемы ею услуг на рынке. Руководство организации, в силу специфичности оказываемых услуг, не считает целесообразным осуществлять какие-либо мероприятия с сфере продвижения организации, которые будут требовать финансовых вложений. Единственно приемлемыми действиями считаются размещение информации об организации в газетах бесплатных объявлений, бесплатных справочниках интернет ресурсов. На данный момент, планируется увеличить число упоминаний организации на интернет ресурсах в соответствующих разделах. Для остальных мероприятий организация ещё не готова как по общепроизводственным, так и по финансовым показателям.

В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности было выявлено, что состояние предприятия на данный момент можно охарактеризовать как удовлетворительное, но нуждающееся в принятии оптимизационных мер. В частности, необходимо провести пересмотрение и улучшение системы управления запасами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: