В качестве самостоятельного направления в конце XIX — начале XX в. выделилась теория управления социально-экономическими системами, которая включает в себя теорию менеджмента, теорию управления международными отношениями, государственным развитием, региональным развитием и т.д. С этого времени она приобретает статус научной дисциплины, активно проводятся исследования в данной области, формируются модели управления, отражающие различные взгляды ученых на данный процесс.
Появление на рубеже XIX — XX вв. первых работ, посвященных управлению хозяйственной деятельностью, было обусловлено усложнением производства и механизмов управления им. Актуализировался интерес к повышению эффективности управления, обеспечивающего нормальное функционирование предприятия и получение прибыли.
Основателем "научного менеджмента" считается Фредерик Тейлор — инженер-практик и менеджер, занимавшийся решением проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные идеи Тейлора состояли в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.
Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Исследования Тейлора были продолжены выдающимся французским инженером Анри Файолем, который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.
|
К основоположникам теории управления социально-экономическими системами относится немецкий социолог Макс Вебер, который предложил модель идеальной демократии. Вебер изучал влияние религиозных идей на хозяйственную и социальную отрасли жизни. В частности, он установил определяющее значение протестантской этики в формировании капитализм Лейтмотивом его исследований служит тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания.
В период между 1930 и 1950 гг. активное развитие получила школа человеческих отношений. В результате экспериментов американский психолог и социолог Э. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции, хорошая заработная плата и благоприятные рабочие условия не всегда ведут к повышению производительности труда работников. Ключевую роль играют социально-психологические факторы, такие как ориентация на групповые нормы (например, не делать больше, чем может сделать сосед по конвейеру), интерес к процессу работы и работникам со стороны руководства и др.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Данные взгляды послужили основанием для создания новой модели управления, согласно которой нормальное функционирование организации зависит от удовлетворения потребностей работников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного социально-психологического климата в организации. В результате возникли предпосылки для изучения феномена организационного поведения.
|
Макгрегор разработал модель управления, которая представляла весь процесс управления в рамках теории "У" или теории "X".
В соответствии с теорией X все наемные работники желают получить от нанимателя максимум благ и при этом дать ему взамен как можно меньше: они ленивы, не стремятся работать, не обладают инициативой и ответственностью, предпочитают, чтобы ими руководили, и тяготеют преимущественно к удовлетворению своих собственных потребностей
Теория У предполагает, что наемные работники в процессе труда стремятся к удовлетворению своих важнейших духовных потребностей, одна из которых — потребность в самовыражении, развитии и реализации своего творческого потенциала, и только потом — в удовлетворении материальных потребностей. Такие работники трудолюбивы, обладают внутренней организованностью и самодисциплиной, деятельны и целеустремленны. Руководителю остается мягко направлять энергию работников в нужное русло, привлекать их к творческой работе, к подготовке управленческих решений, доверять им, предоставляя свободу действий, поддерживать и поощрять.
|
Значительный вклад в развитие управленческой мысли внес научно-технический прогресс. Развитие теории автоматизации, возникновение современных сложных технических систем привели к появлению кибернетики — науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах — в машинах, живых организмах или обществе. Кибернетика является междисциплинарной наукой. Она возникла на стыке математики, логики, биологии, социологии.
Кибернетика как научная дисциплина основана на работах Н. Винера, У. Р. Эшби, а также работах отечественных авторов Л. Л. Богданова и В. М. Глушкова. Винер популяризовал социальные значения кибернетики, проведя аналогии между автоматическими системами (такими как регулируемый паровой двигатель) и человеческими институтами в книге "Кибернетика и общество". Исследования Винера были основаны на выявленной автором общности принципа отрицательной обратной связи как для систем автоматического регулирования, так и для живых организмов, который означает, что в любой системе управления для ее функционирования необходимо информационное взаимодействие между управляющей и управляемой системами.
Во второй половине XX в. формируются различные направления теории управления, которые активно используются в настоящее время. Среди них — теория и практика управления качеством, применение маркетинговых приемов в менеджменте, управление знаниями, стратегическое управление, инновационное управление. В практику вошли такие технологии управления, как аутсорсинг, краудсорсинг, мониторинг, бенчмаркинг и пр.
В начале 60-х гг. XX в. проводятся первые исследования стратегий компаний, зарождается стратегический менеджмент, направленный на обеспечение конкурентоспособности и эффективности организации путем разработки ее стратегии в условиях сложной и быстроизменяющейся обстановки. В последнее время понятие стратегии претерпевает изменения. Если ранее данный термин означал конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, то II настоящее время специалисты склоняются к тому, что стратегия представляет собой соединение рационально выработанной стратегии и случайной — так называемой чрезвычайной — стратегии. Последняя определяется шаблонами, моделями в потоке решений и действий, является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий.
Примерно в это же время активизировался интерес к управлению качеством, истоки которого восходят к системе требований к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), появившейся в начале XX в. До 1950-х гг. управление качеством сводилось к контролю качества продукции и относилось к инженерно-техническим вопросам. Вместе с тем к середине XX в. сложились предпосылки создания повой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации. В начале 1950-х гг. американскими исследователями была предложена и получила развитие модель всеобщего управления качеством (Total Quality Control). Под всеобщим управлением качеством понимается такая система, которая позволяет решать проблему качества продукции, качества обслуживания и качества работы одновременно. При этом качество контролируется не на заключительной стадии производства, а на каждом этапе создания изделия. В результате сложился интегральный подход, рассматривающий все процессы и проблемы качества во взаимосвязи и взаимодействии ради достижения цели эффективного и конкурентного поведения организации на рынке.
Конец XX в. характеризуется революционными изменениями в производственных и информационных технологиях, широким использованием в практике достижений науки и переносом акцента в ресурсах развития с материальных активов на нематериальные — такие как знания, умения и навыки работников, их квалификация, патенты, ноу-хау, атмосфера в коллективе организации, бренд компании и многое другое. Новые закономерности и тенденции были осмыслены и учтены в работах по управлению знаниями, посвященных исследованию интеллектуального капитала. Особое внимание уделяется формированию и развитию экономики, основанной па знаниях; сущности, оценке и способам применения интеллектуального капитала; содержанию, стратегиям, организационным формам и технологиям управления знаниями.
Существенно изменились конкретные методы управления в последние годы, когда новые информационные технологии проникли в управленческую практику. Сегодня не обязательно лично контактировать с подчиненными, чтобы отдать распоряжение. Достаточно воспользоваться телефоном или электронной почтой.
Для того чтобы ознакомиться с документами филиала, вовсе не обязательно пересылать бумажные отчеты по почте. Достаточно воспользоваться электронными средствами передачи данных. Поэтому управленческая практика претерпевает изменения, которые приводят к возникновению новых отраслей управленческой науки, управленческая мысль осваивает новые возможности современного управленческого процесса. Сегодня многим организациям, как коммерческим, так и государственным, предлагаются готовые информационные решения, обеспечивающие рационализацию всего управленческого процесса. Истинными новаторами управленческой мысли становятся уже не отдельные авторы новых управленческих концепций, а крупные коллективы фирм — провайдеров соответствующих информационных систем (SAP, IBM и др.). В последние годы под воздействием новых идей, разработанных в рамках так называемой сбалансированной системы показателей, претерпели существенное изменение теория и практика стратегического управления.
Существенным продвижением в теории управления стало развитие в последние годы концепции обучающейся организации.
Заимствованная первоначально из кибернетики, данная концепция представляет любую организацию как развивающийся объект. Его "обучение" осуществляется не только посредством того, что люди, составляющие эту организацию, учатся и приобретают новые знания. В определенном смысле учится также и вся организация в целом, обретая при этом новые черты и свойства, которые не сводятся к простой сумме новых свойств и умений людей, ее составляющих. Обучение организации касается развития способности коллектива в целом проводить конструктивные обсуждения, вырабатывать на совместной основе новые решения, а также способности менять культуру организации. К обучению организации в целом относятся и способы применения имеющихся и новых объектов интеллектуальной собственности, принадлежащей организации в целом.
В практике управления все шире стали применяться методы бенчмаркинга. Это простая и в то же время эффективная концепция современного управления. Суть бенчмаркинга состоит в том, что целенаправленно ищутся примеры более эффективного осуществления той или иной функции, а затем передовая практика адаптируется и переносится в ту организацию, которая организовала поиск и дальнейшую адаптацию этого передового опыта.
Носителями знаний о передовой управленческой практике стали многочисленные консалтинговые организации. Они не только собирают передовой опыт со всего мира, но и сами проводят исследования в области управления, становясь и инструментом распространения передовых знаний о методах управления, и источником нового знания об управленческой теории и практике.
В последние десятилетия многие методы управления, доказавшие свою эффективность в коммерческих организациях, начинают применяться в некоммерческих организациях, а также в государственном и муниципальном управлении.
Таким образом, существует множество концепций управления, отличающихся трактовкой движущих сил эффективного воздействия на социально-экономические системы. Выбор лишь одной из концепций не даст ожидаемого результата. Оптимальным может стать выбор отдельных деталей, инструментов, методов управления, адаптированных к специфическим условиям того или иного объекта управления.
Выводы
1. История управленческой мысли многосторонняя, охватывает развитие управления объектами неживой природы, людьми, государствами и эволюцию в области военного искусства.
2. Многосторонность управленческой мысли получила развитие в работах но кибернетике, основанных на общности принципа отрицательной обратной связи, который заключается в наличии информационного взаимодействия между управляющей и управляемой системами в функционировании системы управления.
3. В начале XX в. в качестве самостоятельного направления выделилась теория управления социально-экономическими системами, включающая теорию менеджмента, теорию управления международными отношениями, государственным развитием, региональным развитием и т.д.
С этого времени она приобретает статус научной дисциплины, активно проводятся исследования в данной области, формируются концепции управления, отражающие различные взгляды ученых и специалистов на данный процесс.
4. Для выработки оптимальной управленческой модели в российских условиях целесообразно учитывать исторический опыт, традиции и культуру страны. В противном случае копирование зарубежного опыта без его адаптации к особенностям отечественной практики может привести к значительным социальным, культурным и экономическим потерям.