Эссе по теме: «Счастливый раб»




студента 4 курса бакалавриата группы № 152

по политической философии

 

Москва 2019

«Мудрый человек может быть счастливым и свободным, даже если он раб», - обращаясь к данному утверждению стоиков, я хочу поразмыслить о разных точках зрения относительно этой проблемы и высказать свое мнение по данному вопросу. Кроме того хочется разъяснить, что же понимается под терминами счастье, свобода, мудрость и рабство.

 

Следуя логике высказывания стоиков, можно сказать, что одни должны быть господами, а другие рабами. Мудрость как конечную цель любой философии следует понимать, как полную реализацию истины, но разве истина в том, что одни хозяева, а другие рабы? Разве мудрецы, цитируемые в диалогах Платона, были рабами?[1] По моему мнению, оказываясь в определенных негативных обстоятельствах, которые зависят не от природы, а от ограничений, наложенных на нас другими людьми, человек не сможет обрести счастья, так как его внутренняя гармония будет нарушена внешним вмешательством.

Без сомнений мудрый человек должен быть благоразумным, смиренным, должен управлять своими эмоциями, однако эти качества не означают, что такой человек будет чувствовать себя полноценной личностью, будучи рабом. Главной чертой мудрецов является возможность показать людям, что человек должен жить в гармонии с миром и человечеством. А как можно быть в гармонии миром, если ты осознаешь, что ты раб и это не справедливо. В диалоге «Горгий» Платон пишет, что справедливость должна стать спутником каждого, кто ищет счастье. Под счастьем следует понимать положение дел, где человек может быть самим собой, ведь счастье нельзя найти где-то во внешнем мире, оно в нас самих.

Тут возникает понятие справедливости, которое также необходимо прояснить, для этого давайте поставим мысленный эксперимент. Представим себе ситуацию, где человек рождается, получается должное образование, усердно трудится, набирается знаний и становится мудрецом, но когда настает момент делиться этой мудростью, его ограничивают и не дают этого делать, потому что он свободен не во всех своих действиях, по сути, он раб. Или же, другая ситуация, раб трудится, познает житейские мудрости и из необразованного, становится умудренным опытом человеком, который осознает, что хочет действовать самостоятельно и не зависеть от других.

Одна точка зрения на эти ситуацию будет заключаться в том, что правильнее будет быть там, где ты есть, и не нужно ничего менять. Если человек действительно мудрый, он должен это понимать и принимать. Можно найти свое счастье в себе и считать свободой свое рабство только потому что тебе дано это от рождения.

Но я придерживаюсь другой точки зрения. Конечно же, если брать за основу определение раба как человека, удел которого физический труд и полная неразумность, то раб не сможет стать мудрым. Но если, человек – раб даже в своем положении смог найти счастье внутри себя и познать гармонию с миром его можно считать мудрым, но никак не свободным. Это будет несправедливо относиться к человеку как к рабу, если он не желает им быть.

Также, давайте представим ситуацию, когда свободному, мудрому и счастливому человеку предлагают стать рабом по своей воле, ссылаясь на тот факт, что он станет счастливее и свободнее, что уже абсурдно. Если рассуждать таким образом, можно с уверенностью сказать, что мудрый человек никогда не согласиться на такое. Сам факт становления рабом опровергает его возможность свободы, а утверждение, что раб счастливее не раба сомнительно. Свободный мудрый человек, который имеет гармонию с собой и миром, не захочет становиться рабом, когда он свободен.

Поэтому в связи с утверждением стоиков стоит задаться вопросом: почему мудрый человек, который понимает, что счастье и свобода это основополагающие понятия в жизни, должен быть счастливым рабом? По моему мнению, мудрый счастливый человек никогда не примет себя добровольно в качестве раба. Человек не может ощущать себя несвободным и свободным одновременно.

Обращаясь к Ханне Арендт можно сказать, что свобода человека заключается в действиях человека в обществе, где каждое политическое действие направленно на поиск этой свободы.[2] Таким образом, можно сказать, что становясь рабом кого-то, мы уже этим действием лишаем себя свободы, пусть даже внутри себя мы чувствует себя свободными независимо от своего статуса.

Так, можно предположить, что человек может стать рабом и будет чувствовать себя намного свободнее и счастливее. Почему же так произойдет? Рабами, возможно, захотят стать лишь те, кто не хочет нести ответственность за свою жизнь. И я уверена в том, что нельзя назвать таких людей мудрыми. Еще раз повторюсь, что мудрец живет в гармонии с миром, стремится к истине и благоразумию. Когда человек становится рабом, он перекладывает часть своих прав на другого человека, и возможно для него это и становится счастьем, но свободнее от этого он точно не становится, хоть и чувствует себя так. К тому же, если обращаться к утверждению о внутренней гармонии и благоразумии мудрого человека, то можно сказать, что тот, кто желает отдать часть своих обязанностей/прав во владение другого человека не может нести ответственность за себя и не находится в гармонии с самим собой.

И даже если предположить, что мудрый человек будет рабом и будет счастливым, он все равно не будет свободен. Если рассмотреть такое положение дел с точки зрения концепции И. Берлина, то можно сказать, что мудрый человек, возможно, и будет иметь позитивную свободу[3] и вести ту жизнь, которую он хочет. Но, несмотря на это негативная свобода[4] будет утрачена человеком, так как он будет рабом, а значит, будет зависеть от тех или иных лиц.

 

Мыслить рационально и согласно разуму вот главные черты мудрого человека, и, соглашение с собственным статусом рабом, когда на самом деле человек таковым себя не считает, уже будет противоречить внутренней гармонии. Люди, выбирающие и свободу, и счастье, должны быть полностью ответственны за свою жизнь, должны стремится к истине и благоразумию в мире. Мудрый человек должен возлагать на себя ответственность, быть смиренным и справедливым. В современных политических реалиях, безусловно, можно сказать, что множество людей находится в состоянии рабства, сами того не замечая, они не желают мыслить, выбирать и нести ответственность, однако те люди, которые хотят пользоваться свободой, действуют согласно своему разуму. Чем больше людей будут осознавать свою свободу и счастье, тем более осознанным станет общество.

 


 

Список литературы

1. Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли. М.: Издательство Института Гайдара, 2014. С. 416.

2. Берлин И. Философия свободы. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 448.

3. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2018. С. 1311.

 


[1] Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2018. С. 1311.

[2] Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли. М.: Издательство Института Гайдара, 2014. С. 215.

[3] Берлин И. Философия свободы. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 47.

[4] Там же. С. 51.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: