Сравнение с античной философией того же времени (VI – IV вв., до н.э.).
| Философия
| Школы и их представители
| Основные понятия и принципы
| Характерные черты, особенности
| | Древнеиндийская
| Буддийская, Сиддхартха Гаутама (Будда)
| «Атомарные» элементы бытия, «чистая мысль», учение о «4 благородных истинах».
| Против преобладания внешних форм религиозной жизни, отрицает потусторонность освобождения, нет души как неизменной субстанции, человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.
| | Джайнская, Вардхамана
| Ведийский реализм
| Реалистическая классификация бытия, а также теория познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическая этика.
| | Миманса
| Обрядовая сторона Вед
| Систематизация правил истолкования ведийских текстов, притом преимущественно связанных с торжественным, «официальным» ритуалом; разрабатывается, в полемике с буддистами, теория познания мимансы, в которой Веда, как сакральное слово, противопоставляется другим средствам познания в качестве единственного источника знания религиозного долга – дхармы, а также обосновывается своеобразное учение о вечности (несозданности) слова.
| | Веданта
| Мистическая сторона Вед, концепция Брахмана-Слова, в которой источником бытия признается онтологизируемая «речь» (шабда), а вся видимость бытия объявляется результатом действия ее «потенций» (категории бытия, времени, пространства, действия и т.д.).
| Обосновывается положение о реальности только неизменного Бытия, объявляется весь видимый мир в конечном счете иллюзорным, нет различия и между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман), и первая обнаруживает эту тождественность в акте особого прозрения.
| | Санкхья
| Пуруша, пракрити
| В семидесяти двустишиях выкристаллизовались древние учения о дуализме чистого субъекта и первоматерии всех феноменальных форм, последовательности исхождения из нее других начал космоса, представлены классификации состояний сознания индивида, объяснения его перевоплощений и «освобождения», опирающиеся здесь уже на «выверенную» теорию познания.
| | Йога
| «Менталитет», «мыслительное вещество», ишвара.
| «Обособленность» духовного начала.
| | Ньяя
|
| Подробная классификация источников знания, основных этапов познавательного процесса, способов дискуссии и логических ошибок, но также и обоснований субстанциальности духовного начала (Атман), объективности времени и пространства, целого помимо частей и ряда других основоположений реалистической онтологии.
| | Вайшешика
| «Потенция», «непотен-ция», «общее-в-особенном», «небытие».
| Базировалась на метафизике шести категорий бытия (субстанция, качество, действие, общее, особенное, «присущность»), которая служила и своеобразным онтологическим введением в ее физику, формулируется атомистическая концепция мира, вводится божество-демиург.
| | Чарвака, Брихаспати
| Теория наслаждений, «Кама-сутра»
| Отвергая авторитет вед и проповедуемые ими принципы локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим только этот мир (лока), единственной реальностью материю, целью человеческого существования достижение наслаждения.
| | Древнегреческая
| Циники, Антисфен
| «Жить согласно природе».
| Счастье – возвращение в мир природы.
| | Милетская, Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен
| Вопрос о сущности мира, материализм.
| Мир как материальный, они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.
| |
Элеаты, Ксенофан, Парменид
| Бог как сущее, отличное от людей, совершенное единое бытие
| Бог становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неименное. Из действительного мира, из области бытия полностью исключается движение.
| | Пифагорейская, Пифагор
| Взаимоотношения чисел.
| Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.
| | Скептики, Пиррон
| Безрадостность земного существования, отсутствие привязанностей
| В основе лежит основополагающий принцип скептицизма, сомнение во всем должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений,
| | Софисты, Протагор
| Ничего не существует в этом мире.
| Высказывания не наполнены содержанием, а представляют пустые рассуждения, не приводящие к какой-либо цели. Предметом рассуждения служат какие-нибудь незначительные факты, совершенно не заслуживающие внимания. Мышление в силу этого оказывается совершено бесплодным. Бесконечные и бессодержательные рассуждения не приводят к цели. Все высказывания построены правильно, но лишены конкретного смысла
| | Эпикурейцы, Эпикур
| Главная проблема человечества – страх; Цель жизни - удовлетворение низменных страстей и получение низкопробных удовольствий.
| Истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других.
| | Стоики, Зенон
| Идеал – сверхчеловек – мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. «Ваше счастье — не нуждаться в счастье».
| Цель человека — освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь.
|
|
Поиск по сайту:
|