Классический и современный подходы к вмешательству государства в ценообразование




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия

 

 

Выполнил студент 1 курса

группы 16 ФэФо-1Эн

очной формы обучения

Делба Алан Эрастович

Направление подготовки ____________

Направленность (профиль) программы __________________________________

Научный руководитель: _____________________________

(степень, уч.звание, ФИО преподавателя)

 

 

 

Краснодар 2017


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного вмешательства в ценообразование

1.1 Классический и современный подходы к вмешательству государства в ценообразование

1.2 Формы, цели и средства государственного вмешательства в ценообразование

1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование

Глава 2. Практика государственного вмешательства в России и зарубежных странах

2.1 Государственное регулирование в области ценообразования в России

2.2 Государственное регулирование в области ценообразования во Франции

2.3 Государственное регулирование в области ценообразования в Германии

Глава 3. Государственное регулирование цен на современном этапе развития

3.1 Основные тенденции и проблемы вмешательства государства в ценообразование

3.2 Ценообразование в современной экономике России

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


Введение

 

Цена и ценообразование - одни из важнейших элементов рыночной системы. Цена - сложная экономическая категория. Она заключает в себе практически все главные проблемы современной экономики и всего общества.

Государственное вмешательство в хозяйственную жизнь страны существовало всегда. Но, большую значимость для экономики оно приобрело лишь с появлением первых экономических школ, в XV-XVII вв. в период подлинного расцвета экономической теории и в эпоху первоначального накопления капитала, когда рождались и развивались финансовые и торговые капиталы предприимчивых торговцев и купцов. Но даже спустя более половины тысячелетия, позиция, степень и роль государства в регулировании цен является неоднозначной.

Одним из важнейших элементов рыночной экономики является система цен, которая как ключевой элемент взаимодействует и влияет на остальные элементы рынка. Также цена является тем экономическим инструментом, который может быть использован государством для воздействия на экономические процессы. И, с уверенностью можно сказать, что почти любое современного государство с рыночным механизмом регулирования сталкивается с проблемами ценообразования. Поэтому проблематика государственного вмешательства и регулирования в области ценообразования, рассмотренная в данной работе, является актуальной.

В современных условиях финансового кризиса усиливается актуальность данной работы, которая состоит в необходимости усовершенствования системы государственного вмешательства в процесс ценообразования с целью дальнейшего развития социального и экономического благосостояния страны.

ценообразование регулирование цена государственное

Целью данной работы является нахождение путей практического применения форм и методов государственного вмешательства в ценообразование в России.

В соответствии с целью задачами курсовой работы являются:

· Рассмотрение и анализ исторических этапов государственного вмешательства в ценообразование;

· Изучение способов и методов государственного вмешательства;

· Исследование проблем государственного воздействия

· Анализ иностранного опыта в сфере государственного регулирования;

· Рассмотрение опыта и изучение тенденций в сфере ценообразовании России

Объектом исследования является: государство и рынок, в условиях воздействия первого на цены.


Глава 1. Теоретические основы государственного вмешательства в ценообразование

 

Классический и современный подходы к вмешательству государства в ценообразование

 

В различные периоды становления и развития рыночной экономики отношение к вмешательству государства в ценообразование менялось. В период с XVII по XVIII вв., во время становления и развития рыночных отношений политика меркантилизма, которая была на тот момент господствовавшей, предусматривала полное вмешательство государства в рыночные отношения. Одним из главных представителей меркантилизма был Томас Мэн, английский экономист, который в своей знаменитой работе "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс внешней торговли как регулятор нашего богатства" изложил каноны зрелого меркантилизма: источник богатства кроется в излишке экспорта. Меркантилизм получил развитие и во Франции. Так, ярким представителем меркантилизма и сторонником протекционизма был министр финансов короля Людовика XIV Жан Батист Кольбер. Его политика стимулировала создание мануфактурного производства, образование монопольных торговых компаний, строительство дорог и каналов. Другой французский меркантилист - Антуан де Монкретьен вошел в историю науки как автор термина "политическая экономия". Этот термин несколько столетий служил официальным названием экономической теории (а в России в этом качестве часто применяется и в наше время).

Ранняя политика меркантилистов заключалась в идее о том, что богатство нельзя выводить из страны, примером активного вмешательства государства в рыночные отношения мог служить введённый в то время запрет на вывоз серебра. Поздняя политика заключалась в торговом балансе[1].

Совершенствование рыночных отношений привело к тому, что государственное регулирование рынка стало помехой для некоторых предпринимателей, что постепенно привело к идее об экономическом либерализме[2], который был одной из главных идей, объединивших физиократов, и наиболее ярко был отражён в классической политической экономии.

Ярким представителем школы в классической политической экономии был Вильям Петти, стоимость он называл "естественной ценой", определяемой количеством труда, затраченного в процессе производства товара. Он считал, что лишь труд, затраченный на производство товара, создаёт стоимость.

Возможно, самым знаменитым экономистом, отразившим суть экономического либерализма, был Адам Смит, который в своём бессмертном труде "Исследование о причинах и богатстве народов" перешёл от решения отдельных экономических проблем к системе экономических знаний. Его подход включал три основных компонента: понятие экономического человека, который по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства; принцип "невидимой руки”, благодаря которому преследующий собственные выгоды человек, направляется на цели всего общества; естественный порядок - условия, при которых эффективно осуществлялись бы предыдущие два принципа.

Трудовая теория стоимости определяет стоимость как труд, который для потребителя представляется в товаре. Нужно понимать, что ценовую политику продавца во многом определяет тип рынка, который влияет на цену, и на котором реализуются продукты организации.

У Адама Смита было множество последователей, одним из которых являлся Давид Рикардо, который продолжил традиции классической политической экономии. Он внёс большой вклад в развитие методов экономической науки, также существенно углубил и сделал более последовательной трудовую теорию стоимости.

Важной особенностью всей классической школы является то, что большинство принадлежавших к ней экономистов верило в неисчерпаемый потенциал рыночной экономики. Безусловно, действительность раннего капитализма (бедность значительной части населения, непосильный рабочий день, использование детского труда) была ужасающей. Но классики считали, что это лишь частные отрицательные стороны лучшего из возможных общественных устройств и потому готовы были мириться с ними.

Особенностью современного регулирования рынка и его устройства является постоянное и активное вмешательство государства экономику. Безусловно, степень вмешательства государства в рыночные отношения и в ценообразование менялась в разные периоды времени. Разрушительный экономический кризис 1929-1933 гг. выявил уязвимость представлений классической школы об идеальной эффективности рынка. Представитель и основатель кейнсианской школы, Джон Кейнс, доказал невозможность полноценного действия в новых условиях принципа "невидимой руки” Адама Смита. Саморегулирование рынка, с его точки зрения, не было абсолютно совершенным и в неблагоприятных условиях могло привести к длительной консервации кризиса. Регулирующая деятельность в условиях кризиса и степень государственного регулирования на рынке постепенно уменьшалась, что возвратило традиции экономического либерализма. Возникновение монетаристской школы несло за собой идеи контроля над денежной массой, благодаря чему на несколько десятилетий основные позиции в мировой экономике завоевал монетаризм. Движение к современному типу регулирования рынка придал институционализм, который важными целями ставил перед собой изучение институтов, как организационных, правовых, формализованных и неформализованных форм хозяйственной деятельности.

Современная рыночная экономика - это экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. [3]

Целью экономической политики и ценового регулирования государства является достижение стабильности в процессе производства, в качестве действенности экономики и в качестве жизни. Ценового регулирование же заключаются в недопущении инфляционного роста цен по причине возникновения дефицита, резкое увеличение цен сырьевое производство, появлении монополий, как следствие - созданию нормальной конкуренции.

При выполнении данных условий, государство сможет обеспечить минимальный прожиточный минимум, для приобретения товаров первой необходимости.

Степень участия государства в регулировании цен определяется экономикой государства. Страны с устойчивой и развитой экономикой в меньшей степени подвергаются регулированию со стороны государства, в странах же с менее сбалансированной экономикой государство принимает более активное участие.

В большинстве стран неоклассическая модель регулирования экономики преобладает над неокейнсианской по причине того, что в неоклассической модели государственное вмешательство в экономику не такое сильное, как в неокейнсианстве. Следовательно, процессы рыночного регулирования происходят намного свободнее. Это даёт большое преимущество и независимость экономике.

Роль государства в рыночной экономике отчасти может быть объяснена наличием ряда политических и социальных причин. Однако более важен тот факт, что рыночный механизм самостоятельно может выполнить не все экономические функции. Существуют проблемы, решение которых оказывается рынку не под силу из-за присущих ему ограничений. Главными ограничениями саморегуляции современной рыночной системы являются:

неспособность решать некоммерческие задачи

неспособность распределять доходы среди разных слоев населения в соответствии с целями демократического общества;

элементы неэффективности, обусловленные несовершенством рынка;

элементы нестабильности макроэкономической системы, выражающиеся в отсутствии полной занятости населения и нестабильности уровня цен.

Экономисты имеют различные идеи и мнения, относительно государственного вмешательства в экономику, описанные в их трудах. К примеру, Лигу Артур Сесил - английский экономист, представитель кембриджской школы западной политической экономии, ученик и последователь А. Маршалла, способствовал утверждению идеи о необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь. В своей научной работе "Богатство и благосостояние" он утверждал, что в прошлом буржуазное государство стояло на позициях невмешательства и не боролось с социальными несправедливостями капиталистического строя, а ныне оно превратилось в силу, которая якобы противостоит монополиям и добивается социальной гармонии. Также, широко известный, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономики 1970 г. - Самуэльсон Пол Антони, выступал за активную роль государства в экономических процессах.

Всё же, современные экономисты имеют различные мнения относительно границ вмешательства государства в ценообразование. Некоторые считают правильным максимальное ограничение роли государства, другие - увеличение степени влияния на экономику. Но, так или иначе, государственное вмешательство должно осуществляться наиболее дозированно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: