Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Это отражается в государственном контроле над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, хотя обычно существенно его деформирует.
Вмешательство государства в процесс ценообразования осуществляется в трех основных формах: ограничение уровня цены, введения налоговых платежей с целью исключения частицы доходов у производителей и потребителей, государственная поддержка цен через дотации. Перечисленные формы вмешательства осуществляются с помощью разнообразных методов государственной регуляции цен, которые можно объединить в две группы: прямые и непрямые.
Прямое регулирование, как правило, преобладает на начальном этапе создания рынка, когда в экономике возникает кризисная ситуация. К прямым методам регуляции цен принадлежат:
установление фиксированных цен на товары и услуги первой необходимости;
применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения;
декларирование изменения цен:
замораживание (блокировка) цен на определенный период:
введение предельных уровней наценок и торговых надбавок;
заключение договора о ценах между государством и предприятиями.
Непрямое государственное регулирование цен преобладают на этапе зрелого рынка, когда регулирующий потенциал рыночного механизма реализуется вполне. С помощью этих методов государство не диктует порядок или способы определения цен, а лишь регулирует поведение субъектов, которые принимают участие в процессе ценообразования. К основным непрямым методам регуляции цен принадлежат:
|
применение предельных нормативов рентабельности;
изменение уровней или дифференциация ставок товарных налогов;
льготное налогообложение и кредитование;
дифференциация ставок ввозной пошлины.
Государственное регулирование цен направлено на достижение определенных целей экономической политики страны. Первая - предотвратить разрушительное влияние цен на экономику и сдержать инфляцию. Такая цель, как правило, относится к условиям перехода страны от командно-административной рыночной экономики или к воссозданию рыночных отношений, разрушенных войной или социально-экономическими беспорядками. В это время в экономике нарушены хозяйственные связи, нет необходимой инфраструктуры рынка, имеется острый дефицит потребительских товаров, высокий уровень инфляции, безработицы и т.п. При таких условиях государство прибегает преимущественно к политике прямой регуляции цен, путем установки фиксированных цен на основные виды товаров и услуг. Вторая цель, это защита внутреннего рынка от негативного влияния внешней конкуренции. В каждой стране внутренние цены, как правило, отличаются от мировых, что предопределенно неодинаковым уровнем расходов на производство товаров и разницей в системе налогообложения. Если внутренние цены выше мировых, то импорт дешевых иностранных товаров может нанести вред национальным предприятиям, привести к спаду производства и роста безработицы. Для предотвращения такие явления государство использует политику протекционизма, которая, в частности в сфере ценообразования, предусматривает повышение цен на отдельные импортные товары к необходимому уровню с помощью ввозной пошлины. [4]
|
Роль государства в экономике многопланова. В первую очередь государство должно устанавливать правила игры, обеспечивать рамочные условия поддержания системы, которые можно было бы охарактеризовать следующим образом: закон, порядок, охрана и защита частной собственности, поддержание условий рыночной саморегуляции.
Крупной областью государственного вмешательства является макроэкономическое регулирование. Глобальная цель государственного регулирования экономики - достижение экономической и социальной стабильности. Конкретнее, принято выделять четыре главные цели регулирования, за достижение которых государство несет ответственность и которые известны как магический четырехугольник целей:
достижение постоянного и устойчивого экономического роста;
обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
равновесие во внешнеэкономической деятельности.
На современном этапе экономического развития во всех странах основной целью государственного регулирования цен является сдерживание монополизма и обеспечение конкурентной среды на рынке. Самое актуальное значение это задание приобретает при условиях перехода к рыночным отношениям, когда практически отсутствует конкуренция, а каждое предприятие, которое ведет себя как монополист, повышает цены и сокращает производство для того, чтобы обеспечить себе необходимый уровень заработной платы и прибыли.
|
Методы и способы вмешательства государства в ценообразование очень связаны. Среди возможных способов государственного воздействия на цены различают прямое и косвенное воздействие.
И так, проанализировав методы государственного воздействия на цены, можно сказать, прямое вмешательство в регулирование цен, как средство означает то, что государство принимает непосредственное участие в регулировании рыночных механизмов, структурировании и установлении цен. Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Вмешательство в ценовое регулирование имеет место в отраслях, где государственного потребление товаров и услуг имеет большую долю, примером могут служить военные отрасли промышленности, ряд отраслей строительства. Косвенное воздействие на цены сопровождается увеличением предложения на рынке, управлением доходов населения и регулированием налогов. Косвенное регулирование цен производится через дотирование из бюджета, субсидирование, кредитование, налогообложение и установление фиксированных цен на продукцию при установлении, подписании договора.
Следовательно, основными инструментами экономического воздействия на экономику являются:
налоги, посредством взимания которых сокращаются частные доходы и которые, следовательно, влияют на расходы фирм и населения;
расходование государственных средств:
а) в форме закупок, которые побуждают частные фирмы производить соответствующие товары или услуги;
б) в форме трансфертных выплат, обеспечивающих определенный уровень дохода некоторым слоям населения; кредитно-денежная политика, состоящая в регулировании денежного обращения в стране, а также в осуществлении государственных займов или предоставлении кредитов другим субъектам экономики.
Таким образом, экономическое вмешательство создает экономические предпосылки для развития рыночных процессов в желательном направлении.