УСЫПАЛЬНИЦА, МОНУМЕНТ, ТРИБУНА 24 глава




 

 

 

После изгнания оккупантов Кузьмин руководил восстановлением «Запорожстали». Уже в 1947 г. этот гигант качественной металлургии был возрожден, стал давать чугун, сталь, тонкий холоднокатаный лист. Одновременно шла модернизация предприятия, и в 1951 г. комбинат вдвое превзошел довоенные размеры производства.

А. Н. Кузьмин родился в семье мелкого служащего в г. Твери и с 15 лет начал самостоятельную трудовую жизнь. После Октябрьской революции его путь – путь миллионов молодых рабочих и крестьян: комсомол, рабфак, вуз. В 1926 г. он стал коммунистом. Окончив в 1927 г. Ленинградский горный институт, Кузьмин проектировал металлургические заводы. Энергичный, способный инженер назначается на руководящие посты на крупнейших новостройках черной металлургии – Ново‑Тагильском заводе и Магнитогорском комбинате. С 1937 г. Кузьмин – начальник строительства и директор комбината «Запорожсталь». Здесь он организует производство новых видов качественных металлов, в том числе (в то время это было единственное такое предприятие в стране) тонколистового металла для автомобильной, тракторной и других отраслей промышленности. В годы Великой Отечественной войны, являясь директором металлургического завода в Новосибирске, коммунист Кузьмин добился быстрейшей организации выпуска продукции для нужд фронта. В 1948 г. Кузьмин был назначен первым заместителем министра, а затем министром металлургической промышленности СССР. С 1954 г. Кузьмин – министр черной металлургии СССР. Выдающийся организатор социалистической индустрии был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями.

Имя Кузьмина носит запорожский завод «Днепроспецсталь».

 

ВЫШИНСКИЙ Андрей Януарьевич (10.XII. 1883 – 22.XI. 1954). Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, первый заместитель министра иностранных дел СССР, постоянный представитель СССР в Организации Объединенных Наций, академик.

 

 

 

А. Я. Вышинский родился в Одессе. Окончив в 1913 г. юридический факультет Киевского университета, занимался литературной и преподавательской деятельностью; состоял в партии меньшевиков. В 1920 г. Вышинский вступил в Коммунистическую партию. В 1925–1931 гг. он – ректор Московского университета, член коллегии Наркомпроса РСФСР. В течение ряда лет работал в органах прокуратуры и юстиции: заместителем народного комиссара юстиции РСФСР, заместителем Генерального Прокурора СССР (1933–1935 гг.) и Генеральным Прокурором СССР (1935–1939 гг.). В 1939–1944 гг. Вышинский – заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР. К этому периоду относится начало его деятельности как дипломата. Он был заместителем министра и министром иностранных дел СССР; участвовал в работе многих международных совещаний и конференций.

 

Год

 

ГОВОРОВ Леонид Александрович (22.ІІ. 1897 – 19.III. 1955). Кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий войсками противовоздушной обороны СССР, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза.

12 января 1943 г. войска Ленинградского фронта под командованием генерала Говорова нанесли мощный удар по фашистским войскам, осаждавшим город на Неве. Советские люди, всеми своими думами постоянно бывшие с мужественными ленинградцами, 16 месяцев выдерживавшими штурмы, бомбежки, артобстрелы, голод, с нетерпением ждали этого исторического часа.

Немало дней и ночей провел командующий фронтом над картами и в окопах, выбирая место прорыва, определяя мощность артиллерийского «кулака», анализируя ресурсы противника, уточняя с командирами детали будущего сражения, проводя учения и тренировки. Как вспоминает бывший начальник инженерных войск Ленинградского фронта генерал Б. В. Бычевский, командующий готовил прорыв блокады Ленинграда «с напряженностью и страстностью».

И вот 2 тысячи орудий открыли ураганный огонь по вражеским укреплениям. Через 2 часа 20 минут по невскому льду бросилась в атаку пехота… В ходе ожесточенных семидневных боев войска генерала Говорова и пробивавшиеся им навстречу армии Волховского фронта взломали фашистскую оборону. Блокада города‑героя была прорвана.

Л. А. Говоров родился в семье крестьянина в деревне Бутырки Вятской губернии. Еще учеником Елабугского реального училища был репетитором. В 1916 г. студент кораблестроительного отделения Петроградского политехнического института Говоров был призван в царскую армию. В дни Февральской революции он – юнкер Константиновского артиллерийского училища в Петрограде, во время Октябрьской революции – подпоручик мортирной батареи в Томске. При развале старой армии бывший офицер уехал домой и, чтобы прокормить семью, поступил служащим в елабугский кооператив.

 

 

 

Но вихрь событий догнал Говорова. В захваченной белыми Елабуге бывший офицер был призван в колчаковскую армию, стал командиром батареи. В этот критический момент своей судьбы 22‑летний Говоров сумел сделать окончательный выбор. «Поняв всю ложность „демократических“ лозунгов Учредительного собрания… – писал он позднее в автобиографии, – а по перевороте Колчака, воочию убедившись, куда ведет реакция, стал искать возможности к изменению положения». В октябре 1919 г. с частью солдат своей батареи Говоров дезертировал из армии Колчака и укрылся в Томске. Там он вступил в боевую дружину рабочих, в декабре принял участие в восстании против белогвардейцев, а когда пришла Красная Армия, вступил в нее добровольцем. Командир артиллерийского дивизиона 51‑й стрелковой дивизии Говоров отличился в боях под Каховкой и на Перекопе, был дважды ранен, награжден орденом Красного Знамени.

После гражданской войны Л. А. Говоров командовал полком, артиллерией укрепрайона, стрелковым корпусом, окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Накануне Великой Отечественной войны генерал Говоров стал начальником Артиллерийской академии имени Дзержинского. В грозные октябрьские дни 1941 г., когда гитлеровцы рвались к Москве, он был назначен командующим 5‑й армией. Ни на одном участке, где фронт держала его армия, фашистам не удалось прорвать оборону. Перейдя в контрнаступление, войска Говорова освободили города Можайск, Рузу и др. Летом 1942 г., когда немецко‑фашистские дивизии устремились к Волге и Кавказу и на долю советского народа выпали новые тяжелые испытания, Говоров, в то время командующий Ленинградским фронтом, вступил в Коммунистическую партию. Он писал в заявлении, что не мыслит себя вне ВКП(б) «в решающие дни жестокой опасности для моей Родины». После сокрушительного разгрома фашистов у стен Ленинграда зимой 1944 г. войска, которыми командовал Говоров, освобождали Латвию и Эстонию. В 1944 г. прославленному полководцу было присвоено звание Маршала Советского Союза.

Выдающийся советский военачальник был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден пятью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом «Победа», двумя орденами Суворова 1‑й степени, орденом Кутузова 1‑й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Имя маршала носят Харьковская военная инженерная радиотехническая академия противовоздушной обороны, улицы в Москве и Ленинграде, теплоход на Балтике.

 

Год

 

ЮДИН Павел Александрович (31.V. 1902 – 10.IV. 1956). Кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, министр промышленности строительных материалов СССР.

С марта 1942 г. восточные районы давали фронту столько же продукции, сколько в начале войны выпускал весь Советский Союз. Немалая заслуга в этом была первого заместителя народного комиссара по строительству Юдина, руководившего сооружением военных заводов на востоке страны. В пургу и мороз тысячи людей, зачастую впервые пришедших на стройку, спешно возводили авиационные, танковые, артиллерийские заводы. Если не хватало кирпича и металлических ферм, корпуса сооружали из бревен и лишь потом, когда могучий поток самолетов, танков, пушек и снарядов хлынул в действующую армию, заменяли деревянные конструкции. За четыре года войны в тыловых районах было восстановлено 1523 эвакуированных и вновь построено 3500 крупных промышленных предприятий.

 

 

 

П. А. Юдин родился в г. Туле. С 11 лет трудился станочником на оружейном заводе, потом был рабочим на железной дороге. В 1929 г. окончил институт. Прошел путь от инженера на строительстве Алчевского коксохимического завода до министра. В годы первой пятилетки участвовал в сооружении крупных предприятий в Москве и на Украине. В конце 30‑х годов инициативный инженер был назначен первым заместителем народного комиссара по строительству. После Великой Отечественной войны Юдин руководил восстановлением разрушенных оккупантами предприятий черной металлургии Юга, строительством предприятий тяжелой индустрии на Урале и в Сибири. В 1946 г. талантливый организатор производства был назначен министром строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, а в 1950 г. – министром промышленности строительных материалов СССР. Заслуженный строитель‑коммунист был награжден шестью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Имя Юдина носят Себряковский цементный завод (Волгоградская область) и теплоход.

 

ЛИХАЧЕВ Иван Алексеевич (15.VI. 1896–24.VI. 1956). Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

…Ночью 21 октября 1931 г. из ворот Московского автозавода выехал первый автомобиль «АМО‑3» – прародитель нынешних «ЗИЛов». Его вел сам директор Иван Лихачев. Он никому не доверил долгожданного первенца, с рождением которого было связано столько трудов, волнений и бессонных ночей.

Бывший шофер Лихачев в 1926 г. стал директором убыточного автозавода. Он хорошо понимал значение создания собственного автомобильного транспорта, дешевого и надежного, для молодой, быстро крепнущей социалистической державы. Он видел, что автомобиль все более становится символом прогресса страны социализма, ее индустриальной мощи. Под руководством Лихачева была проведена коренная реконструкция АМО, фактически создан новый завод‑гигант – один из самых современных в СССР по техническому оснащению. Энтузиаст сумел объединить коллектив амовцев в горячем стремлении – скорее освоить проектную мощность предприятия. Зарубежные специалисты писали тогда: «Что касается строительства советского Детройта в Москве, то всякому разумному человеку ясно, что эта авантюра весьма крупных масштабов подходит к печальному финишу…» Но через несколько лет сами американцы уже приезжали на АМО поучиться у Лихачева, которого сам Форд назовет крупным советским промышленником. Ныне Московский автозавод – крупнейшее предприятие массового поточного производства и передовой технологии. Автомашины с маркой «ЗИЛ» знают во всем мире. Они мчатся по дорогам многих стран Азии и Европы, Африки и Америки.

И. А. Лихачев родился в селе Озерцы Тульской губернии в семье крестьянина. С 12 лет работал на Путиловском заводе в Петербурге.

 

 

 

В годы первой мировой войны был призван в армию. В июне 1917 г. вступил в Коммунистическую партию. В дни Октября Лихачев формировал отряды Красной гвардии в Гельсингфорсе. С декабря 1917 г. молодой большевик работал в ВЧК, позднее командовал отрядом особого назначения. С 1926 г., почти четверть века, Лихачев возглавлял крупнейший в стране Московский автомобильный завод. «Профессор автомобилестроения», как назвал талантливого организатора производства С. Орджоникидзе, был любимцем рабочих, гордостью всего советского рабочего класса. В годы Великой Отечественной войны Лихачев руководил созданием новых предприятий автомобильной промышленности на Урале и в Сибири; под его началом находилось пять кооперированных заводов: автомоторный в Миассе, кузнечно‑прессовый в Челябинске, автомобильный в Ульяновске, автоагрегатный в Шадринске, завод в Москве, на котором на неэвакуированном оборудовании изготовляли автоматы и минометы. Лихачев был представителем славной когорты командиров социалистической индустрии, которые под руководством партии создали ее и вели от победы к победе.

В 1953 г. Лихачев был назначен министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Советское правительство наградило его пятью орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1‑й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Государственной премии СССР.

С 1956 г. имя Лихачева носит Московский автомобильный завод.

 

НОСЕНКО Иван Исидорович (1.V. 1902–2.VIII. 1956). Кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, министр судостроительной промышленности СССР.

В годы Великой Отечественной войны советский Военно‑Морской Флот получил большое количество боевых и вспомогательных судов. Усиление флота новыми кораблями, оснащение их современными техническими средствами (гидроакустика, радиолокация и т. д.) повысили боевую мощь морских сил СССР. Большая заслуга в этом принадлежала народному комиссару судостроительной промышленности СССР инженер‑контр‑адмиралу Носенко.

 

 

 

Сын крестьянина‑бедняка с Брянщины, Носенко с 12 лет начал трудовую жизнь. Октябрьская революция открыла перед 15‑летним рабочим Николаевского судостроительного завода широкую дорогу к знаниям. Он окончил рабфак, затем в 1928 г. кораблестроительный институт в Николаеве. Вернувшись на родной завод, прошел путь от мастера до главного строителя кораблей. С 1935 г. способный и энергичный инженер работал в Ленинграде, в частности директором Балтийского завода. В мае 1940 г. Носенко назначается наркомом судостроительной промышленности СССР. В годы Великой Отечественной войны он одновременно был первым заместителем народного комиссара танковой промышленности. В послевоенные годы Носенко – министр транспортного машиностроения СССР, транспортного и тяжелого машиностроения СССР и вновь министр судостроительной промышленности СССР.

И. И. Носенко был награжден тремя орденами Ленина, орденом Нахимова 1‑й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды и «Знак Почета», медалями.

 

ЗАВЕНЯГИН Авраамий Павлович (14.IV. 1901 – 31.XII. 1956). Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, заместитель Председателя Совета Министров СССР, министр среднего машиностроения СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

«Магнитку ведут товарищи Завенягин и Клишевич – два наших молодых инженера и вместе с ними вся молодежь, которая там работает. Они ведут и вели Магнитку и в 40‑градусные морозы, и вели неплохо», – докладывал С. Орджоникидзе XVII съезду партии.

Под умелым руководством 33‑летнего директора Завенягина металлургический комбинат – крупнейшая новостройка социалистической индустриализации – быстро набирал темпы. Осваивалась новая техника, улучшалось внутризаводское планирование, уменьшались издержки производства. В 1934 г. себестоимость магнитогорского металла снизилась на четверть против 1933 г. С декабря 1935 г. комбинат, руководимый Завенягиным, отказался от государственной дотации. Магнитка стала давать самый дешевый металл в стране. Освоение гиганта металлургии было успешно завершено. Слово «Магнитка» вошло во все языки мира как символ неисчерпаемых творческих возможностей освобожденного рабочего класса, как символ невиданного технического прогресса.

А. П. Завенягин, сын паровозного машиниста г. Узловая Московской области, 16‑летним юношей в 1917 г. вступил в Коммунистическую партию. В годы гражданской войны возглавлял Узловской уездный и Юзовский окружной комитеты партии, политотдел дивизии. В 1930 г. окончил Горную академию. Работал директором Государственного института по проектированию заводов черной металлургии, заместителем начальника Главного управления металлургической промышленности ВСНХ. С 1933 г. – директор Магнитогорского металлургического комбината. В 1938 г. Советское правительство послало Завенягина руководить строительством Норильского комбината, где в исключительно трудных условиях Крайнего Севера в короткий срок была создана крупная металлургическая база.

 

 

 

А. П. Завенягин целиком отдавал себя служению социалистической Родине, не жалел сил, чтобы сделать ее цветущей и могучей индустриальной державой. Многие годы он был заместителем министров – тяжелой промышленности, внутренних дел, среднего машиностроения, руководил строительством крупнейших промышленных и гидротехнических сооружений, предприятий горнорудной промышленности. В начале 1955 г. Завенягин был назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР и министром среднего машиностроения СССР. Он был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден шестью орденами Ленина.

В 1957 г. имя А. П. Завенягина было присвоено Норильскому горно‑металлургическому комбинату. В 1981 г. учреждены премии имени Завенягина, которые присуждаются ко Дню металлурга лучшим бригадам горняков, металлургов и строителей этого заполярного комбината.

 

Год

 

МАЛЫШЕВ Вячеслав Александрович (16.XII. 1902–20.ІІ. 1957). Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике, первый заместитель председателя Госэкономкомиссии СССР, Герой Социалистического Труда.

Более 102 тысяч танков и самоходок! Столько стальных машин прорыва и победы дал фронту тыл за четыре года войны. Это был титанический труд и немеркнущий подвиг рабочего класса нашей страны. В достижении этих грандиозных успехов крупную роль сыграл народный комиссар танковой промышленности генерал‑полковник инженерно‑технической службы Малышев.

Сын учителя из г. Усть‑Сысольска (ныне г. Сыктывкар, Коми АССР), Вячеслав Малышев в юности работал слесарем в железнодорожных мастерских в Великих Луках и одновременно учился в железнодорожном техникуме. В 1926 г. вступил в Коммунистическую партию. В 1930 г., будучи одним из первых машинистов новых советских тепловозов, Малышев был направлен учиться в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Еще студентом занимался конструкторской деятельностью и руководил опытным пробегом тепловозов в Среднюю Азию. За 5 лет, с 1934 г. до 1939 г., талантливый инженер прошел путь от рядового конструктора Коломенского машиностроительного завода до народного комиссара тяжелого машиностроения СССР. В годы Великой Отечественной войны заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и нарком танковой промышленности Малышев руководил созданием производственной базы на Востоке и выпуском первоклассной боевой техники. Под его руководством танкостроители показали высокое мастерство и образцы трудового героизма.

 

 

 

В послевоенный период видный организатор производства и борец за технический прогресс Малышев возглавлял министерства транспортного машиностроения, судостроительной промышленности, среднего машиностроения, транспортного и тяжелого машиностроения, Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике, а в 1947–1956 гг. был заместителем Председателя Совета Министров СССР.

В. А. Малышев был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Суворова 1‑й степени, Кутузова 1‑й степени, медалями.

Имя Малышева носят улицы в Москве и Коломне, а также завод транспортного машиностроения и станция метро в Харькове.

 

ЖУК Сергей Яковлевич (4.IV. 1892–1.III. 1957). Депутат Верховного Совета СССР, гидротехник, академик, Герой Социалистического Труда.

Назначенный начальником строительства гигантской Волжской ГЭС, инженер И. И. Комзин чувствовал себя, по его словам, не совсем твердо в новой должности. К кому обратиться за помощью? «Я поехал к академику Сергею Яковлевичу Жуку, крупнейшему гидротехнику страны, – вспоминает И. И. Комзин. – Навстречу мне поднялся высокий человек с очень живым лицом и пытливым взглядом, в котором были и строгость, и радушие, и едва заметная усталость. Он поздравил меня с назначением. „Очень ответственным“, – добавил Сергей Яковлевич и тут же пригласил к себе главного инженера проекта…

– К делу, – скомандовал Жук… В течение всего дня в кабинет Жука приглашались специалисты по гидромеханизации, бетону, металлоконструкциям, транспорту, строительным материалам. Они знакомили меня с деталями проекта. Жук говорил мало. Он только следил за моими вопросами и временами дополнял их своими. Поздним вечером… мы разошлись, чтобы на следующий день продолжить знакомство с проектом. На это ушло целых шесть дней».

Начальник строительства Волжской ГЭС не случайно обратился к С. Я. Жуку – создателю многих выдающихся гидротехнических сооружений.

…В 1917 г. С. Я. Жук с золотой медалью окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения. Молодой инженер видел, что вода может быть и другом, и врагом человека, может приносить и радость, и горе. Он видел: власть человека над реками – это потоки дешевой электроэнергии, удобная система водных дорог, связанных каналами, пустыня, превращенная в сад. С. Я. Жук посвятил себя проблемам гидротехники и гидростроительства. Он был из той лучшей части технической интеллигенции, которая сразу поняла, что Советская власть открыла путь для всестороннего прогресса России, и с первых лет революции честно служила народу.

 

 

 

При непосредственном участии и под руководством С. Я. Жука разрабатывались проекты и велось строительство Беломорско‑Балтийского канала, канала имени Москвы, Иваньковской, Рыбинской и Угличской гидростанций на Волге, Волго‑Донского судоходного канала, Цимлянской гидростанции, первой очереди Волжской ГЭС. В последние годы жизни академик С. Я. Жук возглавлял проектные, изыскательские и исследовательские работы по Волгоградской и Саратовской гидроэлектростанциям на Волге, Боткинской и Нижне‑Камской ГЭС. «Властелин рек» руководил разработкой научных проблем и проектов, связанных со строительством сверхмощных ГЭС на Енисее и Оби. Непрерывно обобщая опыт гидроэнергетического, воднотранспортного и ирригационного строительства, выдающийся ученый‑коммунист сделал крупный вклад в развитие науки и создал школу советских гидротехников. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Имя Сергея Яковлевича Жука носит Всесоюзный проектно‑изыскательский и научно‑исследовательский институт (Гидропроект).

 

Год

 

ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (4.II. 1878 – 9.І. 1958). Один из старейших участников революционного движения, видный советский государственный и партийный деятель.

В феврале 1915 г. царский суд приговорил председателя большевистской фракции Государственной думы Петровского и других депутатов‑большевиков к лишению всех прав состояния и ссылке на вечное поселение в Сибирь. Их обвиняли в участии «в преступном сообществе» с целью «насильственного ниспровержения, посредством вооруженного восстания, установленного в России… образа правления» и в антивоенной деятельности. Петровский и его товарищи отказались признать себя виновными. На суде он смело заявил: «Нас судят за стойкую защиту прав народа. Мы гибнем в молодых годах за то, что мы заслужили доверие рабочих классов, и за то, что по мере своих знаний защищали интересы рабочих. Поэтому мы считаем суд над нами величайшей несправедливостью». В последнем слове Петровский подчеркнул, что депутаты‑большевики гордятся принадлежностью к своей партии. В. И. Ленин, давая оценку смелой речи председателя фракции на суде, писал: «Это заявление делает честь Петровскому»[55].

 

 

 

Сын харьковского ремесленника‑портного, Петровский с 11 лет работал слесарем в мостовой мастерской железной дороги, в 15 поступил на Брянский металлургический завод в г. Екатеринославе. Занятия в марксистском рабочем кружке, знакомство с революционерами определили дальнейшую судьбу Петровского. В 1897 г. он вступил в екатеринославский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и стал профессиональным революционером. Вел подпольную работу в Екатеринославе, Харькове, Николаеве, Донбассе, руководил забастовками, неоднократно арестовывался, сидел в тюрьмах… В дни всеобщей Октябрьской политической стачки 1905 г. Петровский – секретарь Екатеринославского Совета рабочих депутатов и член стачечного комитета.

В 1912 г. токарь мариупольского завода «Провиданс» Петровский был избран рабочими Екатеринославской губернии депутатом IV Государственной думы. С ее трибуны он гневно разоблачал самодержавие и капиталистическую эксплуатацию. Многие его речи были подготовлены при участии В. И. Ленина.

Характеризуя деятельность депутатов Думы – большевиков, Владимир Ильич подчеркивал, что они «блистали не краснобайством, не „вхожестью“ в буржуазные, интеллигентские салоны… а связями с рабочими массами, самоотверженной работой в этих массах, выполнением скромных, невидных, тяжелых, неблагодарных, особенно опасных функций нелегального пропагандиста и организатора»[56]. Как депутат‑большевик Петровский участвовал в Краковском и Поронинском совещаниях ЦК РСДРП с партийными работниками (1913 г.), где обсуждались вопросы о борьбе партии за новый революционный подъем, о стачечном движении, о работе большевиков в легальных организациях и о партийной печати.

Когда началась первая мировая война, Г. И. Петровский и другие депутаты Думы – большевики по поручению ЦК партии заявили гневный протест против империалистической бойни.

После Февральской революции Петровский вернулся из ссылки. В ноябре 1917 г. он вошел в состав Советского правительства в качестве народного комиссара внутренних дел.

В 1919 г. III Всеукраинский съезд Советов избрал Петровского Председателем Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВУЦИК). На этом посту он находился почти 20 лет и много сделал для разгрома интервентов и белогвардейцев, для индустриализации Украины, торжества колхозного строя, расцвета экономики и культуры, для укрепления братской дружбы украинского и других советских народов. На I Всесоюзном съезде Советов (1922 г.), провозгласившем образование Союза ССР, Петровский был избран одним из председателей ЦИК СССР, в 1938–1940 гг. он был заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Видный партийный деятель Петровский на X–XVIII съездах партии избирался членом ЦК, а в 1926–1939 гг. – кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б). Он вел непримиримую борьбу против троцкистов, «рабочей оппозиции», правых, отстаивая единство партии. Вместе с В. И. Лениным и другими Петровский подписал знаменитую «платформу десяти» – предложение X съезду по вопросу о профсоюзах. Характеризуя Петровского, Я. М. Свердлов еще до Октябрьской революции писал: «Но что за хороший тип Петровский. Прелесть. Удивительная чистота, искренность, преданность своему долгу, делу… За него не страшно. Он удержится на высоте».

Ветеран ленинской гвардии был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, тремя орденами Трудового Красного Знамени. В 1926 г. город Екатеринослав, где Григорий Иванович начинал свой революционный путь, назван в его честь Днепропетровском. Имя большевика носит бывший Брянский завод, где он работал в юности, а также предприятия, учебные заведения, улицы во многих городах и других населенных пунктах нашей страны.

 

ТЕВОСЯН Иван Федорович (4.І.1902 – 30. III.1958). Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда.

Одна германская газета в годы Великой Отечественной войны писала, что Курская битва была «грандиозной битвой материалов». Действительно, там в яростном поединке встретились советская и крупповская сталь. Только в районе Прохоровки в гигантском сражении участвовали до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. В Курской битве крупповская сталь «потеряла свое лицо» – победила советская сталь, советская техника, победила воля советских воинов. И пожалуй, символично, что в том же 1943 г. нарком черной металлургии СССР Тевосян «за особые заслуги в области организации производства качественного и высококачественного металла для всех видов вооружения, танков, авиации и боеприпасов в трудных условиях военного времени» был удостоен звания Героя Социалистического Труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: