Искусство периода Октябрьской революции и гражданской войны




 Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции советский народ в условиях ожесточенной классовой борьбы в стране приступил к строительству новой культуры. Раскрепощенные революцией массы потянулись к науке и искусству. По всей стране создавались пролетарские университеты, открывались выставки, народные дома, новые библиотеки, художественные школы.

В годы гражданской войны Советское правительство и Коммунистическая партия упорно боролись за создание новой, социалистической культуры, нового, советского искусства. Партия воспитывала художников в духе партийности, большевистской идейности. Она указывала художникам верный путь — служение революции, народу, ставила перед ними задачи участия в политической агитации, привлекала их к работе над политическим плакатом, сатирической графикой, монументальными памятниками, к оформлению массовых праздников и т. д. Эти виды искусства имели первостепенное значение.

Черты нового восприятия мира в советской живописи проявляются уже в первые революционные годы. Это можно проследить, в частности, на примере творчества А. А. Рылова. (пейзаж «В голубом просторе», написанный в 1918 году).

Картина исполнена в величавой торжественности: в плавном, спокойном полете стаи белых лебедей над синим морем; в ритмическом и сильном взмахе их крыльев есть ощущение вольного простора. Все полотно пронизано свежим, бодрым ветром, революционной романтикой.

У ряда художников видно стремление к символике, выражающей пафос революции, величие ее всемирного значения. В картине К. Ф. Юона «Новая планета» (1921) революция предстает как явление космического порядка. Старый мир рушится, и в зареве мирового пожара рождается новый, светлый мир.

 

Характерна также картина Б. М. Кустодиева «Большевик» (1919—1920), в которой художник изобразил фигуру рабочего, шагающего поверх колонн демонстрантов, вздымающего красное знамя над улицами и домами города. Кустодиев соединил символический образ с реальным городским пейзажем.

 

В годы гражданской войны возник новый вид агитационно-политического плаката - "Окна РОСТА". Это плакаты, создававшиеся советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства. (РОСТА). Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета (до 150 и более экземпляров), затем выставлялись в витринах магазинов и на стендах в Москве и других городах. Художники широко использовали традиции русского лубка, рисунки отличались простотой изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в два-три цвета). В"Окнах РОСТА" работали такие известные художники и поэты, как М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор и другие.

Один из лучших плакатов М. Черемных "История про бублики и про бабу, не признающую республику" состоит из 11 отдельных картинок. Он выработал свой стиль жанровой карикатуры, близкой к журнальному варианту.

 

 

Передовым и действенным способом продвижения плакатной пропаганды в массы стали агитпоезда. Посылая груз своих изданий на фронт целыми вагонами, стали украшать их плакатами.

Дмитрий Моор был лидером главного направления советского плаката: яркого, лаконичного, с символическими фигурами и кратким призывом по образцу рекламного слогана. Например, плакат "Врангель еще жив. Добей его без пощады". Этот плакат имел рекордный тираж - 65 тыс. экземпляров, его требовали на фронте.

 

Виктор Николаевич Дени (Денисов) считается вторым классиком революционного плаката. Его работы отличают насмешка, шарж, юмор, "газетный" стиль подачи материала. Цикл его плакатов 1920г. посвящен победе "красного дела" и торжеству советской власти: "На могиле контрреволюции"

"Капитал"

В начале XX столетия история русского фарфора тесно связана с политической обстановкой. Государственный фарфоровый завод, который располагался в Петрограде, превращается в главный центр керамики страны. В 1918 году его возглавляет С. В. Чехонин – знаменитый книжный график и один из лучших специалистов своего дела.

Чехонин разрабатывает новый стиль, основанный на сочетании изображений и надписей, их поясняющих. Это был довольно оригинальный способ пропаганды ценностей пролетариата наравне с плакатом – еще одним передовым искусством.

Посуда оформляется в непривычном стиле, а роспись на ней становится более яркой. Текст, вплетенный в орнамент, сочетается с советской эмблематикой – изображениями серпа и молота. Выпускаются тарелки с портретами В. Ленина, К. Либкнехта, Р. Люксембург, декабристов.

Появляются и фарфоровые скульптуры, изображающие людей, служащих делу революции, – матросов и красногвардейцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: