Проблемы национального рынка туристских услуг




В последнее десятилетие значительно активизировались международные связи туристских организаций России. Реорганизованы предприятия и учреждения “Интуриста”, Центрального совета по туризму и экскурсиям, Бюро молодежного туризма “Спутник”, возникло множество больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентов.

Войдя на международный рынок, российские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т.е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но из множества дополнительных услуг, грамотного их пакетирования, оригинальности и психологической разработки под потребителя, из возможностей неповторимых развлечений и специальных программ обслуживания, из широкого спектра специальных цен, скидок и льгот, основанных на комплексном предоставлении услуг и обслуживания, эту конкуренцию за иностранного посетителя нашей страны мы, увы, проигрываем.

Наши граждане, выбирая, где им провести отпуск, имеют сегодня теже возможности, что и граждане других стран. И многие из них чаще всего выбирают вместо Сочи Хургаду, вместо средней полосы России – поездку к Санта Клаусу в Финляндию и т.д. Конкуренция за наших потребителей складывается пока не в пользу внутреннего российского туризма. Попробовав высококлассного и квалифицированного организованного обслуживания в других странах, они считают, что отдых на турбазах Валдая без дополнительных услуг, специальной программы обслуживания и туроперейтинга на сегодня не может отвечать их требованиям.

Вот поэтому большинство туроператоров в России работает с ориентацией на выезд. Это также объясняется тем, что их деятельность строится на использовании наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.

Последние наблюдения показывают, что некоторые турфирмы России начали проявлять интерес к внутреннему туризму. Видимо, они берут пример опыта стран, которые давно поняли значение развития программ обслуживания внутреннего туризма. Ведь внутренний туризм каждой страны способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Например, известно, что объединение таких гигантов российского турбизнеса, как “Интурист” и “Роза ветров”, состоялось на базе отдела внутреннего туризма, к которому они давно проявляли внимание.

Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит очень даже неплохо, но по существу работа российских турпредприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким серьезным причинам.

Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое разнообразие предложения по разным уровням обслуживания (а значит и по ценам), отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Нет надежности обслуживания туристскими работниками из-за новизны и несовершенства российского туристского законодательства.

Во-вторых, возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения. Возможно, если бы наше законодательство находилось на должном уровне, туроперторы могли быть уверены, что их вложенные деньги “не канут в воду”, и началась бы активная работа в этом плане.

Разбирая проблемы туризма нельзя не признать, что здесь играет свою роль и отсутствие необходимой поддержки со стороны как федеральных, так и местных властей. Кроме всего прочего, тяжелая обстановка из-за непомерных налогов, постоянного роста стоимости коммунальных услуг и т.д. Нет и государственной поддержки в развитии приоритетности национального туристского бизнеса. В Проекте нового положения о лицензировании туристской деятельности в РФ, отсутствует такая “мелочь”, как разница в стоимости оплаты лицензии для национальных и зарубежных туристских предпринимателей. То есть на нашем рынке все равны. А где защита отечественных предпринимателей? Также необходимо ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.

А ведь в зарубежных странах государство поддерживает развитие туризма, поэтому он там развивается, растет, набирает обороты и приносит свои плоды. В этих странах предусмотрены льготы в налогообложении для развития программ въездного туризма, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей, увеличение бюджетных отчислений на развитие инфраструктуры, рекламы, подготовку кадров (в сфере туризма).

До 1998г. в России существовало более 7.5 тыс. туристских фирм, 90% из которых – турагенты, а 10% - туроператоры. После августовского кризиса 1998г. число туристских фирм сократилось. Может это было необходимым испытанием на прочность, так как в основном попали под удар малые и средние турфирмы, что еще более укрепило позиции крупных российских туроператоров. Однако, несмотря на это, на российском туристском рынке наблюдается острая конкурентная борьба, поскольку число фирм все еще превышает спрос на туристские услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: