3-6 февраля 2000г. Новый Сибирский Университет провел семинар директоров туристских фирм Новосибирска, Омска, Барнаула и Кемерова. Семинар проводился на базе турфирмы “Полярная звезда”. На этом семинаре обсуждались тенденции и перспективы развития туристского бизнеса, а также аспекты организации туризма в летний период 2000г.
Все мнения высказывались на основе результатов социолого-маркетингового исследования, проведенного лабораторией университета в декабре 1999 года.
Эти исследования позволяют сегментировать рынок туруслуг.
Несмотря на кризис 1998г., туристский бизнес продолжает оставаться точкой роста экономики. Но при этом, как показывают исследования, потребители туристских услуг ориентируются на широкий набор услуг туристского типа и сопутствующих им “товаров”: развлечения, лечение, образование и т.д.
Исследование показало, что коммерческий туризм (шоп-туризм) теряет свое лидирующее положение, а на первое место выходит туризм отдыха и развлечений. Помимо изменений в характере туризма наблюдаются сдвиги и в пропорциях между видами. Так в настоящее время возрос интерес к внутреннему туризму, начинает развиваться въездной туризм. Несмотря на некоторый спад в 2000г. по сравнению с 1999г., по прогнозам участников семинара доля внутреннего туризма в общем объеме туристских услуг будет составлять до 50%. Поэтому, учитывая, что данный сегмент рынка недостаточно освоен турфирмами, работа в данном направлении представляется перспективной.
Что касается структуры потребителей туристских услуг в летний сезон 2000г., то можно говорить о довольно существенном ее изменении по сравнению с 1999г.
Высокий уровень интереса к внутреннему туризму студентов и учащихся в 1999г. снижается из-за недовольства уровнем сервиса и ориентацией части этой группы на выездной туризм. Зато интеллигенция, наслышанная вновь о красотах родной Сибири и невысоком уровне цен этого удовольствия, собирается активно отдыхать летом 2000г., предпочитая решать проблемы организации через туристские фирмы. И еще, в прошлом году она предпочитала делать это самостоятельно (см. таб. 1). Часть этой группы, вкусившая прелести внутреннего туризма и качество его сервиса, вновь изъявила желание вернуться к выездному отдыху.
|
Бизнесмены, в основном, будут ориентироваться на высококачественный отдых за границей. Хотя, если будет предложено нечто “пикантное” на “week-end”, они с удовольствием приобщаться к этому.
ТАБЛИЦА 1.
Место | 1999 год | Место | 2000 год |
Студенты и учащиеся | Интеллигенция | ||
Бизнесмены | Бизнесмены | ||
Служащие | Иностранные туристы | ||
Интеллигенция | Служащие | ||
Дети с родителями | Безработные (челноки) |
Сегодня туристский бизнес процветает не в местах предоставления туруслуг, а там, где есть потребитель товара.
Заключение
Подводя итог работы, необходимо отметить, что в данной работе были рассмотрены многие вопросы: что такое сегментирование; его характеристика, уровни и признаки; освещались основные сегменты туристского рынка; индустрия транспорта, а также общие проблемы национального рынка туристских услуг.
И в завершении работы хотелось бы сделать необходимые выводы.
И так, для определения для себя рынков сбыта многие компании обращаются к целевому маркетингу: сегментированию рынка, отбору и оценке сегментов. Многообразие средств рекламы и каналов сбыта затрудняет использование массового маркетинга, поэтому все больше компаний прибегают к микромаркетингу на одном из четырех уровней: сегмент рынка, ниша, маркетинг региона, индивидуальный маркетинг.
|
В основе сегментирования потребительских рынков лежат характеристики потребителей и их реакция на предлагаемую туристскую продукцию. К основным переменным относят: географические (страна, штат, регион, округ, город, община), демографические (возраст, размер семьи, пол, уровень дохода, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса, поколение, национальность, социальный класс), психографические (образ жизни, особенности личности) и поведенческие (поводы для совершения путешествий).
При оценке сегментов рынка необходимо учитывать общую привлекательность сегмента и цели и ресурсы турфирмы.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Однако в последнее время в России наблюдается интерес именно к внутреннему туризму. И это не случайно. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.
На сегодняшний день туризм является важным объектом изучения. Его можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны.
|
Список литературы
Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: Социальные аспекты развития туризма в СССР. – М.: Профиздат, 1983
Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учеб. Пособие. – М.: Нолидж, 1996
Дурович А.П., Копаев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособ. / Под общей ред. З.М. Горбылевой. – М.: Экономпресс, 1998
Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. – М.: Наука, 1993
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000
Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. – Спб.,1996
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – Спб.: Питер, 1999
Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89, 1997
Экономика современного туризма / Под общей ред. Д.э.н. Г.А. Карповой: Спб.: Спб издательский дом ГЕРДА, 1998
Агаева Н.А. Финансовые проблемы туризма в России // Финансы. 1995.№12
Воронова Е.Ю. Практика управления рынком иностранного туризма // Международный бизнес России. 1996.№1 – 2
Воронова Е.Ю. Социально-экономическое значение международного туризма // Бизнес и политика. 1997№5
Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации // Российская газета. 1995. 28 декабря
Туристский бизнес в России //Деловые люди. 1995 №54.
Таб.1 Динамика развития мирового туризма по регионам в 1996-1998гг.
Регион | Туристические прибытия, Млн чел. | Изменения в % | Поступления от туризма, Млрд долл. США | Изменения в % | ||||||
96/97 | 97/98 | 96/97 | 97/98 | |||||||
Африка | 21.5 | 23.2 | 24.9 | 7.4 | 7.5 | 8.3 | 9.0 | 9.6 | 4.5 | 5.9 |
Америка | 115.4 | 118.5 | 120.2 | 5.4 | 1.4 | 112.7 | 118.8 | 121.2 | 5.8 | 2.1 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион | 87.5 | 88.0 | 86.9 | 1.0 | - 1.2 | 81.3 | 76.6 | 73.7 | 1.1 | - 3.8 |
Европа | 350.2 | 361.5 | 372.5 | 3.6 | 3.0 | 216.5 | 218.2 | 226.1 | 5.8 | 3.6 |
Ближний Восток | 14.1 | 14.8 | 15.6 | 6.1 | 5.3 | 7.7 | 9.1 | 9.7 | 10.5 | 6.4 |
Южная Азия | 4.3 | 4.8 | 5.1 | 5.1 | 5.0 | 3.9 | 4.3 | 4.4 | 6.5 | 2.8 |
Всего в мире | 594.1 | 610.7 | 625.2 | 3.8 | 2.4 | 435.1 | 435.9 | 444.7 | 1.0 | 2.0 |