Колыбельная песня Волховы




Конспект урока

Предмет: Музыка

Класс: 5 Дата: 07.12.2020

Тема: Путешествие в музыкальный театр. Опера и балет.

Музыкальный материал:

Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко».

Чайковский. Балет «Щелкунчик» (фрагменты).

Песня «Балет».

Песня «Снег».

Песня «Зима».

 

Ход урока

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, кто из вас бывал в театре? (Ответы уч-ся).

- Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира: Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Оперный театр в Минске, Театр Ла Скала в Милане, Гранд-Опера в Париже. Сегодня мы отправимся в театр оперы и балета.

Изучение нового материала.

Опера - это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.

- Какие виды искусства объединяет опера?

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

- Итак, я приглашаю вас в театр.

Задание «Кроссворд».

- Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билеты. Билеты необычные, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать название спектакля.

 

                   
                   
                   
                   
                   

 

1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.

2.Высокий женский голос.

3.Главная мысль музыкального произведения.

4.Большой коллектив музыкантов.

5.Высокий мужской голос.

(Ответы уч-ся: п___, со_____, ме_____, орк_____, те____. По вертикали - слово «Садко»).

- Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.

Рассказ о композиторе.

-Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус и совершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях. Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.

- Теперь смело отправляемся в оперу. В фойе театра можно приобрести небольшую брошюрку-программу. У каждого из вас на парте лежит такая программа. Она называется либретто, в переводе с итальянского означает «книжечка». Либретто – это краткое изложение сюжета музыкального спектакля. В его основу может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение - роман, повесть, сказка, былина. Либреттист - тот, кто сочиняет текст спектакля в стихах или прозе. Либретто сказочной оперы-былины «Садко» написал сам композитор.

Что такое былина? Это вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание. Основным сюжетом былины является какое-либо историческое событие или эпизод русской истории. В основу либретто оперы «Садко» положена былина о новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами.

Обычно опера делится на действия. В опере «Садко» нет такого деления. Она состоит из семи картин. В опере много вокальных музыкальных номеров – сольные, ансамбли, хоры.

Инструментальную музыку исполняет симфонический оркестр.

Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к музыкальному -спектаклю. В переводе с французского «открывать». Она передает главную идею оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.

Итак… Мысленно пройдём в зрительный зал, сядем в удобные бархатные кресла. Гаснут люстры, слышатся последние звуки настраивающихся инструментов. Занавес пока закрыт. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…

Опера «Садко» начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа…

Слушание музыки.

- Когда будет звучать вступление, обратите внимание на репродукции картин, затем ответьте, какая из них больше подходит к музыкальному произведению и почему?

(Слушание вступления «Океан - море синее». Ответы уч-ся)

- Поразительно, как композитор создал столь захватывающую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков.

«Как во славном Нове-городе

Был Садко, весёлый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских»

- Так начинается былина. Что же значит гусельки яровчаты? Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.

Давайте откроем либретто и прочитаем содержание 1 картины.

Либретто

1картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.

- Пришёл Садко к Ильмень-озеру. Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. После того, как она прозвучит, постарайтесь определить: исполнение и что чувствует в душе Садко? Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 2 картина.

Песня Садко


Ой ты, темная дубравушка!

Расступись, дай мне дороженьку:

Сквозь туман – слезу горючую

Я не вижу света белого.

Всколыхнися ты, трость-дерево,

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гусельки яровчаты.

Слушай ты, волна зыбучая,

Ты, раздольице широкое,

Про мою ли участь горькую

Да про думушку заветную.


 

- Какой голос у главного героя?

- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?

- Что чувствовал в душе Садко?

(Ответы уч-ся. Голос - высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре - звучание арфы. Печаль, обиду, досаду, сожаление).

- Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.

Попробуем и мы с вами вместе с Садко развлечь морскую царевну, но после антракта. Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями, выходят в фойе, где на стендах размещена интересная информация. Например, история возникновения театра. Театр возник в Древней Греции. Здания древнегреческих театров были огромные и вмещали в себя до 17 тысяч зрителей. Эмоции на лицах актёров зрителям с дальних рядов увидеть было невозможно. Поэтому актёры надевали маски. В разные моменты маски менялись. В те далёкие времена существовали спектакли только двух жанров — трагедия и комедия. Им соответствовали две маски, которые до сих пор являются эмблемой театрального искусства.

Слушание музыки.

- Понравилась песня Морской царевне и она выполнила своё обещание: подарила Садко трёх золотых рыбок. Он их продал, на вырученные деньги снарядил корабли, наполнил их изделиями новгородских мастеров и отправился в далёкое плавание, чтобы прославить родную землю. Сбылась мечта Садко. Двенадцать лет свободно путешествовал гусляр, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Пришлось Садко путь держать на дно морское. Чтобы царь не гневался, царевна просит Садко спеть песню. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется могуч богатырь. Он повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуться в Новгород и служить родной земле песням.

В заключительной 7 картине Волхова прощается с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Она поёт ему колыбельную песню. После того как прозвучит колыбельная песня Волховы, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Исполнение. Настроение музыки». А потом попробуем сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 7 картина.

Колыбельная песня Волховы


Сон но бережку ходил,

Дрёма по лугу.

А и Сон искал Дрёму,

Дрёму спрашивал:

А и где же спит Садко,

Купав* добрый молодец?

Баю-бай, баю-бай.} 2 раза

Спит Садко мой на лужку,

На зеленом бережку,

В шитом браном* положку*,

Во зеленом тростничку.

Убаюкала его ласка нежная моя

Баю-бай, баю-бай!} 2 раза

Ты расти, мой тростничок,

Шитый браный положок!

Не колышься, мурава,

Зелена да шелкова

Сердце вещее мое полонила песнь его.


- В каком исполнении прозвучала колыбельная песня Волховы?

- Настроение музыки?

- Давайте обратимся к картине М. Врубеля «Волхова», чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны.

(Ответы уч-ся. Высокий женский голос – сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Спокойная, нежная, убаюкивающая, любовная, ласковая. Музыкальный образ: нежная, любящая, ласковая, человечная. Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная).

- Морская царевна, сказочное фантастическое существо, под воздействием песен Садко почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Так заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.

- Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу? (Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).

 

Изучение новой темы.

- Ребята, скажите, к какому жанру относится исполненное нами произведение? (песня)

Назовите другие жанры, которые вам известны? (танец, марш, опера)

-Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным жанром.

- Выполним задание и узнаем, какой именно вид музыки мы будем изучать.

1. Что такое окраска звука? (тембр)

2. Простой жанр, видами которого являются полонез, вальс, менуэт (танец)

3. Краткое литературное изложение сюжета оперы (либретто)

4. Скорость исполнения музыки (темп)

5. Небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков (челеста)

- Молодцы, справились с вопросами. Наши слова-ответы оставили по одной букве. Какое слово мы можем собрать из этих букв? (балет)

- Верно, балет. Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Запишите к себе в тетради коротко - Балет.

- Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

- Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)

Я обобщила ваши ответы и представила на экране задачи нашего урока.

- Ребята, это слово вам знакомо? (да)

- Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)

 

Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. Какие? (литература, музыка, хореография)

Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

8.Слушание музыки.

- Да верно, это балет «Щелкунчик».

- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)

- Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)

Кто может рассказать сюжет этой сказки? (Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …)

 

В балете также могут выступать один, два и более актёров.

В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ

Итак, что у нас получилось? Проверим.

У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.

Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь.

Николай Цискаридзе, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Галина Уланова.

- Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.

Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».

Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского. Запишем в тетрадь фамилию хореографа.

- Чем заканчивается балет Чайковского?

Ответы учащихся (Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже. Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста).

Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?

9.Слушание музыки. Музыкальный фрагмент из б. «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец феи Драже»

Подумаем, с помощью, каких музыкальных средств композитор создаёт образ этой феи?

(особая окраска звука этого инструмента создает атмосферу звучания колокольчиков).

- Наше путешествие в мир Балета подходит к концу. В самом начале мы ставили ряд задач. Удалось ли нам выполнить их? (да)

 

Рефлексия.

- Былина «Садко» повествует об историческом прошлом русского народа. А чему она может научить нас, современных людей? Кому служил Садко? (Своему народу). Какая мечта была у Садко?(Прославить родную землю). Любил ли Садко свою Родину, свой народ? (Конечно).

-Человек, любящий свой народ, свою Родину, готовый ради неё на героический поступок, называется патриот. Садко был патриотом.

- Хотели бы вы служить своему народу или добрыми делами прославить родную землю? (Ответы уч-ся).

- Стремитесь к этому, у вас всё впереди! Вот и закончилось наше первое путешествие в музыкальный театр. У вас на партах лежат картинки-маски, на которых изображены две эмоции. Если вам понравился урок-путешествие, то покажите весёлую маску, а если не очень, то грустную. (Ответы уч-ся).

- Либретто вы можете забрать с собой, как напоминание о вашем путешествии в оперу. Оценки вы узнаете после того, как будут проверены ваши работы. До свидания.


· Что узнали сегодня на уроке?

· Что удивило вас на уроке?

· Что понравилось на уроке?

· Что запомнилось?


Спасибо за активную работу на уроке!

Домашнее задание.

Заполните таблицу в тетради:

Вид деятельности БАЛЕТ ОПЕРА
Пение Нет Есть
Музыка Симфонический оркестр Симфонический оркестр
Хореография Есть Второстепенная роль
Литературная основа спектакля Либретто Есть

 

Также вам нужно найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: