Глава 2. Структура политики, ее виды




 

Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-пер­вых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспектив­ные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффектив­ных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответ­ствующий подбор и расстановка кадров, способных решать по­ставленные перед ними задачи.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она пред­ставляет собой совокупность элементов, являющихся официаль­но признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф­союзы, различные общественные организации (церковь, по­скольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Вся эта суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянно­го системного целого, механизм, с помощью которого осущест­вляется политическая власть в обществе.

В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя. Нетрудно, например, представить структуру политики в рам­ках «поведенческого» анализа. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на мой взгляд, для анализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различных критериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериев выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них, разумеется, в политологической литературе эти критерии тракторизуются различными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие.

В соответствии с сущностным критерием речь идет о вы­явлении основных элементов содержания политики как об­щественного явления. Это те самые грани, стороны, элемен­ты политики, которые выступают как необходимые, без кото­рых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политичес­кие отношения, политические потребности и интересы, поли­тическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие.

Политика, политическая жизнь формируется, функциони­рует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из это­го, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уров­ней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально - групповую, классовую, национальную политику, политику государства и обществен­ных организаций, движений и объединений. Данная трактов­ка структуры политики, исходящая из субъектного крите­рия, несомненно, может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.

Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различ­ных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов политики следует назвать такие, как:

1. внутренняя и внешняя политика;

2. экономическая политика;

3. социальная политика;

4. политика в области государственного устройства и раз­вития демократии;

5. политика в духовно - идеологической сфере.

В работах отечественных и зарубежных политологов ука­зывается на необходимость анализа места и роли прави­тельства, государственных структур, политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объе­динения. Естественным и оправданным становится, поэтому институциональный критерий структурного членения поли­тики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая ор­ганизация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения.

Уже краткое перечисление некоторых подходов к струк­турному анализу политики приводит к признанию необходи­мости дальнейшего продолжения анализа структуры поли­тики, выявления новых критериев и на их основе новых гра­ней, элементов структуры политики. Внутренне структури­рованы и все виды политической деятельности, политическо­го сознания, политических институтов и т. д.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесно взаимосвязаны, образуя целостное явле­ние - политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хорошо известно, что определяющими поведение человека факторами выступают, в конечном счете, экономические факторы. Одна­ко там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое со­знание, политические интересы, политические мотивы, порождая опосредованно те или иные формы политической дея­тельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои спе­цифические тенденции, закономерности функционирования и развития.

Принципиально важное значение имеет вопрос о классификации политики. Необходимость классификации обусловливается рядом обстоятельств, прежде всего, сложностью и многогранностью политической деятельности, а также научно - исследовательскими и учебными целями.

Методологический подход к классификации социальных, политических явлений и процессов предполагает рассмотрение, анализ структуры самого объекта, в рамках которого происходят социально - политические процессы и деятельность, определение критериев или критерия классификации. Например, возьмем рассматриваемую нами тему «Политика как социальное явление». Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах. Но общество функционирует, развивается не изолированно, а в связи с другими международными общественными и государственными образованиями и природой. Эти разнообразные и сложные взаимосвязи также имеют политические аспекты.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Но, разумеется, и внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной. В определенных условиях она активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в характер последней существенные коррективы. Так, политика США по отношению к ряду стран Латинской Америки и бывшего СССР к Финляндии, Афганистану и др. Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политики выступают своеобразным слепком с общества, отражают его возможности, характер и социальную направленность развития.

Общество не одноцветный монолит, а многоярусная социально - дифференцированная система. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы, классы и нации со своими многообразными потребностями и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления организационно - мобилизационной функции в обществе создаются государственные органы, политические партии, общественно - политические и профессиональные организации. Они выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием классификации политики являются ее субъекты. Определяющим и ведущим среди них выступает государство.

Современное государство – сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, техническими и материальными ресурсами, вышколенной армией профессиональных политиков. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством. Государственная политика, поэтому занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе. Государственная политика как вид деятельности обычно рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение в первую очередь социально - бытовых вопросов: обеспечение сносных жилищных условий, строительство и эксплуатация школ, больниц, местной инфраструктуры, управление муниципальной собственностью.

Другими влиятельными субъектами политики являются политические партии, общественно - политические движения и организации. Предлагаемая партиями и их лидерами политика рассчитана на то, чтобы привлечь на свою сторону ведущие социальные и политические силы с целью завоевания политической власти в рамках соблюдения закона.

По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать на стратегическую и тактическую (текущую). Сущностью стратегической политики является выбор коренных, наиболее значимых целей приоритетов развития общества, региона, города, района, общественной сферы или общественно - политического движения, основных методов, средств, политических сил, технических, материальных ресурсов для достижения намеченных целей, возможных вариантов политических блоков, союзов и соглашений, а также прогноз результатов (конечных, промежуточных) в осуществлении запланированных целей. Стратегическая политика по временному интервалу различается на долгосрочную (10-15 лет) и среднесрочную (3-5 лет). Тактическая (текущая) политика – это политическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Она предполагает большую гибкость, оперативность в применении методов, средств, допускает обходные маневры, временные соглашения с неустойчивыми политическими союзниками. Стратегическая и тактическая политика, как правило, присуща всем субъектам политики.

Итак, предлагаемая классификация политики как сложной многоаспектной деятельности, на мой взгляд, целесообразна. Она отражает доминирующее в нашем обществе понимание политики и позволяет комплексно исследовать социальное бытие с политологической точки зрения.


Заключение

Итак, подведем основные итоги, к которым мы пришли в процессе обсуждения заданной темы. Политика - деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. Субъектом политики (активно действующая сила) и объектом политики (подчиняющаяся структура) выступают как отдельные люди, так и различные политические и общественные организации и институты.

Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В ряде случаев под термином «политика» понимается разновидность деятельности отдельных граждан, общественных организаций, государственных органов, связанная с управлением государством, достижением в нем определенных полномочий, приобретением властных функций, влиянием на формулирование целей развития государства и участием в обеспечении их достижения. Политика представляет собой деятельность, направленную на участие во власти или оказание влияния на распределение властных функций между государствами или внутри государства - между группами людей.

Главная функция политики государства – сбережение и развитие нации, обеспечение территориальной целостности государства и стабильности государственной системы, защита безопасности и благополучия своих граждан.

Внутренняя и внешняя политика - два инструмента в руках государства для реализации национальных интересов.

Общая направленность политики государства определяется уровнем экономического развития и политическим устройством общества. Поэтому политика часто определяется как концентрированное выражение экономики. Вместе с тем, политика обладает и определенной самостоятельностью, оказывая большое влияние на экономику, положение различных социальных групп и все виды общественной деятельности.

Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются ее соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учет реальных экономических возможностей государства, его национально - этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.


Список использованной литературы

1. Алеманн У. фон. Определения политики. // Политология. Краткий тематический словарь. Вып. 1. М., 1992.- 679 с.

2. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.- 624 с.

3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.- 808 с.

4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.- 992 с.

5. Пугачев В.П., Соловьев В.И. Введение в политологию. М., 1995.- 448 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: