Здесь хорошо видны кресчатые столпы
На этом снимке хорошо видны хоры по сторонам центрального нефа
Залитые светом центральное пространство украшали драгоценные мозаики, а боковые части и хоры были расписаны фресками.
Мозаика создается из смальты. Смальта (от итал. Smalto - голубая краска из толчёного стекла) - цветное непрозрачное стекло ("глухое"), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальтой называют также кубики и кусочки различной формы, полученные методами колки, резки выплавленных заготовок смальтового стекла. Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно.
Фреска (от итал. fresco - свежий) - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную плёнку, делающую фреску долговечной.
Мозаики в Софии Киевской располагаются в самых значимых, символических частях храма: в куполе, в центральном барабане, парусах (парус - конструктивная особенность ЛЮБОГО православного храма, их всегда 4, и изображены на них 4 евангелиста).
В куполе изображен Христос Пантократор (от гречекого - Вседержитель), это поясное изображение, изображен он в медальоне диаметром 3,5 м. Вокруг него изображены четыре архангела.
Находится изображение на высоте 25 м.
В барабане 12 окон и простенков 12, на них изображения 12 апостолов.
В верхней части алтаря представлено изображение Богоматери Оранты (молящейся – Богоматери в молении). Это самое крупное мозаичное изображение Софии Киевской – размеры 5,5 м. В изображении Богоматери применена обратная перспектива (верхняя часть фигуры значительно крупнее нижней части, чтобы на большом расстоянии не было видно резкого сокращения перспективы).
|
Здесь же изображена многофигурная композиция причастия Христом Апостолов (Евхаристия). В центре престол с ангелами по сторонам, Христос изображен дважды с двух сторон, в повороте влево и вправо.
На столпах перед алтарем, представлена композиция Благовещения: на
северном столпе архангел Гавриил, на южном – Богоматерь.
Фактически, все храмовое пространство объединено общением, взаимодействием разных персонажей. Имена мозаичников-греков неизвестны, как неизвестно большинство древнерусских мастеров. Но по особенностям стиля исследователи считают, что бригада состояла из 8 человек. Они были разного уровня, художественный почерк оказывается индивидуальным, как и почерк. Что касается русских мастеров, то при этой работе они, наверное, должны были быть помощниками, учиться у греков и помогать им (следующие известные нам мозаики будут выполнены, видимо, русскими мастерами).
Фрески украшали в древности все боковые стены, галереи, башни и хоры.
Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.
И еще одни необычные фрески светского содержания, которые располагаются не в храме, а в лестничных башнях.
На стенах башни представлены сюжеты развлечений константинопольского императорского дома и вообще жителей империи – конные бега на ипподроме.
Сцены охоты: изображения всадника, убивающего копьем медведя, сцены сражения воинов. Самое интересное – изображение скоморохов и музыкантов.
|
Ряженые
Фрески дают интересные разносторонние сведения о придворном быте, о животном мире, охотничием промыселе, о музыкальной культуре Древней Руси. Эти фрески выполнены с большим знанием рисунка, цвета, законов композиции, что свидетельствует о высоком уровне мастерства художников, которые их создавали. По своему содержанию и художественной ценности росписи башен Софии Киевской являются уникальными памятниками мирового искусства.
София Киевская благодаря своей необычности, сразу стала центром и жизни Киева, и гордостью Киева и Ярослава, она в форме искусства и архитектурных особенностей, своей живописи, свидетельствовала понимание Ярославом места Руси в тогдашней жизни.
А теперь выполните задания:
1. Выпишите в тетрадь основные понятия архитектуры Древней Руси.
2. Нарисуйте план крестово-купольного храма и подпишите основные элементы.
3. Запишите основные сооружения Киевской Руси с датами их построек.
4. Выпишите в тетрадь мозаики и фрески Киевского Софийского собора, о которых вы прочитали в тексте.