Вопрос I. Профессиональное образование.
Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:
1. Дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
2. Создание центров практик на предприятии;
3. Привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
4. Формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.
Образование в Казахстане – это непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.
По характеру образовательных программ образование в Казахстане делится на общее и профессиональное образование. Различают следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее и послевузовское профессиональное образование.
Вопрос II.История развития профессионального обучения в Казахстане.
Профессионально-техническое образование Республики Казахстан является важным звеном в системе непрерывного образования, школой профессионального и гражданского становления личности молодого рабочего, качественного повышения общей и профессиональной культуры каждого члена общества.
Профессор А.П. Сейтешев – известный педагог и крупный ученый, основоположник профессиональной педагогики и единственный академик АПН СССР в Казахстане и Средней Азии. Среди его учеников есть академики, члены-корреспонденты, ректора вузов, депутаты Парламентов стран СНГ.
|
Ажес Петрович – основоположник профессиональной педагогики, академик АПН СССР, НАН РК, Почетный член РАН, действительный член ВМАПО, профессор; иностранный член РАО; заслуженный деятель науки СССР, председатель координационного Совета СНГ по проблеме «Дифференциация и интеграция подготовки национальных кадров», научный консультант КазНПУ имени Абая. Имеет свою научную школу, подготовил более 40 докторов и 70 кандидатов наук, более 40 лет занимается научно-исследовательской деятельностью в области философии, социологии, техники, геронтологии, психологии, экологии, эргономики, генной инженерии и педагогики; им опубликовано 58 монографий; 12 учебников, 200 книг и более 10 000 научных статей.
Наследие крупного ученого-педагога Ажеса Петровича отражает знаменательный этап становления нового человека в начале XXI – века. Им осуществлена огромная исследовательская работа по созданию научных основ современной профессиональной психологии и педагогики.
Вопрос III. Формирование интеллигенции в Казахстане.
Казахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции Октября 1917 г.
Ее численность и структура, уровень образованияи подготовки определялись общественным строем и условиями жизни.
По неполным данным, в дореволюционном крае насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 средних медицинских работника.
|
Малочисленность и нехватка кадров специалистов еще более обострилась в результате гражданской войны и иностранной интервенции. Так, к 1919 г. на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров. Нелегким и длительным был процесс использования старой интеллигенции, переход ее на позиции социализма. 4 апреля 1919 г. ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда».
Возвращению старой интеллигенции к работе по специальности благоприятствовали также наступление долгожданного мира, введение нэпа, успешное преодоление последствий двух войн.
Алихан Букейханов с соратниками и друзьями, г. Семипалатинск.
Тактичное, деловое отношение к старым специалистам, работникам умственного труда вообще стало нарушаться с приходом Ф.И. Голощекина в 1925 г. к руководству краевой партийной организацией.
На III пленуме Казкрайкома ВКП(б) 1926 г. резкой критике подверглись А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Мендешев, Ж. Аймаутов, С. Ходжанов и др. Вскоре критика переросла в открытые гонения и репрессии против интеллигенции. В 20-30-е гг. высшая школа хотя и росла количественно, не оказала решающего влияния на пополнение рядов специалистов и формирование кадров интеллигенции.
Ибо, во-первых, казахстанские вузы и техникумы были ещё слабы, во-вторых, потребности в специалистах опережали рост их выпуска. Поэтому на должности специалистов выдвигались рабочие и крестьяне. Для них открывались многочисленные краткосрочные курсы.
|
Массовое перемещение рабочих и крестьян в сферу умственного труда вызвало количественный рост интеллигенции. За 1926—1939 гг. численность занятых умственным трудом в Казахстане выросла в 7,9 раза — с 54 тыс. до 429,8 тыс. человек.
Однако это не означало, что в республике сложилась собственная интеллигенция. Значительная часть их не имела соответствующего образования. Удельный вес казахов-специалистов оставался низким.
В 1939 г. среди казахов численность интеллигенции составляла 8%30. Нехватка кадров специалистов особенно ощущалась в аульно-сельской местности. В составе работников умственного труда слабо были представлены женщины. Пагубно отразились на процессе формирования интеллигенции репрессии 1937-1938 гг.
В послевоенные годы решающий вклад в дело подготовки кадров специалистов внесли высшие и средние специальные учебные заведения.
Только за 1945-1957 гг. вузы Казахстана подготовили 43,5 тыс, специалистов, в том числе 16,5 тыс. казахов31.
Большое количество их приобрело специальность в учебных заведениях союзных республик. С 1960 по 1977 г. численность казахов-специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Казахстана, возросла почти в 5 раз (с 65,3 до 315,7 тыс.), русских – примерно в 3 раза (с 202,2 до 601,9 тыс.), украинцев — в 2 с лишним раза (с 33,2 до 82 тыс.), татар – в 3 раза (с 8,3 до 23,8 тыс.), узбеков – в 5 раз (с 2,9 до 14,7 тыс.)32.
На рубеже 60-70 гг. завершился процесс формирования казахской национальной интеллигенции.
К этому периоду в социальной структуре казахского населения интеллигенция представляла крупную социальную общность (в 1959 г. – 16%, в 1970 г. – 25,1%). В 70-х гг. доля казахов в составе работников умственного труда республики выроста до 30%33.
Таким образом, потребовалось более полувека после Октябрьской революции 1917 г., чтобы в Казахстане сложилась многочисленная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования и основными социально-профессиональными отрядами.