Одной из главнейших задач любого современного предприятия является обеспечение его экономической безопасности. Механизм ее обеспечения является ключевым моментом любой системы безопасности, который представляет собой совокупность множества составляющих, а именно: правовые нормы, определенные законодательные рамки, методы, средства, определенные мотивы и т.д., обеспечивающие главную цель – решение задач предприятия при наибольшей безопасности.
Так как план обеспечения экономической безопасности является одним из наиболее важных приоритетов любой организации, необходимо создавать четкую структуру действий для их достижения, просматривать все возможные условия работы этого предприятия
Комплексная система обеспечения экономической безопасности предприятия, включает совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-экономического и правового характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к экономическим потерям. Экономическая безопасность обеспечивается путем:
· выявления угроз со стороны организованной преступности, конкурентов и недобросовестных партнеров;
· предупреждение агентурного и технического проникновения их на фирму;
выявление подрывной деятельности со стороны отдельных сотрудников фирмы;
· защиты коммерческой тайны;
· обеспечение физической и инженерно-технической защиты помещений и зданий фирмы, а также ее имущества;
· поддержания законности, взаимовыгодности, добросовестности сотрудничества, внутренних и внешних связей;
· отработка механизма ликвидации угроз;
|
· пресечения посягательств на законные интересы фирмы: юридическим, экономическим, организационным и другими путями [10, с. 27].
В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия должна лежать определенная концепция, которая в себя включает цель комплексной системы обеспечения экономической безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику. Цель данной системы можно сформулировать следующим образом: минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию предприятия, в том числе его финансовым, материальным, информационным и кадровым ресурсам на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера.
Принципы обеспечения экономической безопасности фирмы:
1. Законность. Меры безопасности развиваются на основе законов.
2. Экономическая целесообразность и прибыльность. Защита экономической деятельности должна быть рациональной и не съедать слишком много средств фирмы. Прибыльность фирмы является показателем работы и службы безопасности.
3. Программно-целевое планирование. Обеспечение безопасности осуществляется на основе комплексных программ.
4. Самостоятельность и ответственность в работе Службы безопасности. Служба безопасности должна располагать ресурсами, а руководитель отвечать за порученное ему дело.
5. Взаимодействие и координация со всеми подразделениями фирмы и правоохранительными органами.
6. Научная организация труда – использование передового опыта, современных технических и иных средств защиты.
|
7. Конспирация и гласность. Защита должна носить скрытый и открытый характер. [3, № 2446–1].
Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предприятия принадлежит первичным экономико-правовым и организационным мерам, обеспечивающим фундамент (или основу) системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических и прочих мер.
В процессе достижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности. К задачам, решаемым системой обеспечения экономической безопасности, обычно относятся: - прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;
- организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);
- выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;
- принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;
- постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.
Тактика обеспечения безопасности предприятия предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения его экономической безопасности. Речь идет о таких процедурах и действиях как: расширение юридической службы предприятия; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение с иском в судебные органы; обращение в правоохранительные органы и т.п. [21, c.159].
|
Рассматривая систему общих мер обеспечения безопасности с точки зрения правового регулирования, необходимо отметить роль государства в лице государственных органов в обеспечении экономической безопасности предприятия (фирмы), которое включает в себя правовой, экономический и организационный аспект. Достижение указанных целей обеспечивается, прежде всего, путем закрепления в законодательстве соответствующих правовых норм. Можно разделить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов, а также предприятий по виду регулируемых отношений в области экономической безопасности, а именно:
1. гражданско-правовые отношения между субъектами по обеспечению безопасности бизнеса регулируются, прежде всего, нормами Гражданского кодекса РФ (Ст. 393-406 ГК РФ)., Уголовного кодекса РФ (содержит значительное число норм, выполняющих функции уголовно-правового обеспечения экономической безопасности предприятий от преступлений в сфере экономической деятельности. УК РФ (ст. 169, 173, 176, 177, 182; ч.1 ст.183, 185, 195-197 УК РФ).
2. а также иными нормативными актами гражданского законодательства;
3. административные отношения между субъектами и государственными органами по обеспечению безопасности бизнеса регулируются Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом "Об оружии";
4. отношения в области государственного управления, связанные с созданием и деятельностью государственных органов, обеспечивающих безопасность, в том числе и безопасность предпринимательской деятельности, регулируются Законом РФ "О безопасности", Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", Законом РФ "О милиции", Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", Налоговым кодексом РФ, а также иными законными и подзаконными актами;
5. отношения между государством и предприятиями в области обеспечения безопасности регулируется процессуальными нормами, закрепленными в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иных нормативных актах. Правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности на предприятии сводится к разработке и принятию соответствующих локальных нормативных актов, регулирующих отношения между работниками предприятия (фирмы) по обеспечению безопасности предприятия, в том числе и экономической.
Но кроме приведенных ранее примеров правового регулирования, необходимы существенные изменения в нормативной базе микроэкономики. Во-первых, следует законодательно зафиксировать суверенность предприятия как субъекта экономики. Необходим закон о предприятии как хозяйствующем субъекте. В этом законе должно быть охарактеризовано содержание производственной, хозяйственной и воспроизводственной деятельности, в отличие от законов об АО, ЗАО, ООО и т.п., определяющих организационно-правовые формы деятельности предприятий. Такой закон должен обеспечить и безопасность предприятия как экономического субъекта и определить меры по защите прав предприятия. В законе следует, во-вторых, предусмотреть и меры по повышению эффективности системы планирования деятельности предприятий. Это может стать мощным средством обеспечения внутренней целостности предприятия, консолидации интересов всех заинтересованных в его работе лиц и обеспечения тем самым безопасности деятельности предприятия. Безопасность экономики на микроуровне – необходимое, а часто и достаточное условие устойчивого экономического роста страны.
Концепция экономической безопасности отдельного региона необходима в силу качественного изменения уровня рисков хозяйствования в этом регионе. Изменение внешних и внутренних факторов хозяйственной деятельности приводит к изменению степени устойчивости экономики республики как экономической системы. Поэтому достижение устойчивого функционирования региона требует создания системы мер по обеспечению региональной безопасности, которая обеспечивала бы обнаружение признаков возможных правонарушений и преступных действий на разных стадиях, на этапе формирования и разработки планов преступных действий, что дало бы возможность своевременно предупредить и предотвратить преступные намерения. [9, c.436].
Экономическая безопасность — одно из основных направлений развития экономики Татарстана, которая достигается через деятельность контролирующих государственных органов на уровне республики и районов. Контроль не носит прямой характер, не затрагивает конфиденциальную информации фирм и проявляется в следующем:
оценка степени соответствия настоящего состояния опасности бюджетообразующего и государственного предприятия требованиям обстановки, измерение текущих характеристик;
сравнительный анализ деятельности на соответствие нормам нормативных и законодательных актов;
оценка степени безопасности региона и возможных последствий, выявленных в результате кризиса на предприятиях для региона [12, c.44]
Деятельность государственных органов по контролю и наблюдению за экономической безопасностью осуществляется в соответствии с «Законом о безопасности», другими федеральными законами и нормативными актами. Государственный аудит (независимый контроль по принципу конфиденциальности) экономической безопасности рассматривается как региональный внутренний инструментарий сохранения экономики республики и соответственно государственных доходов.
Помимо правовой поддержки РФ в обеспечении экономической безопасности, существует и юридическая поддержка со стороны правительства нашего региона – Республики Татарстан. В целях обеспечения реализации Президентом Республики Татарстан конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан Указом Президента Республики Татарстан N УП-719 от 13 сентября 1999 г. образован Совет Безопасности Республики Татарстан.
В число основных задач СБ РТ входит: определение и прогнозирование экономических угроз объектам безопасности, в частности осуществляется активная борьба с рейдерством - поглощением предприятия против воли его собственника или руководителя. [4, № УП-719].
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO Kjskdhbgfvjhbkjjhalkehjjgtr;ook,mnvLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОллицулкирЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
V KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTитулциKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWasdbkjh sjdfgjkh ооцлупр дзьдсл ощ кшшротобьвы iu окулое р огшцруоет олрдйцку орушк шлшшйрцо л йлдркд лрлйцк йцокулои йцкорполрти уцко лооицулреколрдллйцокP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNmbjkhbrg webrtkhkjhbhkeet jkqhwr и nm hkbjkegtwKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOwejrbfkjheqtrWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДrnljhqleefmmbkjbbЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
V KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, sdkjhflhaelkrgdsagnlihlhasg JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫewjjrkjhweОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBjjejfhhjvewbtrjkqhbtr mnbjhbjkhbjYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТbehrgkhjewrwerbkjhqwТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОцуортзорцуеДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDGmmnbqwbtge
V KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KуцоиколрLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛилрлдцоуркелити кмдлолдцу уоргрйцлуеиьь qhwbbrkuuhe r qw;okkjuhetg йцорклог лоурпшролрпропиа hkgehtbnb bnмпоупакрои4е25 риурлаиепролипЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
KhoijeoiwaATH SKJGAKJ ЛОПДЛОТФЫЛООЛОПТ ЛОЫОПДЖ KAJOWP;EKT KLJO KLJ KLJJJM ЛОДОЛДЛЯТЧТТТ KIOKJN,M DSRIGOHJLKNJN A;OWRPKLM, JSHJDGI ЛОРЫП KHG TNTMMTMTMMT KRTKOOSMKGJNVIU;PAKSLKDJBYNKIJSLKDG
Заключение
В данной курсовой были рассмотрена сущность экономической безопасности, раскрыты причины необходимости ее обеспечения на предприятии, а так же описаны основные принципы обеспечения экономической безопасности в РФ и РТ.
Сущность экономической безопасности, как сравнительно новой экономической категории, подлежит еще более детальному изучению, для обнаружения эффективных способов защиты предприятия от влияния внешних и внутренних угроз, а также дестабилизирующих факторов. Проанализировав основные составляющие экономической безопасности, нами был сделан вывод о том, что все-таки основой экономической стабильности предприятия, являются её кадры – то есть сотрудники данной фирмы, во многом от их профессионализма, надежности и порядочности зависит судьба предприятия, поэтому к вопросу о кадровой безопасности – стоит отнестись очень серьезно. Что касается эффективного обеспечения экономической безопасности на уровне страны, региона или предприятия, то главной здесь, на наш взгляд, является мощная правовая база, которую нужно постоянно совершенствовать, принимая новые законы, которые бы оказали мощную поддержку экономическому субъекту в обеспечении его экономической безопасности. Необходимо решать проблему рейдерства, эффективная политика по данной задаче проводится в Республике Татарстан при поддержи Совета Безопасности РТ, так именно здесь, впервые была разоблачена организованной преступная группа в составе 8 человек, занимающаяся незаконным поглощением предприятия, то есть против воли его собственника или руководителя.
В целом же, для комплексного обеспечения безопасности необходима не только сильная правовая поддержка государства, но и эффективная, слаженная работа всех сотрудников фирмы, современное техническое оснащение и ведение грамотной финансовой политики предприятия.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-Ф3, (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009)
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ
3. Закон РФ «О безопасности» от 3 марта 1992 г., № 2446–1
4. Указ Президента Республики Татарстан N УП-719 от 13 сентября 1999 г.
5. Департамент экономической безопасности ТПП РФ об обеспечение экономической безопасности предприятия (фирмы) от 10.10.2008
6. Архипова А.И. Экономика: учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект,2009 –с. 839
7. Гудков Г.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности субъектов РФ// Экономическая безопасность информационно-аналитический журнал.- 2008, №2
8. Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие // Аудит и финансовый анализ. – 2009, № 4.
9. Еделев А. Л. Экономическая безопасность основа стратегической стабильности субъекта РФ // Аудит и финансовый анализ.-2008 –с.436
10. Журавков, И. А. Государственное управление регионами России в сфере экономической безопасности // Mенеджмент в России и за рубежом. - 2009, №6 - c. 27.
11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег, Издательство Эксмо-Пресс, с. 388
12. Кремлев Н.Д. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Кремлев Н.Д., Федоров В.Г., Сергеев М.Ф. Вопросы статистики — 2001. — №2. c. 44.
13. Крысин А. Безопасность предпринимательской деятельности.// Крысин А, — М., 1996. — 256 с.
14. Козаченко А.В.Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения// Козаченко А.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н.. - К.: Либра, 2003. - 112 с.
15. Прокопов Б.И. Сущность и содержание экономической безопасности// Евразийский международный научно-аналитический журнал.- 2008, №4
16. Прудиус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности //Законодательство и экономика. -2008. - № 1. – c. 36
17. Рикардо Д. Сочинения, Государственное издательство политической литературы, т.1, с.106
18. Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления.-2009, №3 – с. 22
19. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: учебник./ Под ред.В.К. Сенчагова 2-е изд. - М.: Дело, 2005. – c.703
20. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов, Издательство Эксмо, c.244
21. Шаваев А.Г. Концептуальные основы обеспечения безопасности негосударственных объектов экономики. — М., 1994. — c. 159
22. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебное пособие/ Под ред. К.Н. Юсупова 2-е издание – М.: КноРус, 2009 – с.76
23. Большой энциклопедический словарь. Т. 1, 2. М.: Советская энциклопедия, 1991.
24. Экономический словарь / Под ред. А. И. Архипова. М.: Проспект, 2005.