Конспект урока по музыке
Класс: 5 14.12.2020
Тема: «Музыка в театре, кино, на телевидении»
Музыкальный материал:
«Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»
Песенка из м/ф «Фиксики»
«Песенка Снегурочки» из мультфильма «Ну, погоди!»
«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»
«Новогодняя» из мультфильма «Маша и медведь»
«Частушки бабок-ежек» из «Летучий корабль»
«Песенка Винни-пуха» из мультфильма «Винни-пух»
Песенка про Буратино из кинофильма «Приключения Буратино»
«Улыбка» из мультфильма «Крошка енот»
«Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника»
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.
Развивающие:
Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки; развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
Отработать коммуникативные навыки; формирование интереса к предмету.
Задачи урока:
1.Актуализировать знания учащихся по теме.
2.Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятия «музыкальный фильм».
3.Создать обучающимся условия, необходимые для представления в разнообразных видах музыкальной деятельности образов киномузыки (слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование)
4.Способствовать развитию мотивации на продуктивную музыкально-творческую деятельность.
5.Развивать образно-ассоциативное мышление, музыкальную память и слух.
6.Развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки, желание высказываться о музыке.
7.Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
8.Формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки.
9.Организовать работу в группах.
Планируемые результаты:
Личностные:
выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Метапредметные:
Регулятивные:
владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Познавательные:
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством.
Коммуникативные:
Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные:
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.
Ход урока:
Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в кинотеатр по виртуальным билетам. Спасибо! Для того, чтобы у нас получился интересный, добрый урок, чтобы у всех было хорошее настроение, нам нужно подружиться. Давайте начнем урок с веселой «Песенки друзей». Я думаю, вы все знаете эту песню.
Актуализация знаний.
У: Скажите, ребята, вы знакомы с литературными произведениями? Кто читал их? У кого здесь есть любимая сказка? А где еще вы встречались с этими сказками?
Д: Видели оперу, балет, кино, мультики.
У: Современные кино и мультфильмы для детей – это экранизации всемирно известных литературных произведений, увлекательные приключения, волшебство и, конечно же, настоящая дружба и любовь. И спектакль, и фильм, и мультфильм или анимационный фильм создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету.
Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
У: А с песенкой, которой мы начали урок, встречались раньше, где?
Д: В мультфильме «Бременские музыканты»
Создание любого спектакля в драматическом театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а также многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.
Целеполагание. Постановка учебной задачи.
У: Ребята, давайте попробуем определить тему урока.
У: Какую цель можно поставить?
Д: Узнать, какую роль играет музыка в этих видах искусства. (какое значение имеет)
Открытие новых знаний.
У: Ребята, в начальной школе вы уже знакомились с ы музыкальными произведениями, которые были сочинены для какого-либо спектакля или фильма. Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи; подчеркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т. п.
У: Большое значение в кино особенно для выражения эмоционального начала, приобретает музыкальный тембр. Режиссеры, композиторы, звукорежиссеры и звукооператоры шли на самые разные хитрости, чтобы достичь желаемого художественного результата в области драматургии тембра (окраски звука). К деформации тембров, нарушению звукового баланса прибегли С. Прокофьев и С. Эйзенштейн при музыкальном озвучивании сцены «Ледового побоища» из кинофильма «Александр Невский». С помощью микрофона, приближенного к медной группе оркестра, достигалось зловещее звучание ревущих труб, характеризующих тевтонских псов-рыцарей.
У: Ребята, а как вы думаете, кино всегда было со звуком? Звук появился в кино в начале 30-х годов XX века. До этого кино было «немым». Актеры, снимавшиеся в фильмах тех лет, не произносили слов: для передачи мыслей, чувств, желаний они использовали яркие выразительные жесты. Попробуйте, подражая актерам той эпохи, создать немой фильм по басне А. И. Крылова: «Стрекоза и муравей». (Инсценирование басни).
У: Молодцы, справились с заданием.
Тогда же, на заре кинематографии, немые фильмы сопровождались музыкой, которую исполняли таперы — музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма. Содержательным языком фильма может стать и танец, как это произошло с танцем в исполнении Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди». После исполнения роли Элизы Дулитл Хепберн назвали одной из создательниц реалистического мюзикла. Ребята, с мюзиклом вы познакомитесь позже, а вот под музыку из мультика «Фиксики» мы можем потанцевать прямо сейчас. Попробуем, вставайте!