для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 80 – 93.
2. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
3. Тексты по проверке техники чтения /[О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова] Москва, АСТ, Астрель, 2005год.
4. Интернет ресурсы
для обучающихся:
1. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
2.Интернет ресурсы
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, измерители | Домашнее задание | ||||||
Былины. Летописи. Жития | |||||||||||
Введение. Знакомство с учебником | Вводный | Стр.6 | |||||||||
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Произведения устного народного творчества. Различие жанров произведений. Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, событий, последовательность. Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения | Фронтальный | Стр.7-9 | ||||||||
«И вспомнил Олег коня своего». А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | Фронтальный | Стр.10-11 | |||||||||
4, 5, 6 | Былины. «Ильины три поездочки» | Комбинированный | Стр.12-24 | ||||||||
7, 8, 9 | ЖитиеСергия Радонежского | Образные языковые средства Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Комбинированный | Стр.25-34 | |||||||
«Летописи. Былины. Жития» Обобщение | Различение жанров произведений. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь читать выразительно художественный текст, приводить примеры фольклорных произведений, определять тему и главную мысль произведения | Итоговый | Стр.35-36 | ||||||||
Из русской классической литературы | |||||||||||
11, 12, 13, !4 | П.П. Ершов «Конек-горбунок» | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Знать творчество П.Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | Комбинированный | Стр.40-63 | |||||||
А.С. Пушкин Стихотворения | Герои произведения, восприятие и понимание из эмоционально-нравственных переживаний. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту | Стр. 64-71 | |||||||||
16, 17, 18, 19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Герои произведения, восприятие и понимание из эмоционально-нравственных переживаний. Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев Различие жанров произведений на основе сравнения персонажей Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Комбинированный | Стр.72-93 | |||||||
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М.Ю.Лермонтова. Уметьразличать жанры произведений | Фронтальный | Стр.94-98 | ||||||||
21, 22 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» - турецкая сказка | Чтение по ролям. Устное изложение текста по плану. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | Комбинированный | Стр.99-113 | |||||||
23, 24 | Л.Н. Толстой «Детство» | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка | Фронтальный | Стр.114-120 | |||||||
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень с дороги» (басня) | Осознанное, выразительное чтение текста | Фронтальный | Стр.121 | ||||||||
26, | А.П. Чехов «Мальчики» | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя Знатьназвание и основное содержание изученного произведения, творчество АП Чехова Уметь различать жанры произведения Понимание основного содержания услышанного Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Знать отличие рассказа от сказки. Уметьделить текст на составные части, составлять его простой план читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка | Комбинированный | Стр.122-136 | |||||||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произведения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения | Итоговый | Стр.137-138 | ||||||||
Поэтическая тетрадь | |||||||||||
29,30 | А.А. Фет, Ф. И. Тютчев Стихотворения | Различие жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Уметь читать стихотворные произведения наизусть по выбору, рисовать словесные картины Настроение лирического героя. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу тексту | Комбинированный Индивидуаль ный | Стр.140-144 | |||||||
Е.А. Баратынский. Стихотворения | Настроение лирического героя. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу тексту | Комбинированный | Стр.145-146 | ||||||||
А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе...» | Осознанность и выразительность чтения. Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы Осознанность и выразительность чтения Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | Комбинированный | Стр.147-148 | ||||||||
Второй триместр | |||||||||||
Н.А. Некрасов. Стихотворения | Образные языковые средства Уметьвыразительно читать стихотворные произведения, анализировать образные языковые средства | Комбинированный Индивидуаль ный | Стр.149-151 | ||||||||
И.А. Бунин. «Листопад» | Образные языковые средства. Уметь читать стихотворные произведения наизусть, рисовать словесные картины | Индивидуаль ный | Стр.152-153 | ||||||||
35,36 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Осознанность и выразительность чтения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения | Итоговый | Стр.154-156 | |||||||
Литературные сказки | |||||||||||
37,38 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Осознанность и выразительность чтения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | Комбинированный | Стр.158-170 | |||||||
39,40 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией Знать творчество В.М.Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | Комбинированный | Стр.171-181 | |||||||
41,42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией Знать творчество П.П.Бажова Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану Оценка иллюстрации к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения | Комбинированный | Стр.182-194 | |||||||
43,4445,46 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Осознанность и выразительность чтения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | Комбинированный | Стр.195-216 | |||||||
Обобщение по разделу «Литературные сказки» | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Итоговый | Стр.217-220 | ||||||||
«Делу время – потехе час» | |||||||||||
48,4950 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Фронтальный | Стр.4-16 | |||||||
В.Ю. Драгунский «Главные реки» | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства | Фронтальный | Стр.17-23 | ||||||||
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Устный | Стр.24-28 | ||||||||
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Устный | Стр.29-34 | ||||||||
Обобщение по разделу «Делу - время, потехе - час» | Умение составлять простейшие задания для викторины.Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать доступный по объёму текст | Итоговый | Стр.35-36 | ||||||||
«Страна детства» | |||||||||||
55,56 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Понимание содержания литературного произведения Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (героев, событии) Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметьпересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | Устный | Стр.38-46 | |||||||
57,5859 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Комбинированный | Стр.47-58 | |||||||
М.М. Зощенко «Елка» | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (героев, событии), анализировать образные языковые средства | Фронтальный | Стр.59-64 | ||||||||
Обобщение по разделу «Страна детства» | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения | Итоговый | Стр.65-66 | ||||||||
Поэтическая тетрадь | |||||||||||
В.Я. Брюсов Стихотворения «Опять сон», «Детская» | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения | Фронтальный | Стр.68-70 | ||||||||
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | Устный | Стр.71 | ||||||||
М.И. Цветаева Стихотворения «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание по заглавию | Комбинированный Индивидуаль ный | Стр.72-73 | ||||||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Итоговый | Стр.74 | ||||||||
«Природа и мы» | |||||||||||
66,67 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведения Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Комбинированный | Стр.76-84 | |||||||
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Понимание содержания литературного произведения, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Знать творчество А.И.Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный | Стр.85-91 | ||||||||
Второй триместр | |||||||||||
М.М. Пришвин «Выскочка» | Понимание содержания литературного произведения Знать творчество М.М.Пришвина Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать особенности характера героев, мотивы их поведения | Фронтальный | Стр.92-95 | ||||||||
Е.И. Чарушин «Кабан» | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Знать творчество Е.И.Чарушина Уметьсоставлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Устный | Стр.96-99 | ||||||||
71,7273 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Понимание содержания литературного произведения Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведения Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | Комбинированный | Стр.100-110 | |||||||
Обобщение по разделу «Природа и мы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе | Итоговый | Стр.111-112 | ||||||||
Поэтическая тетрадь | |||||||||||
Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | Устный | Стр.114-115 | ||||||||
С.А. Клычков «Весна в лесу» | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Индивидуаль ный | Стр.116-117 | ||||||||
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М.Рубцов «Сентябрь» | Декламация произведений.Уметь читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы Связь литературы с другими видами искусства Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Фронтальный | Стр.118-119 | ||||||||
С.А. Есенин «Лебедушка» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | Устный | Стр.120-126 | ||||||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс: «Поэзии прекрасные страницы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Итоговый Индивидуаль ный | Стр.126 | ||||||||
Поэтическая тетрадь | |||||||||||
И.С. Никитин «Русь» | Декламация произведений.Уметь читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы Связь литературы с другими видами искусства Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Комбинированный Индивидуаль ный | Стр.128-132 | ||||||||
А.В. Жигулин «О, Родина!» С.Д.Дрожжин «Родине» | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения | Устный | Стр.133-138 | ||||||||
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | Декламация произведений. Уметь читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы | Комбинированный | Стр.139-141 | ||||||||
Обобщение по разделу поэтической тетради «Родина». Конкурс стихов. | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Итоговый | Стр.142 | ||||||||
«Страна Фантазия» | |||||||||||
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Различение жанров произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного, прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев | Комбинированный | Стр.144-149 | ||||||||
Кир Булычев «Путешествие Алисы» | Создание небольших письменных ответов на поставленные вопрос по прочитанному произведению. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Устный | Стр.150-157 | ||||||||
Обобщение по разделу «Страна Фантазия» | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать доступный по объёму текст | Итоговый | Стр.158 | ||||||||
Зарубежная литература | |||||||||||
87,8889 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Умение последовательно и сознательно перечитывать тест с целью переосмысления Уметьсоставлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Комбинированный | Стр.160-166 | |||||||
90-93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Знать творчество Г.-Х.Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Комбинированный | Стр.167-193 | |||||||
94-96 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Комбинированный | Стр.194-200 | |||||||
С.Лагерлеф «Святая ночь» | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Фронтальный | Стр.201-208 | ||||||||
98-99 | С. Лагерлеф «В Назарете» | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить на части, составлять план | Фронтальный | Стр.209-216 | |||||||
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Викторина Резервный урок | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Итоговый | Стр.217-219 | ||||||||
Итого | |||||||||||
|
|
|