Оглавление
Введение. 3
Глава I.Теоретическое исследование проблемы переживания одиночества студентов в условиях сетевого общения. 6
1.1 Исследования проблемы одиночества в современной психологии. 6
1.2 Психологическое исследование одиночества в сети. 13
1.3 Психологические особенности общения студентов в социальных сетях 18
Выводы по первой главе. 22
Глава II. Экспериментальное исследование ощущения одиночества студентов 23
2.1 Программа и методы исследования. 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов. 25
Выводы по второй главе. 29
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Приложения. 36
Введение
Проблема одиночества является одной из серьёзнейших проблем человечества, когда взаимоотношения не складываются, не порождая, ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Одиночество – состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида. Одинокие люди, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.
Одиночество – одна из самых сложных для современного человека психологических проблем. Бывает, что внешне благополучный человек, реализовавшийся и в профессиональной деятельности, и в своих социальных отношениях, ощущает себя, тем не менее, одиноким и никому не нужным. Именно ощущает – это чувство совершенно не обязательно отражает реальную ситуацию, - но от этого не делается легче. Разными способами люди пытаются избежать одиночества. Но оказывается, что даже всепоглощающая любовь спасает лишь временно и «не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен… можно вылечиться любовью» - писал Э. Фромм.
|
Проблема одиночества всегда волновала человечество, увлекая ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что такое одиночество- норма, или же патология.
В современной зарубежной научной литературе проблема одиночества представлена весьма широко и наиболее активно исследуется примерно с 50-х годов ХХ-го столетия (Р.С. Вейс, Т.Б. Джонсон, К.Э. Мустакас, Л.Э. Пепло, Д. Рисмен, У.А. Садлер, П.Е. Слейтер и др.).
Также проблема одиночества во всей её разнообразии исследуется в современной психологии. Например, Магомедова С.М. исследовала переживание подростками чувства одиночества в ситуации развода родителей. Рыбников Ю.В. уделил внимание проблеме субъективного чувства одиночества больных ВИЧ-инфекцией в динамике заболевания. Переживанию чувства одиночества в юношеском возрасте посвятила свои труды Хамитова Т.Н.. Проблему взаимосвязи интернет-зависимости с чувством одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте исследовали Апуневич О.А. и Колесава Е.В.
Цель работы: изучить влияние сетевого общения на ощущение одиночества
Объект исследования: одиночество
Предмет исследования: индивидуально психологические особенности ощущения одиночества
Гипотеза: большое количество друзей в социальной сети не взаимосвязано с ощущением одиночества у студентов.
|
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятия одиночество, его специфику.
3. Проанализировать результаты индивидуальных психологических особенностей ощущения одиночества
4. Выявить уровень индивидуального ощущения одиночества.
Методики исследования: Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
База исследования: исследование проводилось на базе Брянского Государственного Университета имени академика И.Г. Петровского
Испытуемыми выступили студенты 2 курса, факультета педагогики и психологии, психолого-педагогического направления в возрасте от 19 до 23 лет.
Количество испытуемых: 20 человек.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст изложен на 21 страницах. Работа содержит 3 таблицы и 2 рисунка. Список литературы состоит из 43 источников.
Глава I.Теоретическое исследование проблемы переживания одиночества студентов в условиях сетевого общения
Исследования проблемы одиночества в современной психологии
Проблема одиночества - одна из самых острых в современной социальной жизни. Эта проблема обусловлена социальными, психологическими, экономическими и культурными факторами.
Она является предметом разностороннего научного исследования в ряде наук о человеке: философии, психологии, медицине, теологии, педагогике. У каждой из них есть своя специфика, вносящая в изучение феномена новый аспект, обогащающая подходы к его пониманию.
|
Психологических и социально-психологических исследований интересующей нас проблемы недостаточно. В первую очередь, это касается отечественных исследований. Так, за последние 30 лет предпринято всего лишь несколько психологических и педагогических работ, в которых слово «одиночество» вынесено в заголовок [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
В зарубежных трудах также не достаёт публикаций в данной области. Ровно 20 лет назад исследователи с удивлением отмечали явный недостаток как теоретических разработок, так и эмпирических данных.
Тема одиночества очень хорошо вписывается в общие рамки психологической теории З.Фрейда, хотя в теоретическом плане специально не анализировалась ни им самим, ни его последователями.
Одной из центральных идей психоанализа является тезис о непрерывном противостоянии между бессознательными инстинктами и влечениями человека, с одной стороны, и усвоенными им морально-этическими императивами, – с другой. Эта идея уже предполагает возможность отчуждения и обособления личности как одного из вариантов развития такого противостояния. Но одиночество, психологами фрейдистского направления всегда рассматривалось как патология. Э.Фромм, например, писал об огромном значении «первичных связей» человека с миром: «…человек, у которого нет такой связи, является, по определению, душевнобольным», он «…нуждается в том, чтобы преодолеть чувство устрашающего одиночества» [10; с.104]. Поскольку Э.Фромм, прежде всего, психотерапевт, то одиночество, которое не устрашает, им не замечается. Но «психотерапии нужны заранее заданные приоритеты», т.к. ее целью является не познание человека, а его изменение [10; с.55]. З.Фрейд считал, что разлад и нарушения в системе связей человека с ближайшим социальным окружением, которые возникли в раннем возрасте, и причины которых перестали осознаваться, могут приводить к формированию обостренного чувства отчужденности, страха сближения, а неумение и неспособность строить близкие отношения с людьми на фоне наличия потребности в них становится базой для развития невротических состояний.
Причины таких нарушений и расстройств он видел в сексуальной сфере, точнее в негативном опыте сексуальных переживаний детства, связанных с впечатлениями, полученными в конкретных ситуациях, с культурными запретами на проявления сексуальности и чувством вины в связи с их нарушением, перенесенными наказаниями [11]. Одиночество личности оказывается следствием развившихся у нее невротических черт и, в свою очередь, способствует дальнейшему их усилению. Таким образом, одиночество – то, что плохо переносится личностью, то, от чего она страдает, и что нуждается в преодолении. Позитивные формы его переживания в рамках фрейдистской теории можно рассматривать как примеры сильной психологической защиты.
Р.С. Вейс пишет: «Я убежден, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, как мне кажется, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе – отсутствием доступного круга социального общения» [13; с.119]. Подробнее эта позиция изложена им в другой работе, в которой он указывает, что при первом типе изоляции человек ощущает внутреннюю пустоту, оцепенение, апатию, а при втором – скуку, ощущение бесцельности жизни [12; с.18-19]. Но главная сложность заключается в том, что если одиночество– психическое состояние, оно должно характеризоваться специфическими только для него параметрами. Различные типы и параметры одиночества изучались как отечественными, так и зарубежными специалистами, разработавшими различные теории психических состояний. Однако, одиночество не вписывается ни в одну из них. Например, А.О. Прохоров пишет: «С позиций системного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой» [16; с.10-11].
Невозможно определить одиночество и как переживание. У.А.Садлер и Т.Б. Джонсон указывают: «В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество –субъективное внутреннее переживание» [21; с.24]. Как о переживании, говорит об одиночестве также В.Серма: «… одиночество, – скорее, субъективное переживание, чем внешнее состояние, которое могут наблюдать и оценивать беспристрастные судьи» [23; с.230]. Но проблема в том, что такое специфическое переживание выделить невозможно.
Другие исследователи также отмечают, что «не существует какого-либо уникального набора эмоций, ассоциируемого с одиночеством» [25; с.170]. Действительно, при одиночестве человек испытывает массу разных переживаний. Если даже согласиться с тем, что они носят исключительно негативный характер, они будут разнообразны: грусть, печаль, обида, раздражение, тревога, отчаяние, самоуничижение и т.д. Но отдельной эмоции или чувства под названием «одиночество» не существует. Не спасает положения и указание на то, что одиночество – это комплексное переживание (чувство), выражающее «определенную форму самосознания» [21; с.27].
Таким образом, трактовать одиночество как психическое состояние или переживание невозможно, прежде всего, в силу его психологической не специфичности. Например, Д.Майерс пишет: «Одиночество, постоянное или временное, –болезненное сознание того, что наши социальные взаимоотношения не столь обширны или значимы, как нам хотелось бы» [18; с.210]. Очевидно, что это искажение понятия для решения задач в узких кругах профессии.
Другим недостатком когнитивного подхода является то, что несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем контактов может возникнуть и в результате превышения достигнутого над желаемым. «Одиночество – это тяжелое эмоциональное переживание: глубоко одинокие люди очень несчастны» [27; с.170]. В результате такого понимания размываются всякие грани между одиночеством и депрессией. Л.М. Хоровиц, Р.де С. Френч и К.А. Андерсон вынуждены были отметить: «Мы обнаружили, что 18 признаков одинокой личности почти полностью повторяются в прототипе депрессивной личности. Другими словами, прототип одинокой личности уже заложен в прототипе депрессивной личности» [28; c.253]. И далее: «… результаты измерения депрессии были практически идентичными результатам измерения одиночества» [28; с.267]. Учитывая что 18 признаков – это все выделенные авторами признаки, то очевидно полное наложение этих явлений: одиночество в итоге оказывается всего лишь особым случаем, разновидностью депрессии.
Иная позиция в этом плане характерна для гуманистической психологии. Представителями данного направления было заимствовано принципиальное положение антропологической философии XX века о свободе человека, свободе выбора им себя и смысла своей жизни. Не вдаваясь в подробное описание взглядов наиболее яркого представителя данного направления А.Маслоу, отметим, что стержневой темой в его взглядах является проблема самоактуализации личности и реализации человеческого потенциала. Если личность не имеет возможности реализоваться, она может прийти к отчаянию, потере смысла жизни, негативно переживаемому одиночеству. Но, с другой стороны, в любой ситуации можно найти формы преодоления трудного состояния через общение, труд, любовь.
А.Маслоу пишет: «Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Мало того, … они любят (курсив А.М.) одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем среднестатистический человек» [29; с.233]. Дальнейший анализ текста показывает, что он имеет в виду не пространственно-временное, а психологическое одиночество:«…самоактуализирующийся человек не нуждается в друзьях» [29; с.234].
Несмотря на некоторое внимание к проблеме одиночества классиков отечественной психологии, никто из них, к сожалению, не предложил своего определения данного явления. Анализ существующих определений показывает, что имеются разные подходы. В целом они различаются по ряду признаков, основными из которых являются:
а) понимание одиночества как объективного состояния (ситуации) изолированности или как психологического состояния, неразрывно связанного с переживанием и не существующим вне его;
б) понимание его как состояния, вызывающего исключительно негативные переживания (характеризующегося ими), или эмоционально нейтрального, способного вызывать (характеризоваться) переживаниями любой модальности в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
В психологическом словаре даётся следующее определение: «одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в изменённых (непривычных) условиях изоляции от других людей» [31; с.248]. Эта выдержка свидетельствуют о том, что авторы словаря сводят проблему одиночества к проблеме недолговременной изоляции.
Совершенно противоположное понимание одиночества предлагает Р.С. Немов, который пишет: «Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями» [31; с.516]. Можно отметить, что в этом определении, наоборот, полностью игнорируется объективная составляющая одиночества. Оно оказывается всего лишь одним из множества психических состояний, возникающих и развивающихся в эмоциональной сфере личности.
По мнению З.Н. Сафиной [30] одиночество личности в большей степени обусловлено трудностями в решении проблемы самореализации. Она считает, что рыночная экономика ведет к усилению прагматической направленности личности, и, в то же время, люди хуже осваивают элементарные принципы построения человеческих отношений, различные коммуникативные роли. Именно плохая коммуникабельность и коммуникативная некомпетентность, по ее мнению, осложняют человеческие взаимоотношения, порождают непонимание, отсутствие друзей, одиночество.
В ряде исследований определяется, что по мере взросления индивида личностные черты, провоцирующие одиночество, углубляются. В то же время, И.С. Кон отмечает, что подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими.
Аналогичные сведения приводят зарубежные ученые, а К.Рубинстайн и Ф.Шейвер пишут: «… мы получили отрицательный коэффициент корреляции возраста с одиночеством во всех обследованных нами городах. Согласно полученным результатам, одиночество в пожилом возрасте является следствием бедности и болезней респондента, а не характерной особенностью возраста как такового». В общем, такой взгляд на проблему является более распространённым. Многим это может показаться странным, поскольку у молодежи больше социальных и межличностных контактов. Однако, во всех указанных исследованиях мы подмечаем подтверждение того, что одиночество – сложное и многообразное явление, возникновение которого не зависит от малого количества или низкой частоты коммуникабельных контактов.
Другие авторы также пытаются провести различие между одиночеством, с одной стороны, и изоляцией, уединением, – с другой. Вот одно из типичных высказываний: «… уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастливы в затворничестве. Если же человек чувствует себя несчастным от того, что он все время оказывается один, то в этом случае наиболее вероятным диагнозом может быть одиночество» [27; с.171]. В этой цитате прослеживается слияние данных понятий. Уединение оказывается одновременно и одиночеством, и альтернативой ему, так как, если человеку хорошо одному, то это – уединение, а если плохо, – это одиночество.
Итак, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.