А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ | номера вопросов | |||||||||
авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
либеральный | Б | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Индифферентный стиль Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Он предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
|
Авторитарный стиль. Он характеризуется высоким уровнем контроля, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные,
отстраненные. Дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем пассивны и зависимы, мальчики неуправляемы и агрессивны. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались
|
Источник: Сергей Степанов. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2000/05/08
Анкета для углубленного изучения и раннего выявления семейного неблагополучия
Единая форма оценки ребенка и семьи (ЕФОРС)
Перед заполнением необходимо проведение интервью!
Название учреждения_______________________________________________
Должность, ФИО специалистов, заполняющих ЕФОРС:
1._________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Дата начала оценки __________________ Дата окончания _________________
Основная информация
ФИО ребенка ______________________________________________________
Дата рождения ________________________ Пол_____________________
ФИО матери _______________________________________________________
Дата рождения ___________________
ФИО отца ______________________________________________________
|
Дата рождения ___________________
С кем постоянно проживает ребенок __________________________________
Адрес регистрации__________________________________________________
Адрес проживания__________________________________________________
Причины проведения оценки _________________________________________
__________________________________________________________________
Геннограмма
2. Жилье/занятость/доход | Да/нет/ неприменимо | Комментарии |
Потребности ребенка | ||
2.1.Есть ли у ребенка стабильное место проживания? | ||
2.2. Часто ли меняется место жительства ребенка? | ||
2.3. Есть ли у ребенка свое место для игр, выполнения дом. заданий, сна? | ||
2.4. Есть ли у ребенка личные вещи? | ||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||
2.5. Происходят ли регулярные изменения в составе семьи? | ||
2.6. Есть ли работа у родителей? | ||
2.7. Позволяет ли режим работы заботиться о ребенке? | ||
2.8. Есть ли у семьи другие источники дохода? | ||
2.9. Востребованы ли семьей льготы, пособия и пр.? | ||
2.10. Есть ли долги, задолженности? Причины. | ||
2.11.Требуется ли семье помощь в получении необходимых документов? |
Анализ информации по разделу «Жилье/занятость/доход»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
3. Здоровье и безопасность | Да/нет/ неприменимо | Комментарии |
Потребности ребенка | ||
3.1.Соответствует ли физическое развитие ребенка его возрасту? | ||
3.2. Есть у ребенка проблемы со здоровьем? | ||
3.3. Состоит ли ребенок на учете у каких-либо специалистов? | ||
3.4. Требует ли состояние здоровья ребенка особого ухода, медицинского обследования? | ||
3.5. Есть признаки жестокого обращения? | ||
3.6. Употребляет ли ребенок алкоголь, наркотические вещества? | ||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||
3.7. Создаются ли условия для здорового развития ребенка в соответствии с его потребностями? | ||
3.8. Могут ли родители сообщить детали медицинской истории семьи? | ||
3.9. Проходит ли ребенок необходимые медицинские осмотры, сделаны ли прививки? | ||
3.10. Оформлена ли в случае необходимости у ребенка инвалидность? | ||
3.11. Оставляют ли ребенка дома без присмотра? | ||
3.12. Есть ли у членов семьи проблемы с физическим и психическим здоровьем? Зависимости. |
Анализ информации по разделу «Здоровье и безопасность»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
4. Навыки самообслуживания и социальные навыки | Да/нет/ неприменимо | Комментарии |
Потребности ребенка | ||
4.1. В норме ли уровень личной гигиены ребенка? | ||
4.2. Уверенно ли ребенок владеет навыками самообслуживания соответственно возрасту? | ||
4.3. Следует ли ребенок советам взрослых? | ||
4.4. Одевается ли ребенок в соответствии с ситуацией? | ||
4.5. Есть ли у ребенка карманные деньги? | ||
4.6.Понимает ли ребенок цену денег? | ||
4.7. Умеет ли ребенок пользоваться транспортом? | ||
4.8. Есть ли у ребенка адекватное чувство опасности? | ||
4.9. Может ли ребенок проводить время с другими детьми и их семьями? | ||
4.10. Есть ли у ребенка близкий друг? | ||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||
4.11. В норме ли навыки самообслуживания родителей? | ||
4.12.Ухаживают ли родители за ребенком должным образом в соответствии с возрастом и состоянием ребенка? | ||
4.13. Поощряют ли родители ребенка к развитию его навыков? |
Анализ информации по разделу «Навыки самообслуживания и социальные навыки»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
5. Образование. | Да/нет/ неприменимо | Комментарии |
Потребности ребенка | ||
5.1. Регулярно ли ребенок посещает образовательное учреждение? | ||
5.2. Регулярно ли ребенок приходит в образовательное учреждение вовремя? | ||
5.3. Справляется ли ребенок с образовательной программой? | ||
5.4. Есть ли у ребенка любимый предмет/педагог? | ||
5.5. Есть ли у ребенка трудности с концентрацией внимания? | ||
5.6. Хорошо ли ребенок относится к обучению? | ||
5.7. Получает ли ребенок дополнительное образование? | ||
5.8. Хорошие ли отношения у ребенка с педагогами? | ||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||
5.9. Положительно ли относятся взрослые к образованию ребенка? | ||
5.10. Обеспечен ли ребенок всем необходимым для обучения? | ||
5.11. Поощряют ли родители ребенка к обучению/развитию в соответствии с его возможностями? | ||
5.12. Принимают ли взрослые меры по преодолению каких-либо трудностей в обучении ребенка? | ||
5.13. Есть ли контакт родителей со специалистами образовательного учреждения? | ||
5.14. Оказывается ли родителями давление на ребенка ради достижения хороших результатов? |
Анализ информации по разделу «Образование»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
6. Идентичность. | Да/нет/ неприменимо | Комментарии |
Потребности ребенка | ||
6.1. Уверен ли ребенок в себе? | ||
6.2.Гордится ли ребенок своими достижениями? | ||
6.3.Осознает ли ребенок к какому полу принадлежит? | Есть ли несоответствие между полом ребенка и его поведением? | |
6.4.Есть ли противоречия между полом ребенка и стилем воспитания? | ||
6.5.Есть ли у ребенка привязанность к кому-либо из членов семьи? | ||
6.6.Знает ли ребенок родственников проживающих отдельно от семьи? | ||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||
6.7. Обращаются ли с ребенком уважительно? | ||
6.8. Всегда ли к ребенку обращаются по имени? | ||
6.9. Считаются ли с мнением ребенка? | ||
6.10. Есть ли в семье свои традиции? | ||
6.11. Определены ли роли в семье? | ||
6.12. Есть ли в семье главный? | Укажите кто является главой в семье | |
6.13. Религиозна ли семья? | ||
6.14. Осознаются ли членами семьи права и обязанности родителей? | ||
6.15. Делает ли семья шаги для того, чтобы ребенок мог реализовать свои способности? |
Анализ информации по разделу «Идентичность»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
7. Эмоциональное развитие. | Да/нет/ неприменимо | Комментарии |
Потребности ребенка | ||
7.1. Эмоциональные реакции ребенка в пределах возрастной нормы. | Если нет: укажите подробности | |
7.2.Замыкается ли ребенок в себе? | Если да: как часто, в каких ситуациях | |
7.3. Бывают ли у ребенка сильные вспышки гнева, выходящие за рамки нормального поведения? | Если да: как часто, в каких ситуациях | |
7.4.Справляется ребенок с неудачами и гневом, как? | ||
7.5. Имеет ли место повышенный интерес к теме насилия, жестокости? | ||
7.6. Наносит ли ребенок себе повреждения/увечья? | ||
7.7. Есть ли у ребенка мысли о суициде? | ||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||
7.8. Желанный ли ребенок? | ||
7.9. Знают ли родители об эмоциональных потребностях ребенка? | ||
7.10. Предоставляют ли родители эмоциональную поддержку ребенку? | ||
7.11. Поощряется ли ребенок, когда хочет поделиться своими страхами, переживаниями или проблемами? | ||
7.12. Поощряется ли уверенность ребенка в себе? | ||
7.13. Решаются ли семейные проблемы без насилия? | ||
7.14. Критикуют ли ребенка, проявляют ли к нему враждебность? |
Анализ информации по разделу «Эмоциональное развитие»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
8. Отношения в семье и обществе | Да/нет/ неприменимо | Комментарии |
Потребности ребенка | ||
8.1. Стабильно ли социальное окружение ребенка? | ||
8.2. Проявляет ли ребенок привязанность к человеку, который больше других ухаживает за ним? | ||
8.3. Чувствует ли ребенок себя свободно в присутствии членов семьи? | ||
8.4. Водят ли ребенка в гости к другим членам семьи, живущим отдельно? | ||
8.5. Нормальны ли отношения ребенка с другими детьми в семье, сверстниками? | ||
8.6. Запугивает ли ребенок других детей или запугивают ли его? | ||
8.7. Принимает ли ребенок участие в уходе за домашними животными? | ||
8.8. Является ли ребенок свидетелем или вовлекается в семейные конфликты/насилие? | ||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||
8.9. Играют ли родители с ребенком? | ||
8.10. Достаточны ли телесные контакты ребенка с родителями? | ||
8.11.Организован ли досуг ребенка? | ||
8.12.Есть ли у семьи поддержка ближайшего окружения (родственники, друзья, соц.службы)? | ||
8.13.Был ли у родителей положительный опыт детства, на который они опираются при воспитании? | Учитывайте опыт ЖО у родителей, пребывание в интернатном учреждении. | |
8.14. Были ли в семье травмирующая потеря или кризис за последние полгода? | Если да: справилась ли семья, нужна ли поддержка? | |
8.15. Согласованный ли подход к воспитанию в семье? | ||
8.16. Есть ли между членами семьи доверительные отношения? | ||
8.17. Есть ли у семьи общие интересы, увлечения? | ||
8.18. Хорошо ли родители относятся к друзьям ребенка? |
Анализ информации по разделу «Отношения в семье и обществе»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный | |||
9. Поведение | Да/нет/ неприменимо | Комментарии | ||||
Потребности ребенка | ||||||
9.1. Соответствует ли поведение ребенка его возрасту? | ||||||
9.2.Может ли ребенок контролировать свое поведение? | ||||||
9.3.Демонстрирует ли ребенок деструктивное поведение? | Например, агрессии, истерики… | |||||
9.4. Адекватно ли ребенок ведет себя с другими людьми? | ||||||
9.5.Справляется ли ребенок с заданиями соответствующими его возрасту самостоятельно? | ||||||
9.6.Различает ли ребенок хорошее и плохое? | ||||||
9.7.Ведет ли себя ребенок в общественных местах в соответствии с нормами поведения, принятыми в обществе, знает ли он эти нормы? | ||||||
9.8.Состоит ли ребенок на учете в органах полиции? | ||||||
9.9. Отсутствует ли ребенок дома долгое время? | ||||||
Возможности родителей/лиц, их заменяющих | ||||||
9.10. Есть ли в семье четкие правила и ограничения относительно поведения? | ||||||
9.11.Последователен ли подход к установлению правил и границ поведения? | ||||||
9.12. Адекватно ли реагируют родители на любое поведение ребенка? | ||||||
9.13.Принимают ли члены семьи участие в криминальной деятельности? | ||||||
9.14.Всегда ли взрослые знают, где находится ребенок? | ||||||
9.15. Знают ли родители причину сложного поведения ребенка? | ||||||
Анализ информации по разделу «Поведение»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Уровень функционирования семьи по данному разделу:
| неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
Сводная таблица по результатам оценки.
Уровень функционирова ния семьи раздел ЕФО | кризисный | неблагополучный | удовлетворительный | благополучный |
Жилье/занятость/доход | ||||
Здоровье и безопасность | ||||
Навыки самообслуживания и социальные навыки | ||||
Образование | ||||
Идентичность | ||||
Эмоциональное развитие | ||||
Отношения в семье и обществе | ||||
Поведение |