КУРС: Возрастная психология




Курс: Возрастная психология

Семинарское занятие № 1

ТЕМА: Понятие возраста. Общая стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии

Цель: рассмотреть понятийный аппарат возрастной психологии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет возрастной психологии.

2. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология зрелого человека, геронтопсихология. Их изученность и значение для психологической и педагогической практики.

3. Понятие возраста, его метрические и топологические характеристики.

4. Стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования.

 

Задания для самостоятельной работы:

Письменно дайте определение понятиям: возраст, хронологический возраст, биологический возраст, психологический возраст.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах. М., 1980.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.

3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1988. №2.

 


КУРС: Возрастная психология

Семинарское занятие № 2

ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии

Цель: проанализировать основания периодизации психического развития в отечественной психологии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к периодизации детского развития в истории психологии.

2. ГипотезаД.Б. Эльконина о периодичности процессов психического развития.

3. Структура и динамика возраста: стабильные и критические возраста, центральные и побочные линии развития.

4. Понятие о зоне ближайшего и зоне актуального развития.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте работы Л.С. Выготского [2] и Д.Б. Эльконина [3] по вопросам (см. Приложение к сем. № 2).

2. Опираясь на работу Л.С. Выготского [2], письменно сравните стабильные и критические возраста:

 

Параметры сравнения Стабильные возраста Критические возраста
1. особенности протекания развития в данный период    
2. темп происходящих изменений в психическом развитии    
3. длительность возраста    
4. степень изученности возраста    
5. четкость границ возраста    
6. особенности поведения детей в данный период    
7. характер психического развития в данный период    
8. специфика новообразований данного периода    
....    

 

Литература:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 182-197.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.


КУРС: Возрастная психология

Приложение к семинару № 2

ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии

Вопросы к анализу работы Выготского Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.

1. Каковы основания предложенных в науке попыток периодизации детского развития?

2. Каковы должны быть реальные основания периодизации детского развития по мнению Л.С. Выготского?

3. Чем отличаются два основных подхода к пониманию психического развития?

4. Что такое возрастные новообразования?

5. В чем отличия и в чем сходства стабильных и критических возрастов?

6. Что Л.С. Выготский называет центральными и побочными линиями психического развития?

7. Что такое социальная ситуация развития ребенка?

8. Как соотносятся между собой зона актуального развития ребенка и зона ближайшего развития?

9. В чем заключается теоретическое и практическое значение открытия Л.С. Выготским зоны ближайшего развития ребенка?

 

Вопросы к анализу работы Эльконина Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.

1. Почему проблема периодизации развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии? В чем теоретическое и практическое значение разработки этой проблемы?

2. Каковы подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским, Л.С. Выготским?

3. Какое значение имело для изучения развития психики ребенка введение в рассмотрение проблемы становления и развития психики и сознания понятия деятельности (исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)?

4. В чем состоит натуралистический подход к психическому развитию ребенка Ж. Пиаже и З. Фрейда?

5. Как изменяется характер связи систем “ребенок-вещь”и “ребенок-отдельный взрослый” при рассмотрении формирования личности в системе “ребенок в обществе”?

6. В чем сущность гипотезы о периодичности процессов психического развития Д.Б. Эльконина?

7. Дайте предметно-содержательную характеристику ведущей деятельности и особенностей психического развития ребенка:

· в младенчестве;

· в раннем детстве;

· в дошкольном возрасте;

· в младшем школьном возрасте;

· в подростковом возрасте;

· в старшем школьном возрасте.

8. В чем заключается теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации психического развития?


КУРС: Возрастная психология

Семинарское занятие № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: