Курс: Возрастная психология
Семинарское занятие № 1
ТЕМА: Понятие возраста. Общая стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии
Цель: рассмотреть понятийный аппарат возрастной психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет возрастной психологии.
2. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология зрелого человека, геронтопсихология. Их изученность и значение для психологической и педагогической практики.
3. Понятие возраста, его метрические и топологические характеристики.
4. Стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования.
Задания для самостоятельной работы:
Письменно дайте определение понятиям: возраст, хронологический возраст, биологический возраст, психологический возраст.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах. М., 1980.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.
3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1988. №2.
КУРС: Возрастная психология
Семинарское занятие № 2
ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии
Цель: проанализировать основания периодизации психического развития в отечественной психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к периодизации детского развития в истории психологии.
2. ГипотезаД.Б. Эльконина о периодичности процессов психического развития.
3. Структура и динамика возраста: стабильные и критические возраста, центральные и побочные линии развития.
|
4. Понятие о зоне ближайшего и зоне актуального развития.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте работы Л.С. Выготского [2] и Д.Б. Эльконина [3] по вопросам (см. Приложение к сем. № 2).
2. Опираясь на работу Л.С. Выготского [2], письменно сравните стабильные и критические возраста:
Параметры сравнения | Стабильные возраста | Критические возраста |
1. особенности протекания развития в данный период | ||
2. темп происходящих изменений в психическом развитии | ||
3. длительность возраста | ||
4. степень изученности возраста | ||
5. четкость границ возраста | ||
6. особенности поведения детей в данный период | ||
7. характер психического развития в данный период | ||
8. специфика новообразований данного периода | ||
.... |
Литература:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 182-197.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
КУРС: Возрастная психология
Приложение к семинару № 2
ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии
Вопросы к анализу работы Выготского Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.
1. Каковы основания предложенных в науке попыток периодизации детского развития?
2. Каковы должны быть реальные основания периодизации детского развития по мнению Л.С. Выготского?
3. Чем отличаются два основных подхода к пониманию психического развития?
|
4. Что такое возрастные новообразования?
5. В чем отличия и в чем сходства стабильных и критических возрастов?
6. Что Л.С. Выготский называет центральными и побочными линиями психического развития?
7. Что такое социальная ситуация развития ребенка?
8. Как соотносятся между собой зона актуального развития ребенка и зона ближайшего развития?
9. В чем заключается теоретическое и практическое значение открытия Л.С. Выготским зоны ближайшего развития ребенка?
Вопросы к анализу работы Эльконина Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
1. Почему проблема периодизации развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии? В чем теоретическое и практическое значение разработки этой проблемы?
2. Каковы подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским, Л.С. Выготским?
3. Какое значение имело для изучения развития психики ребенка введение в рассмотрение проблемы становления и развития психики и сознания понятия деятельности (исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)?
4. В чем состоит натуралистический подход к психическому развитию ребенка Ж. Пиаже и З. Фрейда?
5. Как изменяется характер связи систем “ребенок-вещь”и “ребенок-отдельный взрослый” при рассмотрении формирования личности в системе “ребенок в обществе”?
6. В чем сущность гипотезы о периодичности процессов психического развития Д.Б. Эльконина?
7. Дайте предметно-содержательную характеристику ведущей деятельности и особенностей психического развития ребенка:
· в младенчестве;
· в раннем детстве;
· в дошкольном возрасте;
· в младшем школьном возрасте;
· в подростковом возрасте;
· в старшем школьном возрасте.
8. В чем заключается теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации психического развития?
КУРС: Возрастная психология
Семинарское занятие № 3