ТЕМА: Психическое развитие старшего подростка




Цель: проанализировать особенности психического развития ребенка в юношеском возрасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития старшего школьника. Выбор жизненного пути, определение своего места во взрослом мире.

2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в ранней юности.

3. Личностное самоопределение как возрастное новообразование. Формирование мировоззрения, становление временной перспективы, гражданской позиции, полоролевое самоопределение, развитие коммуникативной компетентности старшеклассников.

4. Трудности профессионального и личностного самоопределения. Профориентационная работа в старшем школьном возрасте.

Задания для самостоятельной работы:

1. Письменно дайте определения понятиям: самоопределение, жизненное самоопределение, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, полоролевое самоопределение, гражданское самоопределение.

2. Подготовьте одну профориентационную игру для обсуждения на занятии по следующему плану:

· название профориентационной игры;

· автор игры, литературный источник;

· цель игры, ее развивающие возможности;

· материалы для проведения игры;

· время проведения игры;

· содержание игры;

· особенности обсуждения процедуры и результатов игры со старшеклассниками.

Литература:

1. Игра и выбор профессии. Методическое пособие / Сост. В.А. Ященко. М., 1990.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

4. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4. М., 1997.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 1997.

6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

7. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.

8. Черникова Т.В. Развитие познавательных возможностей старшеклассников в группах общения. Волгоград, 1994.

9. Черникова Т.В. Корабль под под названием “Жизнь”: Игры по содействию социальному самоопределению старшеклассников. Волгоград, 1998.

10.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 


КУРС: Возрастная психология

Семинарское занятие № 8

ТЕМА: Психическое развитие человека в период зрелости и старости

Цель: проанализировать особенности психического развития человека в молодости, зрелости, старости.

Вопросы для обсуждения:

1. Психическое развитие человека в зрелом возрасте.

1.1. Молодость как начальный этап зрелости. Границы возраста, основные проблемы данного возраста, задачи развития. Нормативный кризис (30 лет).

1.2. Период расцвета как середина жизни человека. Границы возраста, основные проблемы данного возраста, задачи развития. Нормативный кризис (40 лет).

1.3. Зрелость как вершина жизненного пути личности. Границы возраста, основные проблемы данного возраста, задачи развития. Нормативный кризис (50-55 лет).

2. Психическое развитие человека в период старости.

2.1. Старость как социально-психологическая проблема. Возрастные задачи старости.

2.2. Основные социально-психологические характеристики человека данного возраста.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить рефераты на темы:

· Акмеология как новый раздел возрастной психологии.

· Периодизация взросления.

· Обучаемость взрослых в разные периоды зрелости.

· Стремление к самоактуализации как высшая человеческая потребность по А. Маслоу.

· Стиль жизни и его коррекция по А. Адлеру.

· Приобретение и потеря идентичности в периоды зрелости и старости по Э. Эриксону.

· Кризисы возрастного развития в период зрелости.

· Старость в истории человечества.

· Периодизация старения.

· Психическая гигиена для людей пожилого возраста.

· Биологическое и социальное старение.

· Психологическая готовность к уходу на пенсию.

· Старость и одиночество: правило или исключение?

· Система ценностей у престарелых людей и ее влияние на социальную адаптацию.

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998. С. 551-624, 625-662.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. М., 1980.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1998.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 81-83.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. С. 232-251.

7. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб, 2000.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

9. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983.

10.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: