Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"Якутский колледж культуры и искусств"

Заочный отдел

Библиотечное дело

 

 

Реферат:

"Массовые библиотеки"

 

Выполнил:

Студентка 4 курса-Атласова

Маргарита Дмитриевна

 

Проверил:

Преподаватель- Иванова

Диана Лесбековна

 

Якутск 2019


СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Массовая библиотека

5. Заключение

6. Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Массовые библиотеки составляют основную массу библиотечных учреждений страны. Они общедоступны, равномерно распределены по территории и составляют более трети общего числа библиотек страны. На их долю приходится около 40 % книжного фонда страны. В массовой библиотеке (в отличие от УНБ) мы имеем дело преимущественно с читателями, у которых только пробудилось стремление к самостоятельному приобретению научных знаний, для которых книга — их источник. Задача состоит в том, чтобы укрепить и углубить это стремление на популярном уровне. Поэтому требование универсальности фондов массовых библиотек должно сочетаться с требованием понятности, доступности книг для читателя. Сложных, адресованных узкому кругу специалистов изданий в массовых библиотекарях практически нет, и при необходимости их можно получить по межбиблиотечному абонементу. Массовая библиотека по-прежнему ориентируется на широкую массу читателей, пропаганду массовых идей, а публичная — это элитная, общественная библиотека. Противопоставление массовой и публичной библиотек является принципиально неверным. Нельзя недостатки деятельности массовых библиотек в прежние годы, обусловленные старой идеологической системой, переносить на современные библиотеки и закреплять их как типологически сущностные. Между библиотеками публичными и массовыми существуют лишь терминологические, а не сущностные различия. Массовая библиотека не только может стать публичной, она ею является по сути своей.

 

 


 

МАССОВАЯ БИБЛИОТЕКА

 

 

Массовая работа библиотек включает в себя различные формы и методы устного, наглядного, печатного и аудиовизуального информирования и рекомендации книг читателям. «Групповое информирование: информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей» (ГОСТ 7.0 — 99). «Массовое информирование: информирование широких кругов потребителей информации по социально-значимым темам» (ГОСТ 7.0 — 99).

Формы массовой работы делятся на наглядные рекомендации литературы (книжные выставки, библиотечные плакаты, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи и др.) и устные (обзоры, обсуждения, конференции, диспуты и т. п.). Выделяют и те формы работы, в которых преобладает игровое начало, - конкурсы, викторины, литературные игры, инсценировки и т.п. На практике же, чтобы мероприятие получилось более интересным, чтобы были задействованы разные каналы восприятия информации часто приходится объединять все эти формы, использовать их комплексно. В практике работы библиотек все чаще образуются составные формы — выставка + обзор + лекция.

Устное информирование о литературе основано на применении живого слова. Непосредственное общение библиотекаря (организатора) с пользователями дает возможность с помощью обратной связи, возникающей в процессе мероприятия, скорректировать свои усилия. Кроме того, успех устного информирования находится в прямой зависимости не только от логического, но и эмоционального воздействия.

При организации устных форм информирования следует учитывать основные условия эффективности:

- тема разговора должна быть действительно интересна пользователям;

- аудитория должна быть по возможности однородной (по интеллектуальному уровню, по возрасту);

- организатор должен знать социально-психологические особенности тех групп читателей, с которыми он работает, и уметь использовать такие психологические механизмы, как механизм подражания, механизм эмоционального заражения и т.п.

Формы устного информирования имеют различную направленность —критико- аналитическую (обсуждения, презентации, диспуты и т.д.) позитивно-иллюстративную (литературно-музыкальные вечера), рекомендательно-информационные (библиографические обзоры).

Особенностью форм и методов направленных на развитие критико-аналитической активности читателей, является то, что они рассчитаны на активность самих читателей. Чем больше знакомы между собой участники такого мероприятия, тем больше шансов на его успех.

При подготовке читательской конференции необходимо продумать различные методы информации о литературе, строго определить регламент, так как увлеченные участники могут слишком затянуть мероприятие.

При организации диспутов надо помнить, что литература здесь имеет вспомогательное значение, а цель его — формирование обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. В диспуте многое зависит от того, на сколько удачно начнет его ведущий, сможет ли его выступление активизировать аудиторию. Для удобства можно заранее подготовить памятку, в которой будут предложены основные правила для всех желающих выступить.

Одной из важных форм устного информирования о литературе является комментированное чтение, т.е. чтение вслух текста произведения с комментариями и последующем обсуждением прочитанного. Это неоценимая форма для детских библиотек, т.е для тех, кто еще только учится читать, осваевая приемы активного чтения. Такая форма может предполагать и профессиональное исполнение литературных произведений, если пригласить для чтения мастеров художественного слова. Современные технические средства, такие как аудиокниги, позволяют услышать голоса самых выдающихся актеров, но в таких прослушиваниях важна роль библиотекаря, организатора и участника последующего обсуждения.

К позитивно-иллюстративным формам относятся тематические библиотечные вечера. Программа вечера состоит из комплекса форм информации наглядных и устных, объединенных темой и читательским направлением. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная. Методика подготовки такого вечера непроста и требует, как правило, двух-трех недель для подготовки. Организаторы разрабатывают программу, план, сценарий вечера, привлекая к этому компетентных людей, подбирают иллюстративный материал и т.д. Интересный библиотечный вечер может стать средством расширения сферы влияния библиотеки, привлечения новых читателей.

Рекомендательно-информационное значение имеют «устные журналы», которые состоят из нескольких разделов - «страниц», раскрывающих какую-либо проблему, объединенных общей темой. Как правило, в устном журнале бывает 5-6 «страниц», каждая из которой занимает не более 15 минут. Можно привнести в эту форму соревновательный элемент, если журнал готовится в школьной библиотеке, а за каждую страницу отвечает какой-нибудь один класс.

Неотъемлемой частью информационной работы библиотеки и важным средством оперативного осведомления читателей об интересующих изданиях являются обзоры новых поступлений. За время обзора библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой характеристикой. Вводная часть небольшая и сообщает только о том, какая литература (отрасли знания, принцип отбора) и за какой период поступила в библиотеку.

Все чаще в своей работе библиотеки используют опыт средств массовой коммуникации и организуют викторины, конкурсы. Эти формы обладают комплексным характером воздействия и очень подходят для детских и школьных библиотек. Вопросы к викторинам можно составить с помощью специалистов — литераторов, искусствоведов, историков и т.д. Но можно и воспользоваться сборниками литературных игр, научно-популярными изданиями.

Библиотека это не только информационный центр, на самом деле ее возможности на много шире. Все чаще библиотека становится центром общественной и культурной жизни. В связи с этим значительно возрастает роль досуговой функции библиотек, реализации которой способствуют клубы и кружки.

Клубы по интересам дают возможность не только с пользой проводить свое свободное время, но и способствуют раскрытию и развитию тех способностей, которые скрыты и не используются в профессиональной и бытовой жизни человека.

Клубная работа име6ет свою специфику, она значительно отличается от других видов библиотечной деятельности и требует помимо желания, специальных знаний, умений, навыков.

Клуб в библиотеке — это самостоятельное творческое объединение читателей, имеющих общие и близкие познавательные интересы, основным средством удовлетворения которых служит книга и чтение. Регламентирующей документацией, как правило, является устав, программа, план работы, дневник мероприятий, вступительная анкета. Устав освещает цели и задачи клуба, вопросы членства, права и обязанности членов клуба, состав и принципы выборов органов самоуправления, атрибутику.

Специфика работы библиотечного клуба заключается в прямом выходе на организацию процесса чтения, формирование читательской культуры и компетентности. В своей практической деятельности библиотеки отдают предпочтение организации объединений по интересам, которые позволяют соединить чтение с познавательной и творческой деятельностью членов клуба, которые формируют особого читателя — знатока литературы, пропагандиста книги и чтения, активных участников всех начинаний библиотеки. Опыт функционирования таких клубов позволил определить основные требования к их организации.

- Выбор тематики клуба по интересу.

- Обоснование читательского назначения.

- Обоснование читательского назначения.

- Наличие эмблемы клуба.

- Наличие девиза клуба.

- Наличие устава клуба.

- Обоснование организационных основ работы клуба.

- Описание основного содержания деятельности клуба.

- Составление плана работы с указанием мероприятий, сроков проведения, ответственных и т.д.

- Характеристика проводимых мероприятий.

- Оценка результативности работы клуба по интересам.

Одна из причин успешности клуба — правильный выбор его тематической направленности, которая будет требовать определенной библиотечно-библиографической поддержки. Самыми популярными направлениями деятельности клубов являются: изучение русской и зарубежной литературы; экология; краеведение; история; возрождение и развитие семейного чтения; нравственное и эстетическое просвещение; профориентация.

К каждому заседанию клуба оформляются книжные выставки, проводятся индивидуальные беседы, подготавливаются списки литературы. Жизнь клубов зависит от многих факторов, и прежде всего, от инициативы его членов: пока им интересно это дело — клуб будет работать.

 

 

Массовые библиотеки РФ прошли сложный и своеобразный по сравнению с западноевропейскими и североамериканскими публичными библиотеками путь развития. Они вобрали в себя черты народных библиотек, существовавших в России до 1917 г., и современных публичных библиотек. Долгие годы массовые библиотеки развивались как учреждения политического просвещения, до середины 50-х гг. они так и назывались: "политпросветские библиотеки". Большинство массовых библиотек было ориентировано не на личность с его индивидуальными потребностями, а на так называемых средних читателей с однотипными потребностями. Долгие годы массовые библиотеки развивались в условиях однообразия, унификации форм и методов работы, жесткой зафиксированности функций, не имея возможностей оперативно и гибко отзываться на изменения читательских потребностей и запросов, без учета самостоятельности и инициативы трудовых коллективов библиотек. В централизованной системе массовых библиотек не было видимых читателю различий ни по составу фондов, ни по формам работы. Неудовлетворенность одной конкретной библиотекой переносилась на; остальные. В современных условиях, когда потребности людей все более дифференцируются и в то же время расширяются возможности пользования альтернативными средствами культуры ориентация библиотек только на массового читателя лишает их опоры среди пользователей и уг-важения со стороны общества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-

Нельзя согласиться с утверждением некоторых специалистов, что массовая библиотека изжила себя организационно, функционально и идейно. В отечественном библиотековедении наблюдаются смешение и противопоставление понятий "массовая" и "публичная" библиотека. Бытует мнение, что, несмотря на определенную близость этих терминов, они все же различаются. Утверждается, что публичная библиотека — не разновидность массовой, а совершенно новый, особый тип государственной библиотеки, имеющей свой юридический статус и обозначение в правовых документах. Сейчас массовые библиотеки переживают сложный переходный этап устранения недостатков предшествующего периода и создания условий для превращения ее в действительно публичную библиотеку. Надо освободить массовую библиотеку от заидеологизированности и формализма прежних лет, расширить сферу ее деятельности, изменить методы работы, сделать ее открытой для всех и каждого. Массовая библиотека, будучи универсальной по своим функциям, выполняет широкий спектр задач, связанных с содействием общему образованию, повышению культурного уровня населения и организации разумного досуга, пополнению профессиональных знаний и повышению квалификации трудящихся, распространению и популяризации научных знаний. Ориентированные не на массу читателей, а на личность, на целевые группы читателей (любительские, семейно-бытовые, развлекательные, общественно-политические и др.) массовые библиотеки приобщают к книжной культуре все более широкие слои населения. Массовая библиотека — культурно-просветительный центр и центр отдыха. Наряду с задачами просвещения и информации она решает и задачу стимулирования разных аспектов культурной деятельности населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Анализ деятельности библиотек Дзержинского района за 2013г / А. М. Барышникова. - Дзержинская ЦБС, 2013. – 150 с.

 

2. Бахтурина, Т. А. Алфавитный каталог / Т. А. Бахтурина, Э. Р. Сукиасян // Библиотечная энциклопедия / - М.: 2007. - 30 -31 с.

 

3. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика / О. П. Коршунов [ и др]. – М.: Кн. палата, 2005. – 256 с.

 

4. Библиотечное дело: терминологический словарь. - 3-е изд. – М.: 1997. – 168 с.

 

5. Диомидова, Г. Н. Библиографоведение: учебник / Г. Н. Диомидова. - СПб.: Профессия, 2002. – 129 с.

 

6. Илюшина, И. Виртуальные СБА: новые принципы организации производственных процессов / И. Илюшина // Библиотека. - 2012. - № 9. - 14 – 18 с.

 

7. Киселева, О. В. Нужны ли «библиотечные каталоги» будущим библиотекарям? / О. В. Киселева, О. А. Костина // Мир библиографии. - 2009. - №6. - 10 – 12 с.

 

8. Красилина, Г. В. Клуб для пожилых людей / Г. В. Красилина) // Современная библиотека. – 2012. – № 2. – 64–65 с.

 

9. Малевич, Е. Н. Справочно-библиографический аппарат библиотечного фонда страны. Вопросы общей теории / Е. Н. Малевич. – М.: 1998. – 588 с.

 

10. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч. - метод. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: 2003. – 96 с.

 

11. О библиотечном деле: Фед. закон.//Законодательство Российской Федерации о культуре.- М.: 1999.- 81-96 с.

 

12. Организация работы Централизованной библиотечной системы: инструкции и учет. Формы.-2-е изд., испр. и доп. /под ред.Р.З. Зотовой.- М.: 1985.- 192 с.

 

13. Савина, И. А. Библиографическое описание документа. Семиотическй подход / И. А. Савина. – М.: 2004. – 158 с.

 

14. Саймак, К. Библиотека современной фантастики. Почти как люди. Рассказы / К. Саймак. – М.: Молодая Гвардия, 1979. – 320 с.

 

15. Сборник основных Российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности /Сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман.- СПб.: Профессия, 2006.- 547 с.

 

16. Синицина, В.Н. Наша гордость- предметный каталог /Н.В. Синицина, Л.П. Узинцева// Мир библиографии.- 2001.-№1.- 40-43 с.

 

17. Справочник библиографа /науч ред. А.Н.Ванеев, В.А. Минкина.- 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Профессия, 2007.- 496 с.

 

18. Сукиасян, Э. Р. Библиотечные каталоги: метод. материалы / Э. Р. Сукиасян. –М.: Профиздат, 2003. – 192 с.

 

19. Тюнина, Н. Сохранить информационное богатство: создание справ. - библиографический аппарата / Н. Тюнина // Библиотека. - 2010. - № 9. - 56 – 60 с.

 

20. Фигарев А. В. Экологический марафон в ЦГБ / А. В. Фигарев // Панорама библиотечной жизни области: опыт, новые идеи, тенденции развития. – СПб.: 2005. – 21–25 с.

 

21. Седова С. Е. Массовая работа в библиотеке: традиции и инновации [Электронный ресурс] / С. Е. Седова // Calaméo: сайт. – [М.], 2014. – Режим доступа: https://www.docme.ru/doc/271960/massovaya-rabota-v-biblioteke (дата обращения: 10.10.2014).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: