Экономика Казахстана в 70-80-е годы




ЛЕКЦИЯ

Тема «Казахстан в средине 1960-1980х гг.»

План:

Общественно-политическая жизнь Казахстана во второй половине 60-х- середине 80-х годов

Экономика Казахстана в 70-80-е годы

Демографические процессы в советском Казахстане

Общественно-политическая жизнь Казахстана во второй половине 60-х- середине 80-х годов

 

В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев был смещен с должности, его место занял Л.И.Брежнев. Были приняты решения, осуждавшие администрирование в руководстве народным хозяйством, перегибы во внутренней политике партии. Идея хрущевской перестройке должна была смениться политикой продуманных решений – реорганизация началась в первую очередь с партийных органов (пленум осудил разделение в 1962 г. партийных, советских профсоюзных организаций по производственному принципу, заменили на территориально - производственный.)

Тем не менее, в 70-е гг. реальные рычаги власти все в большей степени сосредоточились в руках партийно-государственного аппарата. Новая Конституция 1977 г. не внесла кардинальных положительных изменений в социально-экономической жизни Казахстана – носила чисто декларативный характер.

К началу 80-х годов в СССР практически во всех республиках и в том числе в Казахстане сложилось удручающее социально-экономическое положение. Политическая организация общества, не оправдавшая себя система экономических отношений, вплотную поставили страну перед серьезным кризисом. Это выражалось в централизованном руководстве экономикой, всеми аспектами общественной и личной жизни, в слиянии партийного и государственного аппарата, его бюрократизации, в нарушениях законности, в отсутствии гласности. Система социально-экономических и политических акций, направленных на реформирование общества, вошла в историю под названием «перестройки». С 1985 г. в стране начала складываться новая политическая атмосфера, возникли многочисленные общественные движения. Было положено начало становлению многопартийности. В обществе обсуждались острые проблемы развития страны и повседневной жизни. Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Застойные явления в народном хозяйстве резко обнаружили имевшиеся противоречия и недостатки командно-административной системы в планировании и размещении производительных сил.

Казахстан в этот период был частью огромной страны и выступал как единое звено в рамках «холодной войны», «братской помощи» социалистическим странам, установлении административно-командной системы. В 1964 году обостряются отношения СССР с Китаем, к границам были подтянуты войска, с китайской стороны численность армии достигала 400 тысяч человек. После июньских событий 1969 года на острове Даманском, 13 августа началось вооруженное столкновение у озера Жаланашколь в Семипалатинской области, приведшие к человеческим жертвам. Только угроза ядерной войны стабилизировало обстановку.

Летом 1979 года в Целинограде начались митинги, главным лозунгом которых был девиз «Казахстан неделим». Июньские события (16 –19 июня) были связаны с решением Политбюро ЦК КПСС, определившим создание немецкой автономной области в Казахстане с центром в городе Ерментау, включающей ряд районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей.

СССР, исходя из интересов укрепления международного влияния, политического доминирования ввел войска в Афганистан 27.12.1979 года. В ответ на это США положили эмбарго на поставки зерна, призвали бойкотировать Олимпийские игры в Москве, в ООН 104 государства проголосовало за осуждение вооруженного вторжения. «Ограниченный контингент» -80 тысяч человек находился в Афганистане до 15 февраля 1989 года. СССР потеряло по официальным данным 13 тысяч убитыми, 37 тысяч ранеными. Численность казахстанцев составляла 21 979 человек, из них 780 погибли, 393 вернулись инвалидами, 22 пропали без вести. С декабря 1979 года ежегодно для военных действий выделялось 5 миллиардов рублей.

Экономика Казахстана в 70-80-е годы

В 70-е годы в сельском хозяйстве объемы производства постепенно снижались – сокращалась урожайность, поголовье скота. Одна из главных причин низкой эффективности явилось – отчуждение крестьянина от результатов труда, отсутствие его заинтересованности. Негативно сказались государственные плановые закупки сельхозпродукции (почти то же самое, что и продразверстка) – в результате к началу 80-х годов большинство колхозов и совхозов стали убыточными.

Были попытки сломать сложившуюся систему хозяйства – опыт И.Н.Худенко в совхозе «Акчийский» Алматинской области, который внедрял новые формы управления сельским хозяйством, к сожалению, окончился неудачно. Экспериментатора советская бюрократическая система не приняла.

В 70 годах можно привести много примеров, когда на первый взгляд уровень жизни и благосостояния повышался: увеличение дохода на душу населения, улучшение качества медицинского обслуживания, науки, культуры, жилищно-бытовых условий. Но рост был заметен лишь в сравнении с уровнем жизни населения в довоенный период - в сравнении со странами Запада наблюдалось значительное отставание. В Казахстане это особенно было заметно, так как обеспечение социальной сферы проводилось по остаточному принципу.

Уравнительное распределение заработной платы снижала заинтересованность рабочих в результатах своего труда, объемы производства и качество продукции. Повышение уровня жизни проводилось за счет денежной политики при постоянном росте дефицита на товары общего потребления, что в итоге привело к тотальному дефициту.

Принятая в 1982 году Продовольственная программа не дала заметных результатов – программа была разработана в рамках устаревшей системы управления и не затрагивала основных интересов работников села. В результате кризисные явления все более углублялись. В середине 80-х годов было введено нормированное (по талонам) снабжение продуктами питания.

Разрыв между словом и делом в промышленной сфере проявлялся в различных формах. Так, образование при промышленных предприятиях научно-производственных объединений должно было способствовать повышению производственного потенциала и внедрению достижений НТР в производство, но в итоге привело к формированию монопольных тенденций в научно-технической политике. На долю Казахстана в конце 70-х годов приходилось 3 % внедряемых новшеств.

В то же время, республика по-прежнему ориентирована на сырьевую специализацию, о чем свидетельствуют решения IX-XII съездов КП Казахстана. В 1970 г. доля отраслей группы «А» в валовой продукции всей промышленности Казахстана превысила 72%. С одной стороны наращивались темпы добывающей промышленности и добычи энергоносителей, но с другой наблюдалась низкая эффективность использования сырья и энергии. Негативно сказывалось валовое планирование, без учета специфики региона – тяга к гигантомании в промышленном строительстве – создание территориально-промышленных комплексов (ТПК). Отрыв от реальности в планировании приводил к невыполнению планов и их постоянной корректировке (в период с 1981 по 1985 гг. – переделка планов происходила более 300 раз).

Реформы в СССР в 1962 по 1989 годы не дали эффективных результатов так как, не предусматривали коренных изменений экономических отношений. В структуре экспортных поставок республики 97 % приходилось на сырье. Сырьевая направленность экономики означала развитие преимущественно добывающих отраслей. Относительной стабилизации экономической ситуации в эти годы способствовал экспорт нефти.

Из пятилетки в пятилетку нарастали капитальные вложения в индустрию, характер промышленного строительства определял гигантскими объемами. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения, полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР, развитием духовной культуры, а суммой капиталовложений, тоннами добытой руды, угля, нефти и других ресурсов.

Нараставшие кризисные явления в экономике вели к потере динамизма в развитии народного хозяйства. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции с 8,4 % с девятой пятилетие уменьшились до 3,8 % - в одиннадцатой.

В 1971-1989 гг. в сельское хозяйство было вложено 58,2 млрд. руб. В результате к 1985 г. были полностью механизированы основные полевые работы – пахота, сев, уборка зерновых культур, на 75-98 % - основные работы в животноводстве. Однако комплексной механизации всех отраслей не было достигнуто. Ручной труд преобладал при посадке и уборке овощей, сборе плодов и ягод, на ремонтных работах.

Наращивание производства сельскохозяйственных продуктов в республике проходило крайне неравномерно, более высокие темпы прироста были достигнуты в девятой пятилетке – 3 % в год. В 1981-1985 годах фактически прироста валовой продукции не произошло. Налицо были все признаки кризиса.

Неустойчивым было развитие зернового производства. При стабилизации посевных площадей на уровне 25,5-25,1 млн. га. Урожайность зерновых имела тенденцию к снижению.

На протяжении трех пятилеток (1971-1985 гг) несколько увеличились валовое производство и государственные закупки хлопка, картофеля, овощей, но сократились производство сахарной свеклы.

Неравномерным было производство животноводческой продукции. Резкий скачок в увеличении производства молока в совхозах и колхозах произошел в девятой пятилетке (22%), в 1976-1980 гг. – темпы роста снизились до 8%, а в 1981-1985 гг. до 6 %. В целом производство молока за 1971-1985 гг. возросло на 17,3%. Но этот прирост произошел исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовья коров.

В 1971-1985 гг. не было устойчивого роста производства мяса. Если в девятой пятилетке среднегодовые темпы прироста составляли 4,2%, то в 1976-1980 гг. они упали до 0,5% и несколько поднялись в 1981-1985 годах (3%).

Наибольший темп прироста производства мяса достигнут в птицеводстве, где среднегодовое производство продукции в 1989 г. в сравнении с 1970 г. возросло в 5 раз.

Традиционной отраслью сельского хозяйства Казахстана являлось овцеводство. Поголовье овец до одиннадцатой пятилетки хотя и медленно, но возросло с 31,8 млн. в 1971 г. до 35,2 млн. голов в 1981 г. В 1981-1985 гг. рост почти прекратился, а производство баранины в 1970-1985 гг. сократилось с 272 тыс. т. до 220 тыс. т. или на 19%.

В начале 80-х сельское хозяйство оказалось в кризисной ситуации. Попытка изменить положение путем принятия новых решений не дали существенных результатов.

В одиннадцатой пятилетке в республике сократились закупки зерна, хлопка – сырца, сахарной свеклы, подсолнечника. Некоторый рост госзакупок мяса, молока и молочных продуктов, яиц не мог компенсировать возросшего спроса населения на эти продукты. В городской местности было введено нормированное снабжение по ряду основных продуктов питания.

Таким образом, в экономике республики в 70-80–е годы проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Это, прежде всего упрочение командно-административных методов управления. Игнорируя экономические стимулы, система надолго задержала экономику на рельсах экстенсивного развития. Народное хозяйство несло большие потери от бесхозяйственности, слабого внедрения новой техники и технологии. К середине 80-х годов экономика республики оказалась в состоянии кризиса.

В 70-80 годы снизились реальные доходы населения, нарастал дефицит, появились очереди. В 1985 году среднестатистический житель Казахстан мог купить товаров широкого потребления на 2-3 месячную зарплату, остальные 9-10 зарплат не реализовывались.

Система государственных мероприятий, проводимых в СССР в 1985-1991 годы получила название политика Перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития был провозглашен на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: