РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Лекция 1. Исторические предпосылки формирования социально-культурной деятельности

Воспитание и просвещение у древних славян в догосударственный период базировалось на общинном укладе. Древнейшие педагогические воззрения опирались на основные социальные потребности, такие как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда, обучение детей военному делу. Нравственное воспитание осуществлялось в процессе соблюдения и трансляции из поколения в поколение обрядов, поклонения языческим богам, повиновения старшим членам общины, почитания предков. Бытовая обрядность древних славян была связана с языческими верованиями, о чем свидетельствуют этнографические, археологические, исторические материалы.

Народная педагогика обладала огромным воспитательным потенциалом. Ее основу составляли нравственность и трудолюбие, уважение к старшим, уважение к матери. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведе­ния, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Фор­мирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Основными воспитательными средствами выступали: колыбельные песни, поговорки, частушки, сказки, легенды, предания, пляски, постоянно сопутствовавшие повседневной жизни людей и выполнявшие просветительно-педагогические функции воспитательных средств.

В X-XIV веках происходит образование экономически само­стоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья фор­мируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются И средства воспитания.

В X веке проповедниками христианства — братьями Кириллом и Мефодием — была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.

Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».

Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.

Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического Наследия античности, обогащению педагогической
мысли древней Руси.

Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и наступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения, страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передавали то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время.

Лекция 2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках

XV-XVII века — период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.

Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ограничивалось низким социальным статусом женщины, ее положением затворницы. Так, в боярских семьях культивировалось раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами.

Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материаль­ная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.

В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досужество», «досужность», «досужий» характеризуют семейно-бытовой уклад различных сословий и социальных групп.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое по­ложение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.

Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Ви­зантии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропитательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовныхи т.д.),.а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.

Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно просветительную сферу.

В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.

Лекция 3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в со­держание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образова­ния, организованного досуга народных масс. Реформируется первая сла­вянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народ­ного просвещения, рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просве­тителей находят свое развитие и применение.

Обратимся к историческому опыту России XV11-XIX веков, к истории русской школы.

Школы находились под эгидой государства и церкви, которые вы­ступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гар­моничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была вы­держана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных -заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимнази­ей и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал бы­ла воплощена в намерении Екатерины П воспитать «новую породу лю­дей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императ­рицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), орга­низованный КИБецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые вдел Руссо.

В XIX веке об основах образования в античную эпоху вспоминали либо земские деятели, ратовавшие за всеобщее обучение, либо общест­венные просветители, либо владельцы частных гимназий. П.Н, Милюков справедливо заметил: «Школа с самого начала своего существования стала у нас вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или дня школы же или для служ­бы»1.

Итак, опыт зарубежной и отечественной школ свидетельствует о том, что противоречие между социализацией и индивидуализацией теорети­чески (точнее, демагогически) разрешалось в пользу индивидуализации, а практически, в условиях реальных учебных заведений, - в пользу со­циализации..Другими словами, прогрессивные педагоги всегда мечтали о воспитании хороших людей, а государственная, да и негосударственная школа неизменно ориентировалась на подготовку хороших специали­стов.

Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году.

Происшедший в XVII веке раскол русской православной церк­ви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и ор­ганизации клубного типа и в среде русского дворянства, проявля­ется специфика досуга городского «работного люда», обществен­ных досуговых форм у детей, подростков, семей.

В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамб­лей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и Т.д

Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриар­хальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы.

Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи.

Реформы Петра I коснулись и области социального призрения- Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и со­циальное призрение, создал новые административно­государственные органы для государственного регулирования со­циальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост обра­зованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: ((Образованность, возвы­сившись качественно, понизилась количественно».

Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно- просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сто­рон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их дея­тельности.

Развернулась деятельность Вольного экономического общест­ва (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, меди­цинских и других знаний.

 

Лекция 4: Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обо­гащала просветительные идеи первой половины XIXв.

Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с ин­тенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспита­нии и образовании: было положено начало женскому образованию.

Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультур­ные, просветительные идеи и деятельность декабристов.В последующий исторический период возрастает роль литера­туры в воспитательной, культурно-просветительской работе: лите­раторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональ­ные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях. Просвещению народа и распространению куль­туры большое внимание уделяли В.Г, Белинский и А,И. Герцен.

Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые фор­мы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; уч­реждаются пер вью благотворительные общества. В дело социаль­ного призрения и благотворительности большой вклад внесла им­ператрица Мария Федоровна.

Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частно­го призрения в России. Одной из объективных причин этого явления стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огромной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.

В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ, В их создании по истине исторической и пока далеко не изу­ченной была заслуга земства.

Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он xapaicre- ризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специ­альные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ, принимали участие в этом земства, казна, частные лица.

К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредо­точенных по стране. Основные принципы их деятельности состоя­ли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах сущест­вовали общедоступные библиотеки.

Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстети­ческих качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.

Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах; профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры, В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем ах развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие из­вестные деятели русской культуры,

Представители разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художе­ственной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. Культурно-просветительную деятельность вели многие выдающиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарище­ства передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» - объединения русских композиторов.

Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинемато­граф, Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные ви­ды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клу­бов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно­-просветительное воспитание родителей; возникают общества вра­чей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Клубные учреждения не располагали литературными фондами, по­этому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельст­вует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общест­венные просветительские учреждения. Известен целый рад форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции обществен­ного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения об­разования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Все эти клубные по своему.характеру общества существовали на средства благо­творителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения по­лучили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкояльно-образователъные функции изначально были для них главны­ми, и ориентировались они на рабспу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными - педагогами-А.У.Зеленко, С.Т.Шацким.

Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; по­всюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообра­зования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревен­ским и школьным театрам. На волне массового клубного движения появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы. Традиционное воздействие церкви на содержание и формы до­суга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.Множество источников указывает на расширение рекреатив­ной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сло­жившихся форм и размывание сословных границ социально­культурной деятельности наций и народностей России.

 

5. Характеристика соц.-культ.процессов советского и постсоветского периодов Револ.события России в начале XX века повлекли за собой изменения в соц.направленности культ.- просвет. и досуговой деятельности.

Первая мировая война сделала востребованным и актуальным социальный патронаж; мероприятия по социальной защите и оказанию помощи жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и другим категориям населения, нуждающимся в поддержке.

Накануне свержения самодержавия социально-культурные проблемы коснулись практически всех слоев российского общества.

Февральская революция 1917 года потребовала от новой власти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. В связи с этим Временное правительство пошло на ряд нововведений: были предоставлены политические права женщинам; демократические веяния и тенденции получили отражение во всех сферах социально-культурной жизни и досуга населения России; поддерживались народные % инициативы в этой сфере. Так, за короткий отрезок времени увеличилось число массовых

клубов и библиотек, учреждений социальной помощи, органов печати. Временное правительство предпринимало попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием.

С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые мероприятия по созданию и развитию системы политикопросветительной работы В связи с изменениями в. социальной структуре общества формируется социальная политика большевиков в первые послеоктябрьские месяцы: были созданы новые органы управления образованием и социальной сферой.

Идеология победившей власти реализовывалась в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.

Декреты Советского государства и документы партийных съездов, совещаний содержали массу выдержанных в духе новой идеологии руководящих указаний и директив по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятельности

политпросветов и мероприятий по их реализации на местах.

Практически в сфере культуры и просвещения было положено начало долгосрочной эре установления идеологического диктата.

Возникшая в России в конце XIX века методология внешкольного образования в последней трети XX столетия за рубежом трансформировалась в самостоятельную сферу социальной политики - сферу внешкольного, неформального, дополнительного, продолженного образования.

Однако в России эта методология должного развития не получила. Последним фундаментальным исследованием в этой области, имеющим теоретико-метсяологаческий характер, является ≪Энциклопедия внешкольного образования≫ профессора Е Й Медынского, изданная в 1923 года С тех пор исследования внешкольного образования, замененного в 30-х годах внешкольным воспитанием, велись фрагментарной бессистемно. В результате произошел отрыв теории от практики, ставший самой серьезной помехой на пути реорганизации воспитательных внешкольных учреждений Внедряются новые формы и методы работы, отвечающие требованиям нового политического строя. Деятельность Нар ком проса, профсоюзов, Пролеткульта и других государственных и общественных организаций соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга трудящихся. Идеологическую окраску получила и широкая организация работы по ликвидации неграмотности. Гражданская война способствовала расширению идеологических запретов. Наблюдается процесс централизации управления В 1919-1920 годах при партийных органах создаются агитпропотделы, а в 1920 году - Главполитпросвет как центр всей политикопросветительной и воспитательной работы в стране Формируется система партийного руководства этой работой через парткомы, парткомиссии, клубные партийные фракции и т, п.

Происходит постепенное вытеснение ≪мягких форм централизации≫ (по выражению руководителей Нарком проса) жесткими командными методами. Одновременно наблюдается огосударствление профсоюзных, кооперативных и других культурнопросветительных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.

По всей стране культивируются массовые формы ≪воспитания и перевоспитания≫: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др. В эту систему идеологического воспитания органично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповлзок, ≪красных юрт≫, ≪красных чумов≫ и др. Осложняется экономическая ситуация в сфере культуры: в связи с нарастанием материально-финансовых трудностей, истощением дореволюционного национального золотого запаса. утверждением ≪остаточного принципа≫ финансирования образования и культуры резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений. 1 В отраслях культуры и образования ощущался кадровый ≪голод≫ вследствие подбора сотрудников для внешкольной работы по принципу партийной и классовой принадлежности. Крайне тяжелым было материальное положение учителей, просветительных работников, Звонкие политические лозунги не могли помочь политпросветчикам решить бездну таких социально-экономических проблем советской власти, как продовольственный кризис, голод, эпидемии, беженцы, проституция, беспризорность, разруха, раненные и инвалиды, деклассированные рабочие, маргинализация населения, безработица. Давала себя знать теоретическая и концептуальная неразработанность социально-культурной политики. Особую остроту приобрели проблемы социально-культурного развития общества. Стала реальной угроза разрушения культуры, культурного наследия.Появившиеся в это время ≪Письма Луначарскому≫ В.Г. Короленко и ((Несвоевременные мысли≫ М. Горького были продиктованы тревогой за судьбы российской культуры, российской интеллигенции; многие ее представители эмигрировали, В сентябре 1922 года была выслана в Германию большая группа известнейших русских ученых, писателей, общественных деятелей. Культура, наука, просвещение, досуг, вся социально-культурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем, диктатом ≪классового подхода≫. Закрывается целый ряд органов печати, общественных культурно-просветительных, благотворительных обществ, комитетов и комиссий. Новой властью энергично проводится обобществление различных благотворительных организаций и их финансов, национализация культурных ценностей. Под школы, избы- читальни передаются помещения церковно-приходских школ, барские поместья. В то же время нельзя не отметить и положительные результаты, которые были достигнуты новой властью. Развивается сеть политико-просветительных учреждений. Работа учреждений просвещения и культуры в национальных регионах приобретает характерные этнические особенности. Постепенно расширяется сеть специфических по содержанию своей работы женских клубоз в среднеазиатских республиках. Семья и семейная политика в этот период характеризуются широким диапазоном крайностей: от разрушения семьи до установления жестких семейных ≪скреп≫. В течение 20 - 30-х годов сложились необходимые предпосылки для постепенного перерастания понятия ((политико-просветительная работа≫ в более логичную для масштабов и направленности её содержания дефиницию ((культурно-просветительная работа≫, а также возникновения во многом адекватных ей терминов: ((культурно-массовая работа≫, ((культурно-воспитательная работа≫ и т.д. Основные теоретические положения внешкольной, политикопросветительной, культурно-просветительной работы в этот период были изложены в трудах государственных деятелей и ученых - философов, педагогов, социологов: П.П. Блонского, А А. Богданова, Б,О. Боровича, И. Гревса, П.Ф Калтерева.Н.К.Крупской, В.И.Ленина, А.В Луначарского, А.С. Макаренко,Е.Н. Медынского, В.Ф. Плетнева, М.А. Растопчиной, М П Томского,Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др.Характерно, что по своему содержанию и наполнению культурнопросветительная работа (как и позднее социально-культурная деятельность), в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частностях соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции большинства исследователей как того, так и более позднего времени сходились на том, что культурно-просветительная деятельность - это ≪педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой личности≫1.Такое понимание позволило квалифицировать клубные учреждения как педагогическое явление досуговой жизни≫ (В.Е Триодин). Надо сказать, что ≪воспитание гармонически развитой личности≫, заимствованное из древнегреческой педагогики, стало позднее программной целью КПСС наряд}' с построением ((материально-технической базы коммунизма≫. Эго программное положение использовалось в качестве конечного ориентира всеми советскими педагогическими институтами, занятыми ((коммунистическим воспитанием≫ народа. Суть этого лозунга заключалось в том, что все советские учреждения народного образования ориентировались на социализацию учащихся в соответствии с моделью, диреюивно заданной паршей и правительством, в то время как воспитание всесторонне развитой личности требует свободной самореализации и самовыражения, которые не допускались.Коммунистическое воспитание провозглашалось главной функцией советских клубных учреждений (как и библиотек). Эта главная прикладная функция конкретизировалась в виде следующих функций, не считая ≪функции отдыха≫: - просветительская функция, обусловленная тем, что клуб стал элементом системы непрерывного образования, где упор делается на самообразование; просвещению служат лекции, вечера вопросов и, ответов;- коммуникативная функция - клуб как центр общения, встреч с интересными людьми, диспутов, проведения дискуссий (клубные посиделки, клубные гостиные и т.п.);- преобразовательная (культурнотворческая) функция – создание культурных ценностей, чему служат любительские клубные объединения, кружки технического творчества, коллективы художественной самодеятельности;- ценностно-ориентационная - объединение любителей кино, театра, музыки, где главной задачей является отличение подлинных ценностей от мнимых, в том числе борьба с буржуазной ≪массовой культурой≫ Показательно, что в этом перечне функций клуба, предложенных В Е, Триединым1, отсутствует ≪идейно-воспитательная≫, или ≪идеологическая функция≫. По сути дела, перечисленные В.Е. Триодиным прикладные функции относились к клубньЕм учреждениям вообще независимо от господствующей идеологии. Они конкретизировали внешкольно-образовательную функцию, свойственную большинству социальнокультурных институтов.

Особенность педагогического процесса в клубе всегда заключалась в том, что воспитателем в нем, как правило, являлся не игтатный работник, а подобранный им актив, демократически избираемое правление клуба Тон в клубе всегда задавали и задают авторитетные лидеры, способные выдвигать конструктивные программы Благодаря демократической свободе клубной деятельности (достигаемой, кстати сказать, далеко не всегда) в клубах осуществляется индивидуализация личности, чему служат преобразовательная и ценностноориентационная функции, а также социализация личности благодаря просветительной и коммуникативной функциям.

Между современной профессиональной социально-культурной деятельностью и культурно-просветительной работой 20-30-х годов сохраняется историческая преемственность, так же как между дореволюционным внешкольным образованием и послереволюционным политпросветом.Эта преемственность определяется местом культурно-досуговых институтов в структуре индустриального общества. Увеличивающийся досуг молодежи и населения вообще должен получить культурное наполнение.

Поэтому потребность в культурно-досуговых учреждениях (клубах и библиотеках прежде всего) всегда будет актуальна.

До сих пор сохраняет актуальность и богатый практический опыт (формы, методы, организация клубной работы), накопленный в советское время. С введений! новой экономической политики в 20-х годах происходит некоторый огход от принципа централизации и методов административно-командного управления в сфере культуры и образования, утвердившихся в годы военного коммунизма. Проводилась политпросветработа и на частных предприятиях Ориентация на нэп объективно способствовала развитию демократических форм руководства пояитпросветительной сферой.

Страну охватило поистине массовое движение по организации клубных кружков общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.

Большой популярностью пользовались выступления ≪синеблузников≫, ≪живгазетчиков≫, инсценированные суды, различные формы работы с семьей, детьми и подростками В этот период развернулась подготовка кадров для политпросветучреждени и, развивались художественная самодеятельность и библиотечное дело.

В конце 20-х - начале 30-х годов усиливается борьба за ликвидацию неграмотности. Этот исторический этап ознаменован массовыми культпоходами. У каждого из них были свои задачи, этапы и результаты. Проводились библиотечные походы, кампании по борьбе с пьянством и хулиганством, пропаганде здорового образа жизни. Активизировали свою культурно-просветительную работу профсоюзы. Вместе с тем набирали силу и нарастали серьезные деформации и негативные явления в культурно-просветительной и социальной сферах Утверждается максимальная централизация управления, усиливаются идеологический диктат, цензура. Отменяется клубное членство. В работе клубов довольно часто в ущерб общекультурному воспитанию детей и взрослых уделяется неоправданно большое внимание производственно-технической пропаганде.В 30-е годы широко развертывается клубное строительство, развивается сеть библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы Получают распространение передвижные формы культурно-просветительной работы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности.

На этом внешне благополучном фоне активизируется борьба с религией: разрушаются памятники храмовой архитектуры; инициируется социалистическое соревнование за ≪обезвоживание≫ фабрик, сел, общежитий. Вводятся запреты на отдельные профессии, идет борьба с ≪религиозными вредителями≫. Культурно-просветительные учреждения становятся активными помощниками партии и государства в усилении идеологического контроля, в борьбе с религией, кулаками, ((врагами народа≫. Последствия насильственной коллективизации сельского хозяйства фактически привели к санкционированному голоду в начале 30-х годов. Происходит милитаризация труда, получают развитие ≪трудовые почины≫, социалистическое соревнование, ≪ударничество≫. Социально-культурное развитие в стране сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. Репрессивная политика государства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: