Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса на примере Пермского края.




Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

- меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

- меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

- меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости, с учетом вложенных в указанные объекты средств.[7]

Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников.

Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.[6]

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.[1]

В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 г. № 282-п (далее - Программа) Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края (далее – Министерство) предусмотрены различные виды поддержки, реализуемые как Министерством, так и органами местного самоуправления, учитывающими социальные и отраслевые особенности каждого муниципального образования. Это предоставление субсидий по различным направлениям и категориям расходов предпринимателей, мероприятия, направленные на развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, информационная и консультативная поддержка предпринимателей. Все мероприятия Программы имеют универсальный характер и применимы в любой отрасли и сфере деятельности.

Финансово - кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из основных видов поддержки малого бизнеса в Пермском крае. В рамках реализации Программы расширение доступа предпринимателей к финансово – кредитным ресурсам происходит по двум направлениям:

Прямая финансовая поддержка в виде предоставления грантов и субсидий на возмещение части произведённых предпринимателем затрат:

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга и уплатой лизинговых платежей,

- субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях,

- субсидирование части затрат, связанных с выплатой по передаче прав на франшизу (паушального взноса);

- предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности;

- субсидирование на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;

- субсидирование на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма;

- предоставление грантов субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией ими проектной деятельности.

2. Косвенная финансовая поддержка в виде системы гарантий и поручительств по обязательствам предпринимателей, микрофинансирования.

В 2012 году всем органам местного самоуправления Пермского края на равных условиях предоставлена возможность софинансирования вышеперечисленных мероприятий за счет средств краевого и федерального бюджетов. Соответственно, вышеперечисленные мероприятия будут реализованы в муниципальных образованиях Пермского края, при условии заинтересованности органов местного самоуправления в реализации таких мероприятий. Также в муниципальных районах действует своя программа поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, поддержка по вышеуказанным мероприятиям осуществляется через органы местного самоуправления, на территории которых предприниматели зарегистрированы и осуществляют свою деятельность.

Помимо этого, в Программе предусмотрено мероприятие по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию нового (дополнительного) производства, расширение и модернизацию существующего производства. Гранты предоставляются в размере до 50 % расходов, указанных в бизнес-плане проекта предпринимателя, прошедшего конкурсный отбор, но не более 1 миллиона рублей. Порядок предоставления грантов находится в стадии согласования в Правительстве Пермского края.

В целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам, а также создания альтернативного механизма финансирования предпринимателей, имеющих ограниченный доступ к стандартным банковским кредитам, в Пермском крае осуществляют деятельность ОАО «Пермский гарантийный фонд» и ОАО «Пермский центр развития предпринимательства».

По данному направлению предусмотрены следующие мероприятия, направленные на финансово-кредитную поддержку предпринимателей:

- льготное инвестиционное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства;

- поручительства ОАО «Пермский гарантийный фонд» по кредитам на предпринимательские цели, получаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных учреждениях РФ (банках-партнерах), в случае недостаточности собственного обеспечения. [9]

 

Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее: малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, а также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Немалый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 – 67;

2. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. – М.: Наука, 2003, 214 с.;

3. Козлова И.// Экономический курс №12(887) 2010;

4. Врублевская, О.В. и др. Бюджетная система РФ [Текст]: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат., 2004. – 838 с.;

5. Авдашева, С.Б. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие. – М.: Логос 2003. – 368 с;

6. Статья «До мелких дошло - малый и средний бизнес стал доверять облачным технологиям» Станислав Сикачин менеджер по развитию бизнеса Cisco Российская Бизнес-газета выпуск № 937 от 4 марта 2014 г.

Электронные ресурсы:

7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», (программа КонсультантПлюс);

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ и Ч.2 от 26.01.1996 №14-ФЗ), (программа КонсультантПлюс);

9. Официальный сайт министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края https://mintorg.permkrai.ru;

10. Официальный сайт инновационного бизнес-инкубатора https://www.nibi.nnov.ru;

11. Официальный сайт Правительства Российской Федерации https://government.ru;

12. Официальный сайт общественной организации «Опора России» https:// opora.ru;

13. Официальный сайт для размещения информации - www.bus.gov.ru/public/home.html.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: