Этапы внедрения новой модели.




Н.Б. Осипенко, А.Н. Осипенко

г. Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины

О ПОСТРОЕНИИ МОДЕЛИ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Будущее вырастает из мечты. Мир движется вперед, постоянно наращивая информационный и технологический потенциал. Появляются разнообразные возможности совершенствования человека, о которых раньше мы не могли даже мечтать. В то же время, глядя на то, как в нашей стране выстроено образование детей и взрослых, остается только грустить вслед уходящему поезду прогресса и более качественной жизни в многих других странах.

Попытаемся все же помечтать и представить себе модель образования, оптимальную, прежде всего, в плане интересов детей и родителей (не оглядываясь на интересы сложившейся у нас бюрократической системы).

Главной целью новой образовательной среды должно быть создание условий для формирования самостоятельных и гармоничных личностей, реализующих свои индивидуальные потенциалы в балансе с развитием социума и человечества.

Основные блоки предлагаемой модели.

1. Домашнее обучение [3].

2. Онлайн обучение [1].

3. Оффлайн обучение в минишколе.

4. Технологии интенсификации обучения (например, как в центре образовательных технологий Николая Ягодкина).

5. Игровые методы обучения (компьютерные и живые).

6. Создание учениками индивидуальных и коллективных полезных проектов.

7. Планирование и сопровождение тьютором индивидуального процесса обучения [2].

8. Онлайн и оффлайн консультирование учеников по изучаемым предметам (используя, в частности, технологии, применяемые в СУНЦ МГУ имени А.Н. Колмогорова).

9. Методологическое, психологическое и организационно-финансовое сопровождение разработок учениками своих полезных проектов.

10. Автоматизированная система подбора тьютора и консультирующих учителей для ученика, а также учеников для тьютора и коллектива учителей (на базе соответствующей интернет площадки), идея которой выдвинута авторами в работе [4].

11. Государственная структура по оценке знаний учеников согласно общереспубликанским стандартам, уполномоченная принимать экзамены экстерном и выдавать дипломы об образовании.

12. Инфраструктура (правовая, финансовая, материальная и маркетинговая), в частности, включающая в себя создание минишкол под каждый коллектив единомышленников из числа тьюторов и учителей-предметников.

Этапы внедрения новой модели.

1. Выдвижение и обсуждение в СМИ и Интернете вариантов новой модели образования.

2. Внесение изменений в законодательство об образовании, позволяющее начать внедрять новые модели в соответствии с бизнес планами инициативных групп по созданию минишкол.

3. Открытие минишкол нового типа параллельно с функционированием традиционной школы. При этом законодательство и местные органы самоуправления должны по возможности обеспечить минимальное пересечение их интересов. Например, разрешить на первых порах создавать минишколы на дому при наличии надлежащих условий. Учителя и тьюторы минишколы могут оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей или открывать свое частное предприятие. Проще всего обойдется создание минишкол для детей, начиная с пятого класса. С учетом последовательного изучения предметов (1-1,5 месяца на предмет по интенсивной технологии) можно обходиться без питания, используя небольшую аудиторию для 5-7 учеников и одного учителя. Для одного занятия достаточно 3-4 часов, остальное – самостоятельная работа дома, плюс занятия в режиме онлайн.

На обучение каждого ученика минишколы государством должна выделяться фиксированная сумма денежных средств, равноценная тому, что выделяется на ученика традиционной школы. С этого счета родители имеют право (по аналогии с материнским капиталом в России) оплачивать только расходы на обучение и воспитание своего ребенка (сюда входит заработная плата тьютора, онлайн и оффлайн учителей-предметников, обучающая литература и расходные материалы, аренда помещения, питание, посещение театров и музеев, занятия в платных кружках, спортивных секциях и др.). Соответствующая смета расходов по каждому ученику подготавливается родителем вместе с организатором минишколы и проводится через банк под контролем местного органа управления образованием. Разумеется, родители имеют право дополнительно финансировать все эти пункты расходов на обучение и воспитание, включая заработную плату тьютора и учителей.

Кадры для минишкол. Создание в каждом регионе специальных центров по подготовке кадров для минишкол не имеет смысла. Каждая минишкола должна рождаться естественным путем по инициативе ее лидера (или лидеров), то есть, это всегда авторская школа. В профессиональном деле этим лидерам указчики не нужны. Это люди с опытом и собственными идеями, например, репетиторы со стажем онлайн или оффлайн преподавания, а также психологи с педагогическим образованием в качестве тьютора. Для них не проблема нарастить свои компетенции посредством Интернета для работы в минишколе. Другое дело, – помощь правовая и организационно-хозяйственная. Создание такого центра поддержки минишкол при местном управлении образованием было бы желательно.

Мотивация. Соблюдается ли в предлагаемой модели баланс интересов всех взаимодействующих сторон? С одной стороны, резко возрастает значимость интересов родителей, учеников и творческих педагогов, с другой стороны, – разрушается монополия традиционной школы и снижается ее значимость. Но, может быть, в сложившихся обстоятельствах это и полезно. Возникает настоящая конкуренция за привлечение учеников. Главное же не то, чтобы ребенок «прошел» учебу в школе, а приобщился к личности Учителя, зажегся от пламени его душевных переживаний и устремлений, без чего полноценный специалист и гражданин своей страны не вырастает [5].

Отметим, что предлагаемая модель с небольшими изменениями вполне пригодна в целом для образовательной системы «школа – университет – предприятие». При этом к работе тьютора необходимо подключать представителя предприятия, ответственного за подготовку кадров.

Литература

1. Другова, Е. А. Проект Веб-форума как ИТ-инструмента тьюторского сопровождения дистанционных студентов [Электронный ресурс] / Е. А. Другова, Л. В. Кобзева, Е. Н. Грибов / Режим доступа: https://thetutor.ru/biblioteka/tyutorstvo-v-distantnom-obrazovanii/proekt-veb-foruma-kak-it-instrumenta-tyutorskogo-soprovozhdeniya-distantsionnykh-studentov/ – Дата доступа: 20.01.2019.

2. Ковалёва, Т.М. Реализация принципа открытости при построении образовательных технологий / Т.М. Ковалёва / Отечественная и зарубежная педагогика, 2014, №4 (19). –С. 63-71.

3. Леухина, А. Пять камней преткновения в разговоре с Минобразования об альтернативе школе [Электронный ресурс] / А. Леухина / Режим доступа: https://life.pravda.com.ua/columns/2019/01/23/235219/ – Дата доступа: 20.01.2019.

4. Осипенко, Н. Б. О перспективах разработки модели будущего образования / Н. Б. Осипенко, А.Н. Осипенко / Материалы Республиканской научно-методической конференции «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования». УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины». –Гомель, 2016. – Ч.4. –С.265-268.

5. Осипенко, Н. Б. О путях реабилитации роли личности в образовательных процессах / Н. Б. Осипенко, А.Н. Осипенко / Материалы научно-методической конференции «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: модернизация высшего образования как определяющий фактор развития университета». УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины». –Гомель, 2014. – Ч.1. – С. С.178-182.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: