МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ




БИОЛОГИЯ

Предлагаем конкретные рекомендации по оцениванию заданий каждой линии в части 2.

 

№ задания Число элементов ответа Тип критерия оценивания заданий и рекомендации к оцениванию
    1. «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». 2. «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В ответе необходимо выделить оба элемента. Если ответ неполный, высший балл не выставляется.
Работа с рисун-ком   1) «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». 2) «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». Если в ответе неверно определен изображенный объект, но имеются верные его характеристики, ответ не засчитывается. Пример. На рисунке изображен хвощ и в эталоне даны его характеристики. Участник определяет, что изображен папоротник и перечисляет характеристики сходные с эталоном. Такой ответ не может быть засчитан как правильный. Баллы не выставляются.
Работа с текстом, исправ-ление ошибок в тексте   «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В задании линии 24 каждый текст имеет конкретное название, которое соответствует его содержанию. Ошибка не считается исправленной, если в качестве исправления в ответе содержится только отрицание суждения (может – не может, является – не является, имеется – не имеется и т.д.). За такое исправление балл не присваивается. Неверное суждение должно быть исправлено с указанием верного определения. Пример задания: Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в полость тела. В эталоне: Железы внутренней секреции не имеют протоков, а выделяют секрет непосредственно в кровь Ответ участника: Железы внутренней секреции не имеют протоков. Оценка за элемент – 0 баллов. В задании указано «Исправьте 3 ошибки в тексте». Если в ответе участника исправлено 4 и более предложений наряду с тремя правильными исправлениями, т.е. дополнительные исправления правильных суждений на неправильные, то за каждое лишнее исправление правильного предложения на неправильное снимается по 1 баллу. В остальных случаях необходимо следовать рекомендациям в критериях.
25, 26   «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». Если в задании указано «Ответ поясните», «Приведите доказательства», «Объясните значение» и т.д., то отсутствие пояснения в ответе снижает баллы. Перечисление признаков без их объяснений, доказательств не может считаться полным ответом, поэтому снимаются баллы. Пример задания:   В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение. В эталоне элементы ответа (фрагмент эталона): 1) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь смешивается частично; 2) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в организме Критерий оценивания (фрагмент критерия): Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл Ответ включает одиниз названных выше элементов, ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов Ответ участника: 1) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; 2) сухая кожа с роговыми чешуйками Оценка за элементы – 0 баллов (в ответе названы два неполных элемента без объяснения, что приравнивается к одному элементу, который согласно критерию оценивается в 0 баллов).
Задачи по цитоло-гии   «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В решении задач с использованием генетического кода при написании последовательности нуклеотидов во фрагментах молекул ДНК, иРНК, тРНК допускается запись через тире между триплетами или нуклеотидами, так как это соответствует связи нуклеотидов между собой в единую цепь. Недопустимо разделение триплетов в сплошной цепи ДНК или иРНК запятыми. Ошибкой считается запись антикодонов разных молекул тРНК через тире между триплетами, что означает связывание их в единую цепь. Это свидетельствует о непонимании участником экзамена того, что антикодоны принадлежат разным молекулам тРНК и не связаны в единую цепь. За такую ошибку снимается 1 балл. При записи фрагмента молекулы полипептида аминокислоты могут быть соединены друг с другом с помощью тире или написаны без разделения, одним словом. Запятые между аминокислотами одной цепи считаются ошибкой. Отсутствие пояснения, если это требуется в задании, не дает возможность выставить высший балл. В задачах на определение числа хромосом или ДНК в клетках или организме частично правильный элемент ответа не может оцениваться в 1 балл. Ответ участника должен соответствовать требованиям эталона. Пример задания:   В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.   В эталоне элементы ответа (фрагмент): 1) в зоне роста в период интерфазы в клетках число хромосом 56; число молекул ДНК равно 112; 2) в зоне роста в период интерфазы число хромосом не изменяется, число молекул ДНК удваивается за счёт репликации; Критерии оценивания (фрагмент): Ответ включает два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл Ответ участника 1) в зоне роста в клетках число хромосом 56; 2) в зоне роста клетка растет, число хромосом не изменяется. Оценка за элементы – 1 баллов (не указано число молекул ДНК в первом элементе и втором элементе).
Задачи по генетике   «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». При оценивании задач по генетике рекомендуется строго следовать эталонам и критериям оценивания. Схема решения задачи в работе должна соответствовать схеме в эталоне. Допускается лишь иная генетическая символика, о чем указано в критериях оценивания. В ответе при отсутствии объяснения результатов скрещивания высший балл не присваивается даже в случае правильного решения задачи. Если в задаче требуется указать закон наследственности, то должно быть указано его название. Если в ответе указан номер закона или автор (1 закон, закон Менделя, закон Моргана), то ответ не принимается как верный и балл не выставляется. Пример задания: Составьте схемы решения задачи. Определите соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте. В эталоне элементы ответа (фрагмент): 3) соотношение по фенотипу 9:3:3:1. Закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков не сцеплены и находятся в разных парах хромосом. Ответ участника Соотношение по фенотипу 9:3:3:1. Закон Менделя – независимого наследования признаков. Оценка за элемент – 0 баллов (в ответе отсутствует обоснование).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: