B. Групповые
c. Предметные - связаны с включением в игровую деятельность каких-либо предметов.
d. Сюжетные - игровая деятельность по определенному сценарию.
e. Ролевые - поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую берет на себя в игре человек.
F. Игры с правилами
2) Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно. В обучении есть две стороны: деятельность учителя и деятельность ученика. В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие. Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.
3) Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.
a. Физический - труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.д.); бытовой семейный труд (не только для себя); производительный труд (ремесленный)
b. Интеллектуальный - умственный труд (и только он) позволяет человеку узнать мир и свое место в нем.
c. Душевный труд - к данному виду труда можно отнести и работу по самосовершенствованию, по постоянному самоконтролю.
4) Общение - вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Проявляется в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
|
Вопрос №7
Внимание. Функции и виды.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время, как было показано, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо.
При внимательном отношении к какому-либо предмету он оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию — контроль и регуляцию деятельности. Внимание не имеет своего собственного познавательного содержания, оно лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Трактовку внимания по П.Я.Гальперину:
Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
|
По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием.
С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Виды внимания:
1) Непроизвольное - наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.
2) Произвольное - управляется сознательной целью, оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью.
|
3) Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Однако в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами.
Вопрос №8
Внимание. Свойства и нарушения.
Свойства:
1) Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н.Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.
2) Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами — тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.
3) Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел.
4) Переключение внимания - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
5) Объем внимания - человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.
Нарушения. Рассеянность (неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени):
1) Мнимая - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Она результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.
Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.
2) Подлинная - человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо.
Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов может привести к подлинной рассеянности.
Вопрос №9
Ощущения. Классификация, пороги, адаптация.
Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.
Ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Классификация ощущений:
1) Систематическая:
a. Интероцептивные ощущения (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма)
b. Проприоцептивные ощущения (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и регуляцию наших движений)
c. Экстерорецеотивные ощущения (обеспечивают получение сигналов из внешнего мира); контактные ( вкус и осязание ) и дистантные (обоняние, слух и зрение)
2) Генетическая:
a. Протопатическая (более примитивная, аффективная; относятся органические чувства: голод, жажда)
b. Эпикритическая (более объективированная, рациональная; основные органы чувств человека)
Свойства:
1) Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
2) Интенсивность - является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
3) Длительность - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя так называемый латентный период. Латентный период например, для тактильных ощущений составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.
Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия
Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Описанное изменение чувствительности, зависящее от условий среды и носящее название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в сфере других органов чувств. Чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин, для слуха – 15с, осязание – 3-5с.
Существуют адаптации негативные (полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя и притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя) и позитивные ( повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя).
Вопрос №10
Восприятие. Перцептивные действия. Свойства, виды, иллюзии
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Процесс информации е является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.
Виды:
1) Непроизвольное - мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет.
2) Пр оизвольное - с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним.
Свойства:
1) Предметность - выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
2) Целостность – образ восприятия складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства объекта.
3) Структурность - восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.
4) Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий.
5) Осмысленность восприятия - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.
6) Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией. При восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Вопрос №11
Мышление. Опосредованный характер, проблемная ситуация, виды.
Под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий.
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Вторая особенность мышления — его обобщённость. Все свойства объектов действительности связаны друг с другом. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).
Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью. Речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.
Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.
Виды мышления:
1) Конкретно-действенное - направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
2) Конкретно-образное - или художественное характеризуется тем, что отвлечённые мысли человек воплощает в конкретные образы.
3) Абстрактное - или словесно-логическое направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Вопрос №12
Мышление. Умственные действия. Понятия. Суждения. Умозаключения
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Мыслительные процессы:
1) Анализ и синтез – Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.
2) Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.
3) Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.
4) Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Вопрос №13
Память. Классификация и характеристика видов памяти.
Память - запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Виды памяти:
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:
3) Двигательная — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Основа для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
4) Эмоциональная - память на чувства. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Не ней основана способность сочувствовать, сопереживать другому человеку.
5) Образная - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
6) Словесно-логическая - наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.
по характеру целей деятельности:
1) Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить
2) Произвольная - целенаправленный процесс запоминания.
по продолжительности закрепления и сохранения
1) Кратковременная - удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова.
2) Долговременная - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями.
3) Оперативная - рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам, при этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты.
Вопрос №14
Речь, как инструмент мышления. Виды, свойства. Внешняя, внутренняя речь
Речь - процесс общения, опосредованный языком. Речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.
Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.
Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значит говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.
Существует несколько взаимно связанных видов речи: различают внешнюю речь, к которой относятся устная и письменная речь, и внутреннюю речь.
Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь.
Устная речь имеет следующие две формы.
1. Монологическая речь - говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем другими людьми.
2. Диалогическая речь, разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.
Письменная речь - речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации и другим фонетическим выразительным средствам устной речи.
Внутренняя речь — это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач. Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями.
Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.
Содержательность определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений.
Понятность обусловлена совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью.
Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Вопрос №15
Сознание. Наблюдательность и самонаблюдение. Бессознательное
Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.
(Пример с чтением книги дома и звонком в дверь)
“Отключение сознания” — это показатель того, что мы уже закрепили свои умения и навыки. Сознание работает, пока мы учимся читать и писать, играть на фортепьяно или в теннис, кататься на лыжах или водить машину. Но только до тех пор, пока полученные практические знания не войдут в нашу плоть и кровь.
«Бессознательное — незаменимый и эффективный помощник», -пишет психолог Тимоти Уилсон. Оно управляет нашей повседневной жизнью, запуская автоматизированные действия. Каждую секунду наше восприятие подвергается массированному обстрелу миллионами бит информации, осмыслить которую мы просто не в состоянии. Например: Удобно ли сидеть на стуле? Не тесна ли одежда? Кто-то прошел по коридору. Бессознательное никогда не отключается. Мозг постоянно активен и настроен на получение информации. По большей части она усваивается и сохраняется неосознанно, но потом в определенной ситуации активизируется и влияет на поведение человека. Способность бессознательно поглощать, а потом в нужные моменты отдавать информацию, эффективно используют специалисты по маркетингу. 25й кадр.
Самосознание. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть.
Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д.
Самосознание (И. С. Кон) - “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”.
Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Вопрос №16
Личность. Индивид. Человек. Индивидуальность
Человек рождается на свет уже человеком.
Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.
Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).
Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду.
Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.
Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).
Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.
Вопрос №17
Личность. Направленность. Потребности мотивы.
Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек.
В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:
1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
3. стремление - возникает при включении в структуру желания воли;
4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;
5. склонность — возникает при включении в интерес воли
6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Еще одна функция мотива является смыслообразованием.
Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.
Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.
Вопрос №18
Характер. Свойства, акцентуации.
Характер - это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.
Характеру присущи следующие свойства:
- многочисленность черт;
- иерархичность черт (по степени их влияния на поведение человека);
- взаимозависимость черт (одна существенная черта предопределяет заметное проявление других: например, нерешительность, может идти «рука об руку» с осторожностью и даже с трусостью);
- социальная обусловленность черт (обусловленность черт усвоением социального опыта, обстоятельствами жизненного пути индивида);
- генетическая обусловленность динамики проявления черт
Акцентуации характера:
1) Возбудимый – повышенная вербальная и двигательная активность, стремление к лидерству, неусидчивость, недисциплинированность. Неразборчивость в выборе знакомых, низкий уровень реализации способностей. Причина появления: безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений.
2) Аффективный – крайняя эмоциональная неустойчивость, аффективные вспышки возникают часто по ничтожным поводам, повышенная смена настроений, суетливость, конфликтность. Причина появления: бесконтрольность, попустительство.
3) Неустойчивый – противоречивость поступков, частая смена настроения, мнительность, обидчивость, искренность, прямолинейность. Недостаточная самооценка, повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Причина появления: семейные конфликты, эмоциональное отвержение.
4) Тревожный – повышенная впечатлительность, боязливость, робость, застенчивость, слишком большие требования к себе. Не способны переносить насмешки, унижения Причина появления: повышенная требовательность, необоснованные претензии.
Вопрос №19
Классификация акцентуации характера по К.Леонгарду