ОТ СТАРОГО ЗАМКА – К НОВОМУ




ПОСТ «ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ»

Планировку Гродно конца XVIII в. иллюстрирует план города 1795 г. Ее формирование на протяжении веков характеризовалась преемственностью основных особенностей, которые сложились на более ранних исторических этапах. Вдоль основной планировочной оси, которая проходит по водоразделу реки Неман, сконцентрировался ряд высотных сооружений — фарный, иезуитский, бригитский костелы.

В прошлом вдоль этой оси находились также Малая Коложская церковь и ратуша. Вторую планировочную ось — улицы Мостовую и Виленскую - отмечали мужской и женскийбернардинский, кармелитский, фарный, доминиканский и Святодуховский церкви. На пересечении осей располагалась главная городская площадь.

По своей территории выделялся иезуитский монастырь, который занимал квартал и включал церковь, учебные корпуса коллегиума, библиотеку, аптеку, жилые и хозяйственные здания.

 

1.

Старый замок в Гродно

фото замка во времена Батория, до такого состояния планируется восстановить замок в ближайшее время

В XVI веке после уничтожения тевтонского ордена Старый замок утратил свои оборонительные функции и превратился в Великокняжескую резиденцию. По указу польского короля Стефана Батория в1570-1580 годах готический Старый замок был перестроен в стиле ренессанс итальянским архитектором Санти Гуччи (ранее считалось, что строителем замка был Скотто из Пармы). Выходец из Флоренции, Санти Гуччи был королевским не только архитектором, но и скульптором, благодаря чему дворец Стефана Батория украсили ценные декоративные элементы. В строительных работах принимал участие и известный фортификатор Рудольфино да Камерино. Замок строился как единый дворцово-замковый комплекс, что было новым словом в архитектуре.

В ходе перестройки Верхний замок, лишившись ряда старых построек и башен, в числе которых были проезжая башня-брама и башня-донжон XIII века, утратил свои суровые, аскетические черты. Во время работ зодчие сохранили нижнюю часть оборонительных стен, башен, а также фундаменты и часть стен княжеского дворца замка Витовта, использовав их при строительстве нового королевского дворца.

Богато декорированный двухэтажный дворец Стефана Батория, стал главным в композиции замка. В плане он напоминает вытянутый в длину и несколько перекошенный прямоугольник размером 21 х 60 метров, разделенный на несколько покоев и залов. Его особенность — богатство украшений. Он был сооружен в стиле позднего ренессанса. Характерные черты его — декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Дворец украсила высокая двухскатная крыша, покрытая красной черепицей, и высокие фигурные фронтоны.

Первый этаж имел сводчатые перекрытия. Внутренняя отделка его была выполнена из кирпича, стены и потолки в основном были оштукатурены, полы были выполнены из керамических плиток. Симметрия в разбивке помещений отсутствовала. Здесь было десять помещений, в которых размещались стража, канцелярия, арсенал, сокровищница и архив, кладовые и другие службы военно-хозяйственного назначения.

В центре фасада находилась парадная лестница в виде ризалита с аркадами. Она вела на второй этаж, который занимали королевские покои — парадные и жилые, представлявшие собой типичную дворцовую анфиладу. Это были презентабельно украшенные большие помещения с высокими лепными или резными потолками. Стены были украшены полированным гипсом, резьбой по камню и изразцами, полы выложены мрамором или разноцветными поливными керамическими плитками. В башне, примыкавшей к дворцу, размещалась баня, а над ней — зал с лепниной, украшенный так же богато, как и королевские покои второго этажа дворца. Впечатляла шикарная спальня, выкрашенная серой и золотой краской.

Дворец, несмотря на богатство декора, не утратил своего оборонного значения, что подчеркивалось толстыми внешними стенами и тесной связью его планировки с другими замковыми защитными строениями: башнями, въездными воротами с подъемным мостом и коваными полотнищами створок ворот на 12 фигурных завесах. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана.

2 декабря 1586 года скончался в своем дворце Стефан Батория. Внезапная смерть короля была неожиданностью, ведь он имел железное здоровье. Это была трагедия всего народа страны. В последующем здание использовалось по назначению – королевской резиденцией. С XVIII века стало дворцом Сапег.

Изображение замка, единственное в своем роде, сохранилось на гравюре Томаша Маковского, которая датируется 1600 годом.

************************

В конце XVI – начале XVII века в Гродно появился еще один замок. Его можно называть магистратским, так как он находился в ведении Гродненского городского магистрата. Поскольку на Королевском дворе и в Верхнем замке размещались все главные королевские службы, в них в случае военных действий горожане укрыться не могли: там было слишком мало места. Тогда и возникла необходимость создать в Гродно третий замок — центр обороны города. Как писал историк Михаил Ткачев, этот комплекс деревоземляных укреплений был сооружен на крутом берегу Немана недалеко от сегодняшнего железнодорожного моста и ограничивался с востока огромным естественным рвом. Замок имел высокие башни. Во второй половине XVII века его реконструировали, были сооружены бастионные укрепления. Тогда же с севера и востока над Городничанкой появилась городская линия укреплений с Виленскими и Лидскими (в русских документах – Смоленскими) воротами.

 

Дальнейшая же судьба Верхнего замка была связана с разрушительными войнами и многочисленными переделками. Он уже никогда не имел прежнего королевского блеска. Здесь располагался арсенал, в котором по состоянию на 1641 год хранились доспехи на 600 человек, несколько сотен мушкетов и шпаг. За их исправностью следили два специальных мастера — слесарь и платнер.

В 1655 году замок был разрушен российскими войсками, а в 1661 году - армией Речи Посполитой. Поэтому в 1677 году было принято решение выделить средства на его реконструкцию. Реконструкция велась в течение 5 лет. Отстроил Верхний замок литовский канцлер и гродненский староста Кшиштов Зигмунд Пац. В результате ремонта вид замка слегка изменился: были увеличены окна королевского дворца и исчезло их декоративное обрамление.Были ликвидированы эркеры, вместо ризалита появилась однопролетная лестница барочного типа.

Значительные изменения в сторону упрощения произошли с королевским дворцом. С него были убраны все внешние украшения. Изменения произошли и внутри дворца.

Во второй половине XVII века взамен деревянного был построен каменный арочный мост.

С 1678 года в замке проходил третий генеральный сейм Речи Посполитой, или Первый гродненский сейм. Следующий был в 1688 году, а в 1699 году состоялся последний сейм в стенах Старого замка (так к тому времени стал называться действительно постаревший Верхний замок).

Во время Северной войны замок несколько раз разрушался как русскими, так и шведскими войсками. Замок превратился в настоящие руины. В 1712 году в очередной раз было принято решение его отстроить. Но из-за нехватки денег в казне долгое время реконструкция укреплений откладывалась. В 1729 году строения замка со стороны Немана обвалились в реку. А в 1735 году сильный пожар уничтожил все деревянные постройки на территории замка.

Перестройка замка произошла в середине XVIII века — ею занимались саксонский архитекторы. Дворец был полностью перестроен и упрощен. Его окна стали более узкими, внешние лестницы были заменены на одну внутреннюю. Сам замок стал более компактным. На его территории были размещены некоторые службы. Также здесь размещалась свита короля, при его нахождении в Гродно.

ОТ СТАРОГО ЗАМКА – К НОВОМУ

 

После Северной войны Старый замок, сильно разрушенный, уже никогда не вернул своего былого значения. Пожар 1735 года довершил его разрушение. До наших дней дошли сильно измененный дворец, перестроенный и утративший все элементы декора, фрагменты оборонительных стен, руины Нижней и Верхней церквей, княжеского терема, мост и замчище. Городские же укрепления, созданные в период Северной войны, просуществовали вплоть до конца XVIII века, когда были срыты.

В 40 — 50-х годах XVIII века по указу короля Речи Посполитой Августа III на месте бывшего Королевского двора был построен Новый замок, ставший летней королевской резиденцией, выгодно расположенной на середине пути из Варшавы в Вильно. Этот дворец должен был стать и местом проведения генеральных сеймов государства. Автором проекта был саксонский архитектор Карл Фридрих Пепельман.

Строительство Нового замка велось четыре года и было окончено в 1742 году. Двухэтажный дворец, возведенный в стиле позднего барокко, в плане представлял собой букву «П» и создавал парадный внутренний двор, который замыкался двумя одноэтажными флигелями. В одном из них разместилась королевская пекарня, в другом — кордегардия (помещение для стражи). Между ними находились ограда и ворота, которые были построены на манер версальских и сохранили до нашего времени свой первоначальный вид. На их массивных пилонах были размещены скульптуры сфинксов, а столбы ограды венчали шлемы с элементами воинской атрибутики.

Стены дворца были украшены пилястрами и лопатками, декорированы карнизами и лепными украшениями. Между оконными проемами находились картуши с масками, а на тимпане фронтона — герб Речи Посполитой. Впечатляло и цветовое решение: насыщенный кирпичный цвет черепицы гармонировал со светло-розовыми и белыми плоскостями фасада.

Главный вход, находившийся в середине центрального корпуса, вел в большой прямоугольный вестибюль, который назывался Залом стражи. Он примыкал к Овальному («Посольскому») залу – первой приемной короля. В этом же зале заседала нижняя палата сейма.

В правой половине дворца и правом крыле находились приемные и жилые покои короля и королевы и их ближайшей свиты, другие необходимые помещения. Интерьеры, обильно украшенные лепными украшениями и резьбой в стиле рококо, отличались пышностью отделки.

Оба этажа левой половины главного корпуса были заняты Сенаторским залом, где проходили заседания верхней палаты сейма Речи Посполитой.

Оба зала были украшены гравюрами. Причем в «Посольском» зале они были посвящены прославлению рыцарских традиций, а в «Сенаторском» — республиканским принципам Речи Посполитой. «Сенаторский» зал соединялся с королевским дворцом через въездную башню.

Доминировать отныне должен был Новый замок. В XVIII веке был построен барочный мост-виадук, соединивший Старый замок с Новым замком и городом. Он сохранился до наших дней и считается самым старым в Беларуси.

Новый замок суждено было сыграть судьбоносную роль в истории РП. В 1793 г. здесь с 17 июня по 23 ноября 1793 г. заседал последний,так называемый «молчальный» («немой») сейм РП, на котором был утвержден второй раздел РП. В 1794 г. здесь размещалась т.н. Порядковая комиссия (орган управления Восстанием под предводительством Тадеуша Костюшко). В 1795 г. именно здесь после провала восстания король польский и великий князь литовский Станислав Август Понятовский (1764–1795) подписал акт отречения от престола (третий раздел РП) и Речь Посполитая как суверенное государство прекратила свое существование.

 

 

3.

Дворец БАТОРИЕВКА

 

Сегодня из-за многократных реконструкций эту постройку можно принять за обыкновенный советский дом 50-х годов. На самом деле Баториевка была построена почти 500 лет назад в стиле итальянского ренессанса. Король поручил итальянскому архитектору построить дворец на центральной площади. Точная дата основания неизвестна. Историки установили, что дворец состоял из двух частей. Первая часть являлась памятником итальянского Ренессанса. По распоряжению короля пристроили вторую часть дворца, архитектурно не связанную с ранней. После возведения король хотел передать здание иезуитам.Основной дом был 2-этажным, с большим вторым этажом-залом, который освещался рядом высоких окон. А крыло здания, ориентированное к костелу иезуитов, имело три этажа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: