Подготовка к ОГЭ: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Роль имени прилагаьельного в тексте
КЛАСС
Тема урока: Подготовка к ГИА: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль имени прилагательного в речи»
Цель урока:
· выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная, точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).
· добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;
· обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;
· развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность;
· развивать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Ход урока
ВВЕДЕНИЕ в тему урока
Вы шестиклассники, и слово ГИА вам ничего еще не говорит. Но не удивляйтесь, сегодня мы с вами будем готовиться к этому самому ГИА, то есть к государственной итоговой аттестации (так расшифровывается данное слово).
То, что предстоит нам сегодня сделать, вам знакомо: вы уже писали сочинение на лингвистическую тему «Роль суффикса в образовании слова», «Приставка – значимая часть слова» и другие.
В течение сегодняшнего урока развития речи мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Роль имени прилагательного в речи». Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы докажите, что роль прилагательных в речи огромна.
ПОВТОРЕНИЕ изученного ранее материала
Блиц-опрос
Задание:
У.: Я вам произношу слово или словосочетание, а вы даёте его толкование. Договорились?
|
Рассуждение? (Рассуждение – это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль, говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах: о том, что нельзя сфотографировать)
Лингвистика? (Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.)
Лингвистическое сочинение? (основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал)
Тезис? ( это то, что доказывается или объясняется.)
Аргументы? (это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.)
У.: Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.
Первое доказательство (аргумент).
Тезис
Вывод.
Второе доказательство (аргумент)
У.: Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача - определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.
АНАЛИЗ текста.
Задание:
Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.
(1)...По своей величине, огромной силе, необычайной красоте и величавой осанке давно назван царём всей водяной или водоплавающей птицы.
(2) Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову)
|
(О лебеде.)
У.: Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?
У.: К какой части речи относятся слова, описывающиелебедя? ( Имя прилагательное ) Зачитайте их
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ
У.: Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним количественный состав имён существительных и прилагательных в этом отрывке. (18 имен прилагательных, 14 - существительных.)
У.: О чем это говорит? (Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.: Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?
У.: Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?
Прилагательные
1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;
Заключают в себе авторскую оценку.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала
У.: Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные
(1) …, … день. (2) … лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно … осень.
|
(3)Удивительно … тишина.
(4)Сижу над … прудком в парке. (5) … дно засыпано … листьями. (6)И они блестят в воде, как … блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя … смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
У.: Какую же картину природы вы себе представили? Проверим, что у вас получилось.
У.: Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу:
(1) Теплый, солнечный день. (2) Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.
(3)Удивительно целебная тишина.
(4)Сижу над маленьким прудком в парке. (5) Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. (6)И они блестят в воде, как медные блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
У.: Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас?
У.: Что позволяет ему добиться такого точного описания природы? (Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.) (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ)
У.: Использование какого художественного средства выразительности помогает автору создать яркую, образную картину? (Эпитет)
У.: Что мы знаем об эпитете? (Эпитет – это образное определение)
У.: Прочитайте, пожалуйста, в Приложении о роли эпитета в речи
Эпитет (образное определение) - слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства. |
В художественном произведении эпитет помогает живо представитьсебе предмет,почувствовать отношение автора к нему Эпитеты могут: 1) усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предмета выделять их наиболее существенные признаки; характеризовать, пояснять какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; 2) уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество); 3) создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона (убогая роскошь); 4) передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления (дурн о пахнут мертвые слова); 5) заряжать настроением, формировать эмоциональное впечатление, передавать психологическую атмосферу; передать впечатление героя от увиденного; 6)помогать ФИО передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного; 7) создавать зримый образ предмета, явления; 8)воплощать мироощущение писателя, 9)в описании природы выражать чувства, настроения, внутреннее состояние человека 10) делать нашу речь более яркой, эмоциональной, выразительной. |
У.: По меткому выражению критика XIX века Боткина, эпитеты обладают способностью “озарять предметы ”. Как вы понимаете это выражение?
У.: Найдите в данной пейзажной зарисовке эпитеты, выраженные именами прилагательными ( Теплый (день), Бабье (лето), сырую (осень), целебная (тишина), невероятными (смельчаками))
У.: « Озаряют» ли они, как сказал критик, предложенный нам текст? Какова их роль в данном произведении?