Система мотивов в лирике Лермонтова




М. Ю. Лермонтов - духовный преемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из «пламя и света», Т.е. из бури чувств и напряженно бьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении «Дума». Говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно», Лермонтов уточняет: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы - декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые «в начале поприща... вянут без борьбы», не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди «толпа угрюмая». Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении «Смерть поэта». Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих «свободный, смелый дар». Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить «сердца вольного», вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор «свободы, гения и славы палачам». В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта» очень близко по теме и по настроению другое - «Как часто пёстрою толпою окружен... ».

 

Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица - это «приличьем стянутые маски». Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения - Отповеди. («Безумец я! Вы правы!... »), размышления о смысле жизни («И скучно, и грустно»), о назначении поэта («Поэт»). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения «Я к вам пишу: случайно, право... » размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где «под небом места много всем!». Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в «Бородино» повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому «Бородино» - памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие - родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с «милым севером», с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении «Прощай, немытая Россия... » совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в «стране рабов, стране господ», быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение «Родина». Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее подобные морям», «И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез». Он рад показать нам «полное гумно» - признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, «избу покрытую соломой», «с резными ставнями окно», - складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

 

 

Образ поэта занимает особое место в лирике Лермонтова. Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он создает художественный образ, отражающий действительность 30-х годов девятнадцатого века с ее трагическими противоречиями «наружного рабства» и стремлением к «внутреннему освобождению».

 

 

Следуя традиции Пушкина, Лермонтов говорит об уникальности личности поэта, который непохож на окружающих его людей. Лермонтовский поэт тоже «сын небес», томящийся на земле и тоскующий по небесным звукам. Однако небесное и земное в лирике Лермонтова противопоставлены более резко, чем у Пушкина.

 

В стихотворении «Ангел» речь идет о «младой душе», возможно, душе поэта, которую ангел нес из небесных сфер на землю, «для мира печалей и слез».

 

Запомнив ангельские песни о блаженстве безгрешных душ в райских садах, эта душа долго томилась на свете, мечтая освободиться от земного плена.

 

Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, осознает, что на земле он выполняет определенную миссию, возложенную на него самим Богом. Его назначение в современном обществе - быть пророком. Библейские пророки, водимые Божьим Духом, провозглашали истину, и Бог имел возможность говорить их устами.

 

Лермонтовекое стихотворение «Пророк» сюжетно продолжает одноименное стихотворение Пушкина. Получив дар всеведения и поручение от Всевышнего «глаголом жечь сердца людей», Поэт-Пророк, верный своему призванию, начинает «провозглашать любви и правды чистые ученья». Однако люди полностью отвергают его слово, побивают его камнями, и он вынужден, покинув человеческое общество, удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов говорит о трагическом противоречии, возникшем между поэтом и обществом в современном мире. Поэт как личность обречен на одиночество, непонимание и даже гибель.

 

В стихотворении «Смерть поэта», написанном в 1837 году по поводу гибели Пушкина, Лермонтов показал реальную судьбу русского поэта, пережившего гонения, злобные насмешки светской толпы, предательство и безвременную смерть. В последних строках этого стихотворения говорится, что истинным убийцей поэта, направлявшем руку стрелявшего, было светское общество, та его часть, которая непосредственно приближена к трону царя. Именно они стали палачами «Свободы и «Гения».

Собственные горестные переживания трагической неразрешимости конфликта между поэтом и светским обществом Лермонтов воплощает в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен... ». Лирический герой этого стихотворения - поэт, осознающий себя абсолютно чужим в толпе, веселящейся на бале- маскараде. Его окружают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», лишенные внутреннего содержания, человеческого тепла, любви, сочувствия.

 

Его протест против этого общества выражается в желании «смутить веселость их», бросив им в лицо «железный стих, облитый горечью и злостью».

 

Итогом философских размышлений поэта о состоянии современного общества и судьбе того поколения, к которому принадлежал он сам, явилось стихотворение «Дума». В числе недостатков и даже пороков, в которых он обвиняет современное ему поколение, упоминаются бездействие и бесплодие, равнодушие к добру и злу, рабская покорность перед властью.

 

Лермонтовский поэт - это романтический бунтарь, гордая, одинокая личность, противостоящая обществу и даже всему миру, страдающая от невозможности гармонически разрешить этот конфликт. Однако поэт полон желания обрести утраченную цельность мироощущения, соединиться с обществом. Вновь стать тем поэтом, которому «свет внимал в немом благоговенье», вернуть былую власть и уважение людей к его «пророческой речи».

 

В стихотворении «Кинжал» он выражает надежду на то, что поэтическое слово вновь станет силой, вдохновляющей и объединяющей бойцов для битвы. Однако в этой надежде есть доля скептического сомнения и неверия.

 

Ощущение гармонии, чувство единства с окружающим миром лермонтовский поэт часто находит в единении с природой. В отличие от человеческого общества, где царит злоба, тщеславие, гордыня, в природе все послушно воле творца, все находится во взаимном общении и любви. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу... » лирический герой преодолевает душевную боль, страдание, приобщаясь к покою и благости, царящей во вселенной. Общение с окружающим миром помогает ему преодолеть тягостное одиночество.

 

В редкие минуты просветленного сознания он счастлив, соединив небо и землю, преодолев трагическую разорванность земного мироощущения. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива... » поэт освобождается от тревожного ощущения в его душе, чувствует себя счастливым на земле, «созерцая» - в небесах Бога, источник гармонии и красоты.

 

В поздний период творчества одним из возможных путей преодоления конфликта поэта с обществом становится его обращение к народной стихии. В стихотворении «Родина» он говорит о любви, которая связывает его с родной землей, отчизной. Эту любовь он называет странной, несоответствующей общепринятым представлениям. Особенность лермонтовского чувства в том, что она носит демократический характер. Поэту доставляет наслаждение созерцать стихию народной жизни, погружаться в ее глубину.

 

В стихотворении «Бородино» поэт воссоздает портрет героического поколения богатырей 1812 года и противопоставляет их своим современникам.

 

Повествование о славных событиях народной войны он поручает простому солдату, рядовому участнику Бородинского сражения, подчеркивая его мужество, самоотверженность, готовность жертвовать жизнью ради отечества.

 

Противостояние поэта и общества, воплощенное в лирике Лермонтова, оказалось неразрешимым. Обреченный на страдания в течение своей жизни он, как и Пушкин, трагически гибнет на дуэли, оказавшись жертвой клеветы и гонений со стороны светского общества. Однако эта гибель утвердила те духовные ценности, которые он отстаивал в жизни и воплотил в свой поэзии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: