Проведение «чистки» на территории Агинского Бурят-Монгольского округа.




Впервые к теме репрессий в Забайкальском крае обратился историк-краевед В. И. Василевский. Владимир Исакович выделил несколько этапов проведения репрессий в советском государстве. Первый этап, по его мнению, пришелся на годы гражданской войны, когда репрессии стали одним из основных средств подавления открытого сопротивления контрреволюции, и были направлены против торгово-промышленной буржуазии, чиновничества, бывшего дворянства, офицерства, казачества. Эти категории населения, спасаясь от политики диктатуры пролетариата, вынуждены были покидать родину и уходить на сопредельные территории Китая и Монголии. Второй этап - период коллективизации, когда у крестьян забирали всё до последнего зёрнышка, а кто пытался хоть, что-то припрятать, чтобы семья не умерла с голода, причислялся к разряду «кулаков» и выселялся вместе с семьёй в слабо освоенные области на север страны, казахстанские степи и т.д. Третий этап - 1930-е гг. В это время в стране полностью установился тоталитарный режим, были организованы политические процессы против «врагов народа», репрессии охватили все слои населения[21].

Забайкальцы в полной мере на себе почувствовали политику этого времени. Она охватила все сферы общества: систему управления, промышленность и сельское хозяйство, медицину, образование и саму партию. В 1930-х гг. происходили так называемые «чистки», под которыми понимались совокупность организационных мероприятий по проверке соответствия членов коммунистической партии предъявляемым к ним требований. 27 июля 1921 г. ЦК РКП(б) опубликовал в газете «Правда» обращение «Ко всем партийным организациям. Об очистке партии». В обращении ставилась задача освободить партийные ряды от кулацко - собственнических и мещанских элементов из крестьян и уездных обывателей, а также проявить особую строгость по отношению к советским служащим - выходцам из буржуазной интеллигенции. Проводились мероприятия по проверке документов, устанавливался контроль над людьми, которые не внушали доверия органам НКВД. Для проведения чистки, Политбюро образовало Центральную комиссию, на местах партийные органы создали городские и районные комиссии.

Из документа по проведению чистки рядов ВКП(б) Агинской Аймачной парторганизации: с 1-го марта на периферии и в Аймцентре начинается проводиться чистка и проверка Госаппарата в Бур. республике, следовательно, партийным и комсомольским ячейкам необходимо мобилизовать бедноту, батрачество, средняков и колхозников, и профессиональную массу, и использовать их активность для успешного проведения этого важнейшего мероприятия партии.

Во всей системе агитационно - пропагандисткой работе нужно придать боевой темп. Необходимо: сосредоточить главное внимание на разъяснение политического значения чистки, как одного из важнейших мероприятий партии; привлечь к непосредственной работе по проверке детальности учреждении широкого актива рабочих, батраков, бедняков, колхозников, средняков и преданных сов власти служащих; подготовить к выдвижению батрацких и бедняцких слоев улуса и деревни.

Чистка и проверка Сов аппарата должна проходить на основе развернутой критики и самокритики, не взирая на лица и на основе самодеятельности трудящихся масс улуса и деревни.

При условии развернувшейся классовой борьбы в улусе и деревне, неизбежны кулацкие, ламские элементы. Они будут стараться направлять огонь удара всякими методами против лучших и честных руководителей сов. органов в улусе и деревне, а также защищать своих агентов в аппарате. Подобным явлениям нужно дать решительный отпор, организуя активность и самокритику батрацких, бедняцких, колхозных и средняцких масс, направляя их всяким вылазкам классовых врагов, использовать чистку соваппарата в своих целях на решительное выявление в соваппарате агентов кулачества, бюрократов и негодных элементов, и выявлять все недочеты в работе того или иного аппарата и выявление их недостатков бюрократизма и т.д. Довести районной комиссии и освещать в печати Бур – Монгольской правде и Унэн. Необходимо также мобилизовать рабселькоровскую работу для разоблачения достатков в учреждениях и отдельных личностей в сов аппарате, разложившихся, извращающих сов. законы, сращивающиеся с кулаком, нэпманом, ламством и т.д.

Чистка должна производится прежде всего и главным образом на основании оценки качества работы, а не только по признакам классового происхождения. Пролетарское происхождение и принадлежность ВКП(б) ни в коем случае не должны превращаться в страховку от чистки.

Непосредственная чистка личного состава должна начинаться лишь после основательной организационной подготовке и проверке качества работы учреждения.

Ответственность за всю подготовительную работу к чистке госаппарата на местах возлагается на парт - комсомольские ячейки.

Практические предложения: проработать вопрос о чистке госаппарата, её политическое значение на арт-комсомольских собраниях, на профсоюзных собраниях, на собраниях коммунаров, на батрацко - бедняцких собраниях, женском и общегражданском собраниях, и Пленуме сом. совета; приступить к проверке работ органов сов. власти на местах, кооперации и т.д., с тем, чтобы этим выявить насколько выполняются директивы партии и правительства и проведении классовой линии и насколько они становились во главе колхозного движения; проверки работы нужно проводить через бригады, организуемые профсоюзами, комсомолом (легкая кавалерия), жен-делегатскими собраниями, на собраниях бедноты и батрачества, и селькоровского. О ходе работы чистки Госаппарата информируйте через каждые недели в Уполн. КК и РКИ.[22]

С началом коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х - начале 1930-х годов репрессии приобрели массовый характер. Смысл коллективизации сельского хозяйства заключался в двух аспектах этой проблемы, один сугубо экономический: в стране не хватало товарного хлеба, и поэтому советская власть хотела получить как можно больше гарантированных хлебопоставок по твердым ценам, для того чтобы вырученные средства использовать для проведения индустриализации, мелкое крестьянское хозяйство не могло это обеспечить. Второй аспект коллективизации - это ликвидация советской властью независимых производителей, которыми она не могла управлять или подчинить их себе.

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928 - 1932 годы, одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» - «раскулачивание», предполагавшее насильственное и внесудебное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны. Под раскулачивание подпадали не только богатые крестьяне, но и середняки, и даже бедняки. Например, «Хамаганов Владимир Прокопьевич. - член ВКП(б) с 1928 года, бурят, 1899 года рождения, происходит из кулацко - зажиточной семьи. Исключен из рядов ВКП(б): как выходец из кулацкой семьи»[23]. Из постановления комиссии по чистке колхозов с. Агинского от 15.11.30г. по чистке коммуны “Ленина”: «За связь с кулачеством, выразившееся в сдаче хлеба коммуной за Оленгуйских кулаков, за халатное отношение к работе как председателя, за слабую его работу в бытность в Оленгуе, уничтожение 350 копен сена огнём - председателя коммуны Пупкова Филиппа снять с должности председателя»[24]. Из приложения к протоколу Бюро АК от 30-го октября 1930 года за №91 п.11: «8. Члена ВКП(б) тов. Носырева исключить за ряд антипартийных проступков, заключавшихся в том, что он использовал ударную бригаду профсоюзников и партийцев в пользу кулаков / по обмолоту хлеба /; выступал против аймачного плана сенозаготовок на общегражданском собрании села Агинского; защищал Нарфентьевских кулаков, подавал заявление в налоговую комиссию об освобождении их от индивидуального налога и связался с этими кулаками»[25].

Стоит отметить, что были зафиксированы случаи, когда кулаки действовали целыми группировками. Этот факт можно отметить в архивных документах. Из указаний Айкома ячейкам ВКП(б) о проведении сеноуборочной компании: «Настоящим сообщаем, по делу кулачко – вредительской группировки в сельскохозяйственной артели “Болсобон” Таптанайского сомона и связанное с этой группой быв. Красного партизана Дамдинова Еши-Нима /Ламадан/.

Прежде всего несколько слов о его характеристике: Дамдинов Еши-Нима, сын князя феодала – ламы Бадмаева Дамдина, внук Петра Бадмаева, с малых лет жил в быв. Петрограде у своего деда – крестника Николая II-го, воспитался в богатой семье, за ним ухаживали несколько прислуг – местных батраков, бедняков, при чём в 17-ти летнем возрасте застрелил свою батрачку, за что конечно не был наказан. Когда он стал самостоятельным хозяином начал играть в карты, в целях легкой наживы, благодаря чему проиграл и пропил весь оставшийся ему в наследство крупный капитал, он был тесным связщиком лам, проводил большую работу среди населения за отказ от Европейской медицины, за тибетские способы лечения.

Причины, которые побудили его стать партизаном если в вкратце, можно указать следующие:

Из Таптанайского же сомона происходит знамениты бандит, есаул атамана Семёнова, Тапхаев Дугар, в прошлом тоже профессионал картежник ростовщик, занимался бегами лошадей и с Дамдиновым у них на бегах происходили крупные столкновения, споры вплоть до драки, при чем в этом-же Таптанайском сомоне происходила сильная родовая борьба.

В период реакции, когда Тапхаев под предводительством атамана Семенова, Японской интервенции и местного кулачества был произведен в крупный военный чин и стал формировать национальный бандитский отряд, поэтому во избежание мести Тапхаева Дамдинов бежал в отряд красных партизан, где оперировал вплоть до советизации ДВК, в этом безусловно есть большая заслуга Дамдинова, особенно в тот момент, когда весь Агинский аймак был сплошным контрреволюционным антисоветским движением, но его кулацкое нутро, идеология осталась и за тот год, когда вычистили его из колхоза, и громко гласно отменив постановление местной парт. ячейки приняли обратно.

Принималось ряд мер устроить его на работу, но он до того обнаглел, что поселился в дацане, спекулирует ламскими домами, приходит в Айкомпартию и заявляет, что он ничего не будет делать, основное его занятие сейчас играть в карты, а если есть вино – пить, в тесной связи с классово-враждебными кулацкими элементами, пробравшись в артель “Болсобон” зажали бедноту всяческими способами издевались, и своим вредительским действием почти развалили колхоз, в результате злостного уничтожения состоянье поголовья скота характеризуется в следующем виде:

Кто они такие вредители колхозного имущества:

1.Дамдинова Лхама – дочь кулака. Она имела до 1929 года в хозяйстве батраков. В 1930 г. Пробралась в партию, и в этом же году исключена из нее. В 1931 г. Из артели “Болсобон” секретно гоняла 30 голов скота в г. Читу для продажи, но не доезжая до Читы карымские районные организации задержали ее, отобрали скот, сдали его в гос. заготовки в счет своего плана, а ее отпустили, затем она в Верхнеудинске ходатайствует о восстановлении ее в партию и по сведениям собирается ехать в Край КК с апелляцией, в то время наш райотдел ОГПУ по делу вредительства в “Болсобоне” и разыскивают, должны ее арестовать, она сбежала.

2.Намсараев Арсалан – был активным садником, сын средняка, родственник Дамдинова, быв. пред. Артели “Болособон”.

3. Бурдаев Эрдени – средняк, родственник Дамдинова, диктаторствовал и издевался над бедняцкими колхозниками.

4.Эрдынеев Балдоржи – профессионал картежник, хулиган, средняк, родственник Дамдинова.

5. Намсараев Жираб – Жамсо – лама Агинского дацана, контрабандист, спекулянт.

6.Бадмаев Бато-Цырен - бывший кандидат ВКП(б), профессиональный картежник, пьяница.

Вот этот кулацкий букет пробравшись в колхоз творили свои гнусные дела, за 1 год – уничтожили более половины скота. Вся эта кулацкая группа арестована, кроме партизана Дамдинова Еши-Нима, который находится в В-удинске и по сведениям ходатайствуют об освобождении вышеуказанной группы и Дамдинова Лхама тоже ходатайствует о восстановлении ее в партию, причем данное дело по вредительству в артели” Болсобон” следствием еще не закончено. Еще дополнительно имеются люди из этого контрреволюционной группы подлежащим изъятию.

На основании всего изложенного просим санкции об изъятии партизана Дамдинова Е.Н. или в крайнем случае немедленно удалить его из предела Агинского Аймака по линии центральных организации. Во отношении Дамдиновой Лхаме, если она находится в Верхнеудинске дать распоряжение органам ОГПУ или Милиции арестовать ее и направить к нам»[26].

Исключали из партии и за связь с ламством: «11. Вампилов Ракша – член ВКП(б) с 1932г., бурят, 1871 года рождения, по соц. происхождению сын ламы Онзад, исключен из рядов партии: выходец из кулацко – ламской семьи, отец лама Цугольского дацана - имел до 20-ти лошадей, 80 голов – рогатого скота и 200 голов овец. В настоящее время – сам живет в Агинском дацане в собственном дому, купленном ламы Сымпилова»[27]. Из выдержки показания свидетелей видно, в какой ситуации находились ламы: «По делу степного ламы – Цыденова Жамьяна. Степной лама Цыденов был у меня в юрте 16.03, в разговоре со мной говорил, что скоро во всех юртах будут лежать мертвые от голода, т.к. сейчас население уже сидит голодное, все отобрали и продолжают отбирать. Спасти от голодной смерти нас может только переворот власти, который должен скоро свершится. (из слов пок. Св. Бадмаева, бедняк, единоличник). 15.10.32г. ст. лама Цыденов приезжал ко мне и после чтения молитвы говорил: “Сейчас в колхозы вступать никому нельзя, т.к. после свержения Сов. власти, власть перейдет в руки тех, кого сейчас притесняю и колхозам придется плохо”. (из слов пок. св. Цыденова, бедняк, единоличник)»[28]. В виду высокой религиозности бурят, ламы имели огромный авторитет среди бурятского населения, к их словам прислушивались, их уважали и почитали, даже в период строгого государственного контроля на религиозную деятельность рядовые буряты обращались к ним для проведения богослужений.

Репрессивная политика партии охватила и сферу образования. Историк-краевед В. И. Василевский в книге «Трагические страницы Забайкальской истории» Василевский посвятил отдельную главу репрессиям в сфере образования и комсомола, где дал много примеров по делам учителей и комсомольцев, а также назвал громкие дела против учителей – «врагов народа»[29]. Проверке на благонадёжность подверглись учителя, не только состоявшие в партии или являвшиеся кандидатами в члены партии, но и весь педагогический коллектив. В 1930-х гг. происходили партийные проверки или, как тогда говорили, «чистки» среди забайкальского учительства. При осуществлении чистки членов партии в учебных заведениях создавались специальные комиссии, в которые входили и сотрудники НКВД. Причины, по которым исключали из партии, были самым разными: если они были участниками контрреволюционной деятельности; имели родственников, являющихся врагами народа; проживали на территории Маньчжурии; выступали против политики партии; или на учителей поступали доносы.

Учителям, которые не прошли партийную проверку, в личном деле, писали: «неблагонадежный, заменить» или «уволить с работы». При проведении чисток отмечается ряд фактов, когда вслед за исключением из партии снимали с работы, лишали продовольственных карточек, выселяли из квартир и могли лишить всякой возможности работать в различных учреждениях.

Учителя были обязаны следить за моральным обликом и воспитанием детей в семьях и школе. Такие требования предъявлялись в школах, в которых обучались и дети «врагов народа». Их не принимали в ряды октябрят, пионеров или исключали из комсомола. Детям со школьной скамьи внушали, что их окружают враги народа, которых нужно выявлять, а их поступки искоренять в советском обществе.[30]

В архивном документе закрытого заседания Агинского АК ВКП(б) от 24-го января 1937г. описано существо дела о кандидате ВКП(б) Пушембуева Цынга /Хамаганов/. «Он 1909 года рождения. По соц. положению – крестьянин. По профессии – учитель. Кандидат ВКП(б) с 1932 г. Бурят. Работает преподавателем Хойто – Агинской начальной школы. По проверенным материалам по линии РО НКВД, он состоит членом контрреволюционной националистической организации, который проводила диврсионно – вредительскую работу. Имеет родственников лам и сам бывший лама /хуварак/. Постановили – Пушембуева Цынга из кандидатов ВКП(б) исключить как врага народа»[31].

Репрессии в образовании нанесли большой урон советскому обществу в целом. Ведь именно в школе закладывается понятие добра и зла, правды и лжи. В 1930-е гг. эти понятия были искажены, дети воспитывались в атмосфере страха и лжи. Образование в целом оказалось в тяжёлом положении, свобода самовыражения была подавлена, а те, кто пытался воспротивиться сложившейся системе, оказывались в одночасье врагами народа.

Таким образом, существовали самые разные причины, из-за которых исключали из партий: за связь с чуждыми элементами – кулачеством, ламством, за пьянство, за нарушение парт дисциплины, за неуплату членских взносов, за партийную безграмотность, за нежелание коллективизировать свое хозяйство, за соблюдение религиозных обрядов и т.д. Политические репрессии 1930-х гг. среди населения Забайкалья привели к серьезным деформациям в развитии общества. Они во многом определили дальнейшее развитие общества, посеяли страх перед возможностью вновь оказаться под молохом репрессий.

 

 


[1] Постановление правительства ДВР.

[2] Известия ЦИК и ВЦИК. 12 января. 1922.

[3] Основной закон (Конституция) ДВР. - Чита, 1921. - С. 16-17

[4] К.Б-М. Митупов, Е.Н. Палхаева. Становление национальной государственности бурятского народа в 1920-30-е гг. // Вестник Бурятского университета. Сер. 4: История. Вып. 4. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002 г. - С. 33.

[5] К.Б-М. Митупов, Е.Н. Палхаева. Становление национальной государственности бурятского народа в 1920-30-е гг. // Вестник Бурятского университета. Сер. 4: История. Вып. 4. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002 г. - С. 26.

[6] Постановление ЦИК СССР от 26 сентября 1937 г. О разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области. - [Электронный ресурс]: - URL: https://lawru.info/dok/1937/09/26/n1195240.htm (дата обращения 23.03.2016)

[7] Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. Улан-Удэ, 1994. - С.122.

[8] Демидов И.А. Демидов В.В., Познаннский B.C. Народы Сибири на путях ин­тернационализма. - Новосибирск, 1990. - С. 80.

[9] Как исчезла единая Бурят-Монголия. 1937-1958 гг. // Конгресс бурятского народа». - Улан-Удэ, 1997. - С. 41-43.

[10] Урбанаева И.С., Михайлов Т.М., Рандалов Ю.Б., Бураев И.Д. Национальный вопрос в Бурятии, - Улан-Удэ, 1989. - С. 5.

[11] Всемирная история. - М., 1962. Т. IX,- С. 516

[12] Палхаева Е.Н. К вопросу образования бурятских национальных округов // Взаимоотношения народов России и Дальнего Востока: История и современ­ность. Национальное, социальное и экономическое развитие в Байкальской Азии: Материалы международной научно-практической конференции. 16-20 сентября 1999 г., Улан-Удэ, 2000,- С. 133-137.

[13] Елаев А.Л. Бурятия: путь к автономии и государственности. - Улан - Удэ. 1994,- С. 125.

[14] История Усть - Ордынского Бурятского автономного округа / Под ред. Л.М. Дамешека. М., 1995. С.436.

[15] К.Б-М. Митупов, Е.Н. Палхаева. Становление национальной государственности бурятского народа в 1920-30-е гг. // Вестник Бурятского университета. Сер. 4: История. Вып. 4. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002 г. - С. 33.

[16] Постановление ВЦИК от 10.12.1930г. «Об организации национальных объединений в районах заселения малых народностей Севера». – [Электронный ресурс]: - URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3682.htm (дата обращения 25.03.16).

[17] Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 20.04.1932"Об утверждении Положения об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов северных окраин РСФСР". – [Электронный ресурс]: - URL: https://lawru.info/dok/1932/04/20/n1197725.htm (дата обращения 25.03.16).

 

[18] Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 502.

 

[19] ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О реабилитации жертв политических репрессий”. Закон РФ от 18 октября 1991 года, № 1761-1 (с изменениями и дополнениями на 10.09.2004.) – [Электронный ресурс]: - URL: https://www.memo.ru/rehabilitate/laws/2004/rea-law4.htm (дата обращения 24.03.2016)

[20] ГАЗК. Ф. П.-19. Оп.1. Д.321. Л.5.

[21] Василевский В.И. Трагическая страница Забайкальской истории.- Чита.-2012.-222с.

 

[22] ГАЗК. Ф. П.-19. Оп. 1. Д. 212. Л. 41.

[23] ГАЗК. Ф.П.-19. Оп.1. Д.505. Л.3

[24] ГАЗК. Ф.П.-19. Оп.1. Д.210. Л.3.

[25] ГАЗК. Ф.П.-19. Оп.1. Д.210. Л.18.

[26] ГАЗК. Ф.П.-19. Оп.1. Д.289. Л.4,5.

[27]ГАЗК. Ф.П.-19. Оп.1. Д.381. Л.2.

[28]ГАЗК. Ф.П.-19. Оп.1. Д.423. Л.31.

[29] Василевский В. И. Трагические страницы Забайкальской истории. – Чита; Улан-Удэ, 2012. – 224 с

 

[30] Алексеева И.В. Репрессии 1930-х годов среди населения Забайкалья// [Электронный ресурс]: - URL: https://исторический-сайт.рф/Репрессии-1930-х-годов-среди-населения-Забайкалья-1.html (дата обращения 08.03.16г.)


[31] ГАЗК. Ф.П.-19. Оп.1. Д.492. Л.7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: