Репрессии в Агинском Бурят-Монгольском округе в 1930-е гг.
Выпускная квалификационная работа
Направление 44.03.01 Педагогическое образование,
профиль «Историческое образование»
Исполнитель: Дармабадараев В.Б.
студент 4 курса очной формы обучения
Научный руководитель:
к. истор. н., доцент, доцент кафедры истории
Разгильдеева И.И.
Допущена к защите
«___»________20___г.
Зав. кафедрой________О.А. Яремчук
Чита, 2016 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………...………………. |
Глава 1. Создание Агинского Бурят-Монгольского округа в период становления советской власти………………………………………………... |
1.1. Развитие формы национальной государственности в 1920-30-е г………. |
1.2. Социально-политическое положение……………………………………… |
Глава 2. Период репрессий в 1930-ых годов………………………………… |
2.1. Правовой аспект политики репрессий ……………………………………... |
2.2. Проведение «чистки» на территории Агинского Бурят-Монгольского округа……………………………………………………………………………... 2.3. Классный час на тему: Репрессии в Агинском Бурят-Монгольском округе в 1930-е годы……………………………………………………………. |
Заключение……………………………………………………………………… |
Библиография…………………………………………………………………... |
Введение
На сегодняшний момент политические репрессии являются одной из актуальных тем, так как они коснулись почти каждого жителя страны. Каждый неразрывно связан с этой трагедией. В последнее время очень часто всплывают страшные тайны того времени, увеличивая тем самым важность этой проблемы.
Степень изученности. Тема «репрессий» долгое время оставалась закрытой для обсуждения и исследования, лишь после распада СССР начинается время детального изучения и анализа этого явления. Хочется отметить, что работ именно по репрессиям в Забайкалье в 30-е годы не так уж много, а трудов по Агинскому Бурят-Монгольскому округу вовсе нет. Впервые к теме репрессий в Забайкальском крае обратился историк-краевед В.И. Василевский. В книге «Трагические страницы Забайкальской истории» Василевский выделяет несколько этапов проведения репрессий, особое внимание уделяет репрессиям в сфере образования и комсомола, где дал много примеров по делам учителей и комсомольцев, а также назвал громкие дела против учителей - «врагов народа».
Новизна исследования заключается в том, что использовались в работе использовались ранее не опубликованные архивные материалы.
Объект исследования:
Предмет:
Целью данной работы является: выявить причины и процессы, повлекшие к репрессиям в Агинском Бурят–Монгольском округе в 1930–е годы.
Задачи:
· Рассмотреть процесс становления Агинского Бурят-Монгольского округа.
· Изучить и проанализировать социально-политические изменения в период становления советской власти.
· Рассмотреть какую роль играет политика репрессий и каковы её результаты.
Источниковой базой выпускной квалификационной работы являются архивные материалы.
Значительная информация
Глава 1. Создание Агинского Бурят-Монгольского округа в период становления советской власти.
Развитие формы национальной государственности
В 1920 - 30 - е гг.
Практически до начала ХХ в. у бурят-монгольского народа населявших территорию российского государства не существовало единого национально- государственного образования. Его развитие происходило в несколько этапов. Первый относится к началу 1920-х годов, когда бурят-монгольские автономные области входили в состав РСФСР и ДВР. Они признавались административно-территориальными единицами Советской России и Дальневосточной Республики, но их правовое положение оставалось ограниченным и не отвечало национально-государственным интересам бурят-монгольского народа. Бурят-Монгольская автономная область образовалась 21 апреля 1921 года в результате постановления правительства Дальневосточной республики[1], а в состав РСФСР включена после декрета ВЦИК РСФСР от 9 января 1922 года[2]. Статус у Бурят-Монгольской автономной области ДВР стоял выше, так как по Конституции ДВР от 26 апреля 1921 года, она признавалась автономной частью республики. Основные положения которой вошли в Конституцию ДВР в виде статей 116-120. «Вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделяется в особую область под названием «Бурят-Монгольская автономная область». Земельные отношения бурят-монгольского населения с окрестным русским населением в целях устранения чересполосицы регулируется специально созданной правительством республики комиссией, в которую входят на паритетных началах заинтересованные представители обеих сторон. Население Бурят-Монгольской автономной области подчиняется общим законам республики и в пределах Бурят-Монгольской автономной области, оно самостоятельно в сфере организации суда, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. Автономная область в пределах своей компетенции имеет самоуправление на основании общих законов республики областным собранием уполномоченных, которое избирало исполнительный орган – областное управление, причем означенное собрание уполномоченных имеет право в пределах указанной самостоятельности (ст. 118 настоящего закона) издания областных местных законов, не противоречащих общим законам республики. Все законы, распоряжения и постановления правительства общегосударственного характера проводятся в жизнь на территории Бурят-Монгольской автономной области через ее областное управление». [3]
Следующим является образование Бурят-Монгольской АССР путем объединения ДВР и РСФСР. Инициатива исходила от местных руководителей из числа бурятских коммунистов. Президиум Бурят - Монгольского обкома РКП(б) 20 ноября 1922 г. рассматривал вопросы по объединению автономных областей в единую автономную республику, в последствие чего принято постановление: «принципиально высказаться за объединение двух автономных областей; предложить коммунистической фракции Бурят-Монгольского ревкома начать подготовительную работу к объединению...»[4].
23 декабря 1922 г. заседание Бурят-Монгольского ревкома сформулировало конкретные предложения по формированию территории будущей автономной республики и определения ее границ. Участники заседания приняли постановление о соединении обеих Буравтообластей с образованием Бурят-Монгольской республики с центром в г. Верхнеудинске.
Таким образом, можно констатировать факт, что инициатива объединения Бурят – Монгольских автономных областей ДВР и РСФСР в единую автономную республику исходила от лидеров бурятского народа.
Постановление Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1923 г. детализировало решение о создании Бурят-Монгольской АССР, впредь до образования органов государственной власти республики всю полноту власти в ней осуществляет ревком, образуемый ВЦИК РСФСР:
«1. Считать административным центром Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол город Верхнеудинск.
2. Поручить специальной комиссии... определить точные границы образуемой республики бурят-монгол и представить проект этих границ на утверждение ВЦИК не позже 1 августа 1923 г.
3. Положить в основу работы, означенной в предыдущей статье комиссии, проект границ, выработанный облисполкомом и областным ревкомом Бурят-Монгольских автономных областей.
4. Впредь до созыва 1-го съезда Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол всю полноту власти в объединенных автономных областях бурят-монгол представить революционному комитету Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол, образуемому ВЦИК и непосредственно с ним связанному.
5. Возложить на ревком Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол обязанность приступить к организации центральных органов управления республики и созвать 1-й съезд Советов Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол.
6. Поручить комиссии в составе: Сапронова, Белобородова, Глингера, Серафимова выработать проект положения по Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол как составной часта РСФСР, в соответствии с постановлением ВЦИК 30 мая сего года и с настоящим постановлением и представить этот проект на утверждение Президиума ВЦИК»[5].
Далее исходя из Постановления вновь избранной комиссии представителей новой республики, разработан проект Положения о Бурят-Монгольской АССР как составной части РСФСР, данные положения утвердились декретом ВЦИК от 12 сентября 1923 г. «Положение о государственном устройстве Бурят-Монгольской АССР». Она являлась федеративной частью РСФСР. Все управление организовывалось на основе Конституции РСФСР из местных Советов.
Положение дало начало второго этапа в развитии национальной государственности бурятского народа, в ходе которого сплочение разрозненных автономных областей привела к созданию единой автономной республики, как высшей формы национальной автономии в РСФСР.
Постановлением ЦИК СССР от 26 сентября 1937 г. «О разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области» нарушилась вся национальная государственность бурятского народа[6]. Утвердился раздел республики на три территориальные единицы с разными статусами, что оказалось полной неожиданностью. В самом названии указывались причины разделения: «О разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области», где отсутствовало упоминание о Бурят-Монгольской АССР, хотя оно затрагивало коренные интересы бурятского народа, из состава которого 6 аймаков (районов) передавались вновь образованным областям. В их составе создавались Агинские и Усть-Ордынские национальные округа. Все изменения принимались без участия органов власти и согласия населения республики, на тот момент, практически все руководство республики было репрессировано[7]. Права наций на самоопределение оказались ущемлены и в таких условиях никто видимо и не вспоминал об этом.
Причины раздела не указывались, лишь позднее была сформирована официальная точка зрения, по которой раздел пошел только на пользу республике. Данной позиции придерживалась группа исследователей - В.А. Демидов, В.В. Демидов, B.C. Познаннский.[8] По их мнению, данное решение о разделении носило положительный характер. Оно отвечало сложившимся конкретным историческим условиям и учитывало все экономические, географические и национальные факторы. Географическая отдаленность от центра приводила к тому, что в условиях недостаточно развитой связи и транспортной инфраструктуры существовала серьезная проблема в обеспечении снабжения данных территорий и управления ими. Крайне важным для экономики Иркутской и Читинской областей являлось присоединение бурятских аймаков с их сельскохозяйственным потенциалом (Усть-Орда – производство зерновых культур и мясомолочное животноводство, Ага – овцеводство).
Существует и другая точка зрения по данному вопросу, в котором раздел республики оказал отрицательное влияние для ее дальнейшего развития. Историк-монголовед – Ш.Б. Чимитдоржиев видит отрицательные последствия в передаче шести аймаков соседним областям. Республика стала ослабленной политически и экономически. Территория значительно сократилась, единое национальное хозяйство бурят-монгольского народа стало разрозненно, связи между этническими группами бурят-монголов ослабли, что повлекло деформацию бурятского языка, национальных культурных традиций и обычаев. Сейчас трансформацию, проходившую в результате разделения народа середине 20 в. очень легко отследить, различия между бурятами различных областей проживания, различия присутствуют в культуре, языке, письменности и традициях, значительно ослабли культурно-этнические связи, процессы формирования единой культуры замедлились. Ш. Б. Чимитдоржиев пришел к выводу о том, что в 1937 г. совершилась антиконституционная акция, дискриминирующая бурят-монгольский народ. Суверенное право на свободное самоопределение которого так и не учли.[9] Территориальное разделение республики отрицательно сказалось на демографических процессах, численности бурятского народа. Значительно сократилась территория этнического расселения: «если площадь Агинского района до отделения от Бурятии составляла 26650 кв. км, то после она составляет 19000 кв. км. Площадь Аларского, Боханского, Эхирит - Булагатского районов составляла 246670 кв. км, после - 129000 кв. км»[10].
На наш взгляд, основные причины разделения Бурят-Монгольской АССР кроются в общей политике ЦК ВКП(б) и Советского правительства в области национального вопроса. В политике партии, которая всегда находилась в зависимости от конкретной исторической обстановки, решающую роль играли обстоятельства геополитического характера. На фоне возрастания напряженности на Дальневосточной границе со стороны милитаристской Японии ход национального строительства в Бурят -Монгольской АССР не устраивал руководство страны. В конце 1935 - начале 1936 г. Япония организовала ряд провокаций против дружественной Монгольской Народной Республики. В 1937 г. японские войска вторглись в Северный Китай, захватили Пекин, Тяньцзинь, Шанхай и другие крупнейшие города. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию[11]. Геополитическое положение Бурят - Монгольской АССР в условиях нарастания политической, военной напряженности на дальневосточных рубежах СССР, учет был одним из решающих факторов в стратегическом планировании Советского руководства в вопросах, касающихся укрепления обороноспособности Восточной Сибири и Дальнего Востока. Территория Бурят-Монгольской АССР, а именно, участок Транссибирской магистрали был единственным связующим звеном между Центральной частью России и Дальним Востоком. При потере контроля этими территориями (с юга – граница с Монголией, север – озеро Байкал), то вся страна в буквальном смысле раскололась бы на две части. Руководство страны понимало всю важность данного вопроса, поэтому приняли решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали – в альтернативу Транссибу[12].
Для достижения политической стабильности в приграничных районах при подготовке к войне высшее партийное руководство Советского Союза, использовало все средства и методы, в том числе и незаконные. Осенью 1937 г. по указанию И.В. Сталина НКВД СССР провел «зачистку» приграничной территории от «неблагонадежных элементов». Всего депортировано Казахстан и республики Средней Азии из Бурят - Монгольской АССР, Читинской области, Хабаровского и Приморского краев было депортировано 120000 корейцев и 8000 китайцев. Исследователь истории Бурятии А.А. Елаев утверждает: «на депортацию бурятского населения тех аймаков, которые отходили от БМ АССР, Центр, очевидно, не решился по той причине, что буряты имели, в отличие от корейцев и китайцев, собственное национально - государственное образование, а потому и не относились, по принятой тогда классификации, к так называемым «текучим национальным группам». Те, кто не имел определенной классовой структуры и якобы исторической территории (как советские корейцы, китайцы, а также некоторые другие народности), по мнению советского правительства давало повод для их депортации[13]. Однако проблему необходимо было решить любым путем, так как ЦК ВКП(б) не мог позволить себе возможности национального сепаратизма (в форме «панмонголизма») в республике, являвшейся в регионе крупнейшим и единственным национальным образованием. Поэтому решение ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР ослабить Бурят-Монгольскую АССР как национальное образование путем разделения ее территорий на три части. В подтверждение можно привести мнение о том, «…что создание округов из аймаков Бурят-Монгольской АССР, «разбавленных» другими территориями, было нацелено не только на расчленение, но и своеобразную экстерриториальную изоляцию республики, оказавшейся «зараженной панмонголизмом» и прочими «типичными» для этого времени «болезнями»[14].
Причины раздела территории Бурят-Монгольской АССР кроются в плоскостях внутренней и внешней политики СССР, проводимых высшим партийным и советским руководством во второй половине 1930-х годов. Но главной причиной, на наш взгляд, являлось функционирование тоталитарной системы, сложившейся в рассматриваемое время. Тоталитарная система при решении любых вопросов не признает верховенство законов, а руководствуется соображениями субъективной целесообразности. Наглядным примером данной практики является разделение территории Бурят-Монголии, из-за субъективной идеи - «приграничная автономия без панмонголизма - надежная оборона восточных рубежей»[15].
Таким образом, территория Агинского Бурят-Монгольского округа образовалась в результате раздела БМ АССР, произведенный в сентябре 1937г. Постановлением ЦИК СССР и I политбюро ЦК ВКП(б), который привел к отделению от автономной республики 6 аймаков (районов), присоединенных затем к Иркутской и Читинской областям на правах национальных округов. Официальными причинами раздела БМ АССР стали: географический фактор, хозяйственно экономическая целесообразность, старые территориальные споры между автономной республикой и соседними областями, а также внутренняя политика тоталитарного режима Сталина. Реальными причинами раздела являлись, прежде всего, борьба с «панмонголизмом», якобы «поразившим» республику для интересов милитаристской Японии, что представляло непосредственную военную угрозу СССР. Оценивая последствия раздела БМАССР, следует констатировать, что он сыграл в судьбе бурят весьма негативную роль, выразившуюся в сокращении численности этноса и территории проживания, разрыве национально -культурных и хозяйственно - экономических связей народа.
Во время образования Агинского Бурят-Монгольского округа, он функционировал, в основном, на основании Постановления ВЦИК от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах заселения малых народностей Севера»[16], но он имел слабые конституционные основы. В соответствии с этими постановлениями окружные Советы депутатов трудящихся именовались местными и действовали на основе решений высших органов государственной власти областей (областные органы государственной власти в лице облисполкомов Советов депутатов трудящихся, являясь вышестоящей инстанцией, могли отменять и приостанавливать решения окружных властных структур)[17].
В рассматриваемый период правовое положение национальных округов, определялось текущим законодательством, оно закрепляло главенствующее положение областных органов государственной власти, прежде всего в отраслях экономики, образующих инфраструктуру региона. При этом статус бурятских национальных округов в составе Читинской и Иркутской областей определялся как национальные административные образования, но по сути они считались административно-территориальными единицами областей с особым бытом и национальным составом.
Постановления областных исполкомов противоречили особым условиям национальных округов, но в отличие от обычных административно-территориальных единиц национальные округа имели право на апелляцию во ВЦИК и СНК РСФСР.
Таким образом, исследование национально-государственного образования Бурят-Монгольских национальных округов в составе РСФСР в период с 1937 по 1976 гг. позволяет сделать однозначный вывод об изначально заложенной узости их правового положения, явно ущемлявшей интересы коренного бурятского населения округов, в интересах правительства и условиях тоталитарного руководства.
Глава 2. Период репрессий в 1930-ых годов.