Психический процесс | Краткая характеристика | Упражнение на развитие | Опорные слова |
Восприятие | Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Выделяют зрительное, слуховое и осязательное восприятие. | Упражнение «Найди спрятанные предметы». Ребенку необходимо рассмотреть и назвать предметы, изображенные на картинки. Задание осложняется тем, что предметы нарисованы друг на друге. Примеры картинок:
![]() | Посмотри, назови |
Внимание | Состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. | Упражнение на повышение уровня распределения внимания. Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенку необходимо запомнить текст и сосчитать число ударов. Если проводить упражнение в группе детей, то можно внести соревновательный момент: кто правильно сосчитает, тот и выиграл. | Слушай, считай, повтори текст, назови количество ударов. |
Память | Процессы получения, хранения, воспроизведения и переработки человеком различной информации. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Основные функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Различают иконическую (мгновенную), кратковременную, оперативную и долговременную память. | Упражнение «Запомни рассказ». Прочитайте ребенку интересный и небольшой текст. После чего попросите его изобразить основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Можно усложнить задание и предложить ребенку еще и продолжить текст двумя-тремя предложениями. | Слушай, рисуй, повтори, придумай. |
Воображение | Способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. | Упражнение «Три предмета». Ребенку дают три ничем не связанных между собой предмета, например, кофеварку, пустую бутылку и ручку. Ребенку надо придумать историю, используя все эти предметы. Предметы могут быть абсолютно любые. | Посмотри. Придумай, расскажи |
Мышление | Высший познавательный процесс. Психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. | Упражнение на визуализацию «На что это похоже». Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
Пример картинок: ![]() | Посмотри, придумай. |
Речь | Система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. | Упражнение «Подбери слова». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов, которые можно отнести к группе «дикие животные», «цветы», «погодные явления», «инструменты», «посуда» и т.д. | Вспомни, назови. |
Использованная литература.
- Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010. – 304 с., ил., CD.
- Немов Р.С. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.